Папки-передвижки

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

Татьяна Мавруда
Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

«…Не только интеллектуальное развитие ребенка,

но и формирование его характера,

эмоций у личности в целом,

находится в непосредственной зависимости от речи».

(Лев Семенович Выготский)

«В пустых стенах ребенок не заговорит!»

(И. Тихеева)

Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах

А. Макаренко называл театр одним из самых любимых зрелищ. А участие театральной деятельности дает возможность всестороннего воспитания личности.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.

Период с 3-7 лет – это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря. Таким образом, процесс развития речи дошкольника – процесс сложный и многоплановый. Одним из его средств является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность дошкольников - это вид художественно-творческой деятельности. Театрализованная деятельность- самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природеи находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой.

Цель театрализованной деятельности : создание условий для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

Исходя из цели в работе по этой теме возникаютследующие задачи:

- воспитывать творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом; слышащего и понимающего своего партнера во взаимодействии;

- совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковой культуры;

- активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес у детей.

При решении этих задач определяется значение театрализованной деятельности дошкольника :

-помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;

-появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;

-совершенствует артикуляционный аппарат;

-формируется диалогическая, эмоционально–насыщенная речь;

-улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;

- дети получают эмоциональный подъем;

- способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;

-позволяет формировать опыт социального поведения;

- стимулирует активную речь.

Вся жизнь ребенка насыщена игрой, в которой ему хочется сыграть свою роль. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, но учится жить в этом мире, строить взаимоотношения. Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, монологу, импровизировать с элементами ряжения на заданную тему. Исследованиями ученых Л. Ворониной, Р. Смугтинойустановлено: если в 1 младшей группе дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, сказки и т. п, а во 2 младшей группе использовать игрушки, фигурки различных видов театра, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

Мне интересен метод работы О. С. Ушаковой, где она предлагает театрализованные игры и упражнения, связанные с решением проблемы в развитии речи дошкольников.

В ноябре 2014г. в Москве издательство «Сфера» проводило семинар О. С. Ушаковой по теме «Основные направления работы по развитию речи детей дошкольного возраста», где выставлена программа по развитию речи.

Я для себя выделила:

1. Ведущей линией развития речи детей 3-4 лет является воспитание звуковой культуры речи, включая работу по обучению правильному звукопроизношению. Пристальное внимание уделяется развитию интонационного чутья, обучению разнообразных способов словообразования, умение видеть структуру рассказа (начало, середина, конец).

2.5-й год жизни- работа по воспитанию звуковой культуры речи, которая включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умение пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности. Детей знакомят с новыми терминами, уточняют термины «звук» и «слово». Учатся составлять небольшие рассказы. Продолжается обучение образованию форм родительного падежа ед. и мн. числа.

3. 6-7 лет: особое внимание уделяется синтаксической стороне речи- т. е. строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Работа с синонимом дает возможность подбирать слова со сходным значением, а также антонимы, сравнения, эпитеты и т. д., учит детей описывать предмет, называя его признаки, качество, действия. Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитывать звуковое чутье, желание говорить правильно.

В Программе оставлено много места для творчества педагогов; предложены варианты.

Театрализованную игру исследователь Л. В. Артемова делит на 2 группы:

-Драматизации

-Режиссерские

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановка спектаклей.

Рационально выделить ступени к драматизации:

1. Игра-имитация отдельных действий животных, человека и птиц; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко- дети обрадовались).

2. Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладоши и стали танцевать).

3. Игра-имитация хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

4. Игра-импрвизация под музыку.

5. Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов, прибауток.

6. Ролевой диалог героев сказок.

7. Инсценировка фрагментов сказок о животных («Теремок»).

8. Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка») и авторским текстам (Сутеев «Под грибом»).

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки и их заместители, а ребенок- управляет «артистами». Ребенок «озвучивая» героев и комментируя сюжет, использует разные средства вербальной выразительности.

В работе я использую следующие виды театров :

- перчаточный

- настольный

- кукольный

-пальчиковый

-на фланелеграфе

-костюмированный

-масочный

-на палочках

-теневой

-магнитный

-камней

Для примера я хочу привести последовательность в работе над русской народной сказкой «Теремок», итогом которой явилась полноценная драматизация, все роли в которой исполнялись детьми:

- чтение

- прослушивание

- знакомство с героями (куклы, пальчиковый театр, настольный, фланелеграф, драматизация)

В этой работе использовались следующие творческие методы и приемы:

- знаковая система обучения (схемы, условные обозначения, мнемотаблицы);

- моделирование;

- ситуация «проживания»;

- противоречий и доказательств;

- ассоциаций;

- коммуникативные;

- просмотр видеофильмов;

- слушание аудиозаписи;

- словесное рисование;

- хоровое и индивидуальное пение;

- нетрадиционные методы рисования и аппликации;

- коллаж из сказок;

Музыкотерапия.

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

- влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи детей и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: «Учить - играя!»

- с помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества.

- увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому. Учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников
Опубликовано: 26 мая 2020 в 18:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД