МААМ-картинки

«Театрализованная деятельность в детском саду»

Лидия Игнатенко
«Театрализованная деятельность в детском саду»

Театрализованная деятельность в детском саду

Игнатенко Лидия Викторовна

Музыкальный руководитель

МБДОУ №30 «Теремок»

Чтобы веселиться чужим весельем

и сочувствовать чужому горю, нужно уметь

с помощью воображения перенестись

в положение другого человека,

мысленно стать на его место».

Б. М. Теплов

Публикация «„Театрализованная деятельность в детском саду“» размещена в разделах

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Содержание театрализованной деятельности

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет музыкальный руководитель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним

• разучивание танцевальных композиций, песен на заданную тему,

• разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

• упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

• упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.

Построение среды для театрализованной деятельности

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.

• индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

• особенности его эмоционально-личностного развития;

• интересы, склонности, предпочтения и потребности;

• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

• возрастные и полоролевые особенности.

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр

для детей дошкольного возраста.

Например, педагоги Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова рассматривают:

- настольный кукольный театр (на плоской картине, на кружках, магнитный, конусный, театр игрушки);

- стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный, стенд-книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

- напольные куклы (марионетки, конусный театр);

- театр живой куклы (театр с «живой куклой», ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).

Г. В. Генов так классифицирует

виды театров для дошкольников :

- картонажный;

- магнитный;

- настольный;

- пяти пальцев;

- масок;

- ручных теней;

- «живых теней»;

- пальчиковый теневой;

- книжка-театр;

- театр кукол для одного исполнителя.

Театр и родители

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Проект

«Неделя театра в детском саду»

Значение проекта: гармоничность психического и интеллектуального развития.

В работе использовались следующие приемы:

- психогимнастика;

- эмоционально-коммуникативные, актерские тренинги;

- элементы групповой психотерапии, которые знакомят с закономерностями творческого перевоплощения в образ;

- использование музыки, как средства психологической разгрузки;

- психологизация – передача особенностей поведения животных детьми;

- игровые упражнения;

- игры – драматизации;

- речевая гимнастика;

- коммуникативные игры;

- игровые тренинги;

- диагностика.

Творческий этап развития проектной деятельности предполагает пошаговую деятельность педагога и детей.

Первый шаг: постановка детей в определенные условия, выделение взрослыми или детьми проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

Работать над проектом начали во всех дошкольных группах.

В соответствии с возрастными особенностями детей данных групп, была смоделирована ситуация – детям были предложены детские художественные произведения и предоставлена возможность сочинить и «поиграть» в новые сказки.

Познавательная деятельность, психогимнастика, наличие театральных уголков способствовали вхождению в образ.

Второй шаг: определение цели, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

Целью проектной деятельности стала постановка спектаклей.

Третий шаг: планирование деятельности при участии взрослых как партнеров и определение средств реализации проекта.

Дети подготовительных групп уже умеют планировать свою деятельность, владеют приемами моделирования и это помогло разработать план, составить схему работы над сказкой, в которой была отражена вся деятельность :

- обозначить героев;

- подготовить декорации и костюмы;

- «создать» иллюстрированные книги, изготовить различные виды театров;

- разучить роли, песни, танцы.

Итог – показ спектаклей.

Подготовка и постановка спектаклей прошла через все виды деятельности :

Познавательно-речевая деятельность.

- мы познакомились со сказками в различных обработках;

- создали план – схему подготовки к театральным постановкам, схему участников работы над спектаклем;

- читали детскую литературу;

- упражнялись в составлении загадок по методу Нестеренко.

Продуктивная деятельность.

- разработаны эскизы декораций;

- созданы эскизы костюмов;

- изготовлены различные виды театров;

- нарисованы театральные афиши.

Театрализованная деятельность.

- разыграны театральные этюды и упражнения для развития выразительности движений, речи;

- подобраны и разучены номера песен, танцев к спектаклю.

К реализации проекта были привлечены и родители (исполнение ролей, изготовление реквизита и декораций, костюмов).

Проектная деятельность способствовала развитию коммуникабельности, во время работы происходила не только взаимопомощь и поддержка, но и взаимообучение. Дети учились интересным приемам и мастерству, а взрослые и дети - открытости, непосредственности, искренности.

Четвертый шаг: обсуждение результата, хода работы, выяснение причин успехов и неудач.

Поставленные спектакли записаны на видео. Это помогло не только проследить результаты и порадоваться за успехи, но и обсудить, сделать выводы о причинах успехов и неудач. Дети и взрослые могли понаблюдать интересные решения ситуаций, подобранные приемы, удачно использованные средства выразительности: движения, жесты, мимика, интонации; оценить «со стороны зрителя» созданные декорации и костюмы.

Пятый шаг: определение перспективы развития проекта.

После совместного обсуждения итогов театральной недели на педсовете, было принято решение организовать показ сказок не только малышам и родителям, но и пригласить на спектакль детей из другого детского сада.

Результаты проекта:

1. работа над проектом способствовала развитию творческих начал и умственных способностей, целеустремленности, настойчивости, преодолению трудностей в эмоционально-волевой сфере;

2. развились способности к импровизации в создании образа, умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения);

3. повысился уровень выразительности речи, владения голосом, телом, пластикой движений;

4. работа по развитию детского творчества помогла сформировать умение подчинять средства, способы собственному замыслу, поставленной задаче, дети овладели умением давать мотивированную оценку результатам;

5. повысился уровень социальной компетентности. Дети научились свободно общаться со сверстниками и взрослыми, свободно задавать интересующие вопросы, чувствовать себя полноправными участниками данного проекта.

Определенного результата достигли и педагоги ДОУ. Реализуя одну из основных задач годового плана: «Создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по воспитанию эмоциональной выразительности у дошкольников».

Повышение профессионального мастерства и компетентности пронизывало весь учебно-воспитательный процесс.

Вывод: коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самовыражению личности, создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность в детском саду Воспитательные возможности театрализованной деятельности широ-ки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии.

Мастер-класс. Театрализованная деятельность в детском садуМастер-класс. Театрализованная деятельность в детском саду АКТУАЛЬНОСТЬ моего мастер – класса заключается в том, что в условиях перехода на ФГОС ДО и в соответствии с целевыми ориентирами, которые.

Проект «Театрализованная деятельность в детском саду»Проект «Театрализованная деятельность в детском саду» Актуальность Дети, поступающие в группу с ОНР, замкнуты и не уверенны в себе. Не развиты коммуникативные качества, речь, память, воображение.

Театрализованная деятельность в детском саду.Театрализованная деятельность в детском саду. Театрализация в детском саду-одно из любимых занятий моих воспитанников. В детских глазках появляется живой огонек при только лишь упоминании.

Театрализованная деятельность в детском саду Театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение.

Театрализованная деятельность в детском саду Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Театрализованные игры позволяют решать.

Театрализованная деятельность в детском саду (фотоотчет)Театрализованная деятельность в детском саду (фотоотчет) Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно.

Театрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность в детском саду В последнее время в нашем современном обществе резко повысился престиж научного знания. Родители.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность раскрытия творческих способностей ребенка, воспитание всесторонне развитой.

Театрализованная деятельность в детском саду. Сказка «Курочка Ряба» Сказка «Курочка Ряба» Ведущая. Дед и Баба, возле речки Жили в домике своём. Дед лежал-всегда на печке. Ну, а Баба - то сведром, То за прялкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Театрализованная деятельность в детском саду»
Опубликовано: 31 мая 2017 в 19:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД