Получи документы

Театральная деятельность — средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Анна Казакова
Театральная деятельность — средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Индивидуальная тема самообразования: «Театральная деятельность - средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Цель : развитие у детей старшего дошкольного возраста музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению.

Задачи:

Публикация «Театральная деятельность — средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

воспитывать эстетическое и сознательное отношение к музыкальному искусству, формировать музыкальную культуру, потребность активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, в отношения с окружающими людьми;

развивать музыкально-эстетическое восприятие;

развивать музыкальное мышление (осознание эмоционального содержания музыки, значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и др.);

развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявление творческой активности);

проанализировать литературу по данной теме;

повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, ФГОС дошкольного образования;

изучить литературу по улучшению предметно – развивающей среды в старшей и подготовительной группах;

изучить и подобрать песенный материал для разных тематических занятий.

подобрать материал по теме самообразования для музыкальных занятий и организации самостоятельной деятельности детей;

Программа рассчитана на 1 год (сентябрь 2021 г - май 2022 г.)

Предполагаемые результаты:

консультации для воспитателей по теме самообразования;

консультации для родителей по теме самообразования;

разработать совместно с воспитателями занятия по различным образовательным областям с интеграцией в них музыкальной деятельности;

обогатить предметно – развивающую среду ;

усовершенствовать, обновить пособия и дидактический материал по восприятию музыки для детей старшего дошкольного возраста.

Способ демонстрации результата проделанной работы

Озвучить результаты работы перед педагогическим коллективом, родительское собрание.

Форма отчета по проделанной работе

Обобщение опыта работы на уровне детского сада

Введение.

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

сформировать правильную модель поведения в современном мире;

повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;

совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей : внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

Недостаток учебного времени, т. е. общая загруженность воспитателей.

Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.

Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.

У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.

Театральные игры применяются в основном как «зрелище» на праздниках Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность.

Невмешательство взрослого в театрализованную игру. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра. Однотипный набор шапочек - масок, элементы костюмов героев переходят из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из - за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 -7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.

Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

Направления самообразования:

Основные направления Действия и мероприятия Сроки

реализации Предполагаемые

результаты

Профессиональное Изучить новые программы и книги, ФГОС дошкольного образования

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 2021- 2022

Повышение собственного профессионализма

Психолого-педагогические Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

регулярно Совершенствование свои знания в области детской психологии

Методические совершенствовать знания современного содержания музыкального образования;

подобрать методическую литературу по теме самообразования;

знакомиться с новыми формами, методами и приёмами развития дошкольников;

изучить подобранную методическую литературу;

выступить с консультациями по теме на педсоветах и родительских собраниях;

помощь в проведении интегрированных и комплексных занятий по различным областям образовательной деятельности;

Принимать активное участие в работе музыкальных руководителей района;

Изучать опыт работы лучших музыкальных руководителей района, города и области через Интернет.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

Создать собственную базу лучших сценариев и конспектов занятий.

Проводить открытые занятия для коллег по работе. 2021 г.

регулярно

2022г.

регулярно

регулярно

2021-2022 г. Владение новыми методиками музыкального преподавания

Информационно технологические технологии Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

Обзор в Интернете информации по музыкальному образованию, педагогике и психологии.

Создать электронную почту для контакта с единомышленниками. регулярно

регулярно

2021

Повышение интереса воспитанников к НОД «Музыка»

Общение с другими музыкальными руководителями, расширение кругозора в профессиональной области.

Охрана здоровья Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.

Вести здоровый образ жизни. регулярно

регулярно

Основные этапы работы по самообразованию:

Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность Предполагаемые результаты

Диагностический Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта 2021-2022 Выступление на пед. советах

Изучение литературы Повышение профессионализма

Прогностический Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов. 2021-2022 Выступление на заседании музыкальных руководителей

Практический Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы. 2021-2022 педагогического совета по теме:

«Использование ИКТ на музыкальных занятиях»

Открытые занятия в детском саду.

Участие в конкурсах, конференциях.

Создать электронную почту для контакта с единомышленниками

Распространение своего опыта работы

Обобщающий Подведение итогов.

Оформление результатов работы. 2021-2022 Участие и результаты на конкурсах, конференциях.

Консультативная помощь педагогам и родителям.

Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

Внедренческий Распространение опыта работы. 2021-2022 Результаты работы над темой самообразования разместить на сайте ДОУ Отзывы других педагогов и родителей.

Итоговое мероприятие: Открытый показ театрализованной музыкальной сказки с участием детей старших, подготовительных групп - март 2022.

Список литературы:

1. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М. : Линка – Пресс, 1997.

2. Вайнфельд О. А. Музыка, движение, фантазия: методическое пособие для музыкальных руководителей / О. А. Вайнфельд. – СПб., 2000.

3. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.

4. Картотека предметных картинок. – М., 2010.

5. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль : Академия развития, 1997.

6. Губанова Н. Ф. Активизация музыкально-творческой деятельности дошкольников : : Издательский центр «Педагогическая Академия» 2010г. -210с.

7. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников : Учебник для студентов высших и средних учеб. Заведений-3-е изд., стереотип, : Издательский центр «Академия»-2000г. -240с.

Журналы:

1. Дошкольная педагогика.

2. Музыкальный руководитель.

4. Справочник музыкального руководителя.

Публикации по теме:

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста» Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Театрализованная деятельность в старшей разновозрастной группе как средство развития творческих способностейТеатрализованная деятельность в старшей разновозрастной группе как средство развития творческих способностей Цель: развитие творческих способностей через театрализованную деятельность. Задача: прививать через сказку и сказочных персонажей любовь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театральная деятельность — средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 мая 2022 в 13:23
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД