Лучший педагог года

«Удивительные свойства крахмала, или Как стать фокусником». Проект познавательно-исследовательской деятельности

Ольга Хамидуллина
«Удивительные свойства крахмала, или Как стать фокусником». Проект познавательно-исследовательской деятельности

Паспорт проекта

Тип проекта : познавательно – исследовательский

Вид проекта : индивидуальный

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Авторы проекта : воспитанницы Соловьёва Елизавета и Мичурина Анастасия

Руководитель проекта : воспитатель Хамидуллина Ольга Петровна

Участники проекта : ребенок, воспитатель, родители воспитанницы.

Введение

Публикация «„Удивительные свойства крахмала, или Как стать фокусником“, Проект познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Всем известно, что питание очень важно для человека. Сейчас много говорят о здоровом питании. Особенно если это дети. От их питания зависит, насколько здоровыми они вырастут. Подчеркивая исключительную роль питания в жизни человека, Генрих Гейне писал: «Человек есть то, что он ест». Особенно сильно влияет характер питания на рост и развитие детей. Чтобы человек был бодр, активен, жизнерадостен, здоров, его питание должно быть разнообразным и полезным. Наша пища должна содержать в себе витамины, жиры, углеводы, белки. Из всех веществ, которые человек употребляет в пищу, углеводы главный источник энергии. На протяжении жизни человек в среднем потребляет около 14 тонн углеводов. В среднем наш организм получает от 50 до 70% углеводов из дневного рациона. И всё же запасов углеводов в организме немного, поэтому нам приходится снабжать ими наш организм регулярно. Конечно, потребность в углеводах зависит,от энергетических трат организма.

Крахмал - основной резервный углевод растений, образуется в их клетках и накапливается главным образом в семенах, луковицах и клубнях, а также в листьях и стеблях.

Крахмал так же содержится в различных продуктах питания и является источнтком энергии для организма человека.

Актуальность. Жизнь современных детей очень насыщена. Это занятия в детском саду, учёба в школе, внеурочные занятия, кружки, кроме этого все ребята сейчас очень подвижны. В течение дня они тратят много сил и энергии. Поэтому нас заинтересовал вопрос, где можно получить ту самую энергию. К сожалению, не все это знают. В детском саду мы узнали, что в рацион нашего питания должны входить и витамины, и белки, и жиры и углеводы. Оказывается, углеводы – источник энергии. А крахмал является важнейшим источником углеводов в человеческом организме.

Мы решили выяснить, а есть ли крахмал в продуктах, которые дети особенно любят.

Объект исследования: продукты питания.

Предмет исследования: содержание крахмала в любимых продуктах питания дошкольников.

Методы исследования :

Теоретические:

1. Изучение и анализ литературы, просмотр видео по теме исследования.

2. Просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей.

3. Поиск информации в интернете по данной теме.

4. Провести исследование, наблюдения

5. Анализ полученных результатов

Практические:

1. Проведение опытов.

Гипотеза: любимые продукты питания дошкольников содержат крахмал.

Цель проекта : обработка и систематизация сведений о крахмале, поиск крахмала в продуктах питания и изучение его свойств.

Задачи:

1. Узнать, что такое крахмал и изучить его свойства;

4. Определить сферу применения крахмала;

3. Выяснить полезные свойства крахмала и его влияние на здоровье человека;

4. Выявить наличие или отсутствие крахмала в продуктах питания;

5. Получить крахмал в домашних условиях;

6. Провести эксперименты с использованием крахмала.

Ресурсное обеспечение: компьютер, ИКТ проектор. энциклопедии, картинки на тему «Крахмал», оборудование для проведения опытов (крахмал, продукты питания, йод, вода, пипетка).

Продукт деятельности

1. Презентация проекта «Удивительные свойства крахмала или как стать фокусником»

2. Приготовить вкусный и полезный мармелад.

3. Буклеты “Что ещё можно сделать из крахмала”.

Ожидаемый результат:

• сформированы устойчивые представления о крахмале и его свойствах;

• сформированы умения устанавливать связи между объектом и явлениями природы;

• сформированы интегративные качества личности, такие как любознательность, наблюдательность, активность, умения самостоятельно делать выводы.

Этапы исследования.

1 этап Подготовительный

• Создание необходимых условий для реализации проекта.

• Разработка и накопление методических материалов.

• Создание развивающей среды.

• Подбор художественной литературы по теме.

• Разработка мероприятий. Составление плана реализации проекта.

2 этап Практический

Формы и методы:

•Беседы - рассуждения. «Что такое «крахмал»; «Как можно определить присутствие крахмала в продуктах питания?».

•Исследовательская деятельность.

Наблюдения: получение крахмала из картофеля, рассматривание крахмала, взаимодействие крахмала с йодом, определение крахмала в продуктах питания,изготовление мармелада.

•Продуктивная деятельность детей.

Изготовление изделий из папье-маше и клейстера из для выставки.

•Чтение художественной литературы и заучивание стихов.

Чтение о картошке (стихи, сказки)

Просмотр видеороликов о картошке и крахмале.

3 этап Заключительный

Выставка детского творчества «Изделия из папье-маше и клейстера (крахмал и вода)»,

Презентация проекта

Мармелад из крахмала.

Буклеты “Что ещё можно сделать из крахмала”.

Работа с родителями:

1. Помощь в подготовке к опытно-экспериментальной деятельности (подбор оборудования и материалов, папка-передвижка).

2. Предложить родителям провести эксперименты с детьми дома. (Консультация «Опыты и эксперименты дома»)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :

Теоретическая часть

Что такое крахмал?

Крахмал – это ценный пищевой продукт. Он накапливается в семенах, луковицах, клубнях и сердцевинах растений. В злаках пшеницы, риса, кукурузы. Крахмал – это источник энергии. А энергия нам для чего нужна? (Чтобы бегать, ходить, играть, думать).

Крахмал при взаимодействии с раствором йода дает синее окрашивание. При нагревании это окрашивание исчезает, а при охлаждении вновь появляется. Раствор йода используют для обнаружения крахмала, а раствор крахмала (клейстер) – для обнаружения йода.

Виды крахмала

Зерновые крахмалы : кукурузный, пшеничный, рисовый и сорговый.

Клубневые крахмалы : картофельный крахмал и тапиоковый крахмал (из клубней тропического растения — маниоки).

Применение крахмала

Крупнейшим потребителем крахмалов является бумажная промышленность, получающая более 60% производимого крахмала.

В строительной промышленности для производства строительных смесей используются загустители и связующие вещества на основе кукурузного крахмала.

Крахмал применяется в фармацевтической промышленности в качестве наполнителя таблетированных форм лекарственных препаратов. Он присутствует в детских присыпках, мазях. На его основе производятся сиропы, микстуры, сорбиты.

Крахмал может быть использован как биоразлагаемая пластмасса, которая разрушается в окружающей среде под действием физических факторов и микроорганизмов, не загрязняя ее.

Крахмал используют в пищевой промышленности в следующих целях: непосредственно как клейстеризованный крахмал, кисель; для повышения вязкости благодаря загущающим свойствам (в супах, детском питании, соусах, подливах и т. д.); как стабилизатор благодаря высокой способности крахмала удерживать влагу; как связующее для закрепления массы и предотвращения высыхания в процессе приготовления (колбасы и мясные продукты).

Применение в быту

Удаляет пятна от жира с любой поверхности, используется для чистки серебряных украшений и изделий из серебра, избавляет от разводов на стекле при мытье окон, используется для накрахмаливания предметов одежды.

Применение в косметологии

Используется для изготовления очищающих масок для кожи лица (крахмал улучшает цвет лица и функции кожи, разглаживает морщины на руках и смягчает огрубевшие участки кожи, убирает следы раздражения на коже ребенка, помогает избавиться от следов синяков на коже и устранить недостатки чувствительной кожи.

Применение в кулинарии

Добавляется для варки киселей, муссов, кондитерских изделий, используется для загущения соусов, начинок, помогает разъединять слипшиеся кулинарные изделия (зефир, мармелад и др., придает пышность омлетам.

Крахмал используют также в народной медицине.

Его можно применять от боли в горле, при кровоточивости ран, для лечения потертостей и воспалений кожи, при небольших термических ожогах, а также при обгорании под солнцем и укусах насекомых, при опрелостях у новорождённых.

Влияние крахмала на организм человека:

Полезные свойства крахмала заключаются в следующем:

Снижает уровень холестерина в крови и в печени; выводит излишки воды из организма человека; участвует в поддержании уровня иммунитета человека; полезен для рациона питания людей, страдающих сахарным диабетом, так как его присутствие в пищевом тракте снижает скорость и интенсивность всасывания сахара в кровь человека, чем понижает уровень сахара после приема пищи; содействует организму в общей борьбе с воспалительными процессами и развитием опухолей, ростом патогенных клеток; влияет на понижение кислотности в пищевом тракте, имеет обволакивающие свойства, которые эффективно снижают риски язвенных образований в желудке.

Крахмал принадлежит к числу продуктов, о пользе и вреде которых пока нет однозначного мнения. Отказаться от крахмала полностью нельзя, так как крахмал – это источник энергии. Меж тем, существует отличный совет, которым руководствовались люди в разные времена: всего должно быть в меру и тогда пища не будет во вред. Это касается и крахмала. Для того чтобы получить достаточное количество крахмала, примерно треть рациона должны составлять продукты, содержащие это вещество. Питание должно быть разнообразным. Нужно больше двигаться, заниматься спортом, есть свежие фрукты и овощи, поменьше мучных изделий и полуфабрикатов. И тогда никакой крахмал не навредит здоровью!

Экспериментальная часть

1. Получение картофельного крахмала.

Для этого эксперимента мы обратились к нашему повару в детском саду.

Для эксперимента нам потребовалось: клубни картофеля, терка, вода, марля, тарелки.

Мы помыли клубни картофеля, очистили от кожуры. При помощи мелкой терки измельчили клубни. Натертую массу соединили с холодной водой и тщательно перемешали. Полученную смесь процедили через несколько слоев марли, отжали. Оставшуюся кашицу еще раз промыли в небольшом количестве воды, снова отжали и соединили с ранее полученной жидкостью. Отфильтрованные порции воды оставили отстояться для того, чтобы крахмал осел на дно. Затем, через 3 часа, осторожно слили верхнюю жидкость. На дне остался белый осадок. Это и был настоящий картофельный крахмал. Высушили оставшийся на дне крахмал, время от времени перемешивая.

Вывод: в домашних условиях можно получить крахмал из картофеля, но в небольшом количестве.

2. Изучение физических свойств крахмала

Для опыта потребуется: крахмал, микроскоп.

Мы рассматривали крахмал невооруженным глазом и под микроскопом, пытались определить запах крахмала, пробовали его на вкус (крахмал – пищевой продукт, поэтому этот опыт не навредит здоровью, растирали его между пальцами.

Вывод: крахмал – это сыпучий порошок белого цвета. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок. Крахмал не имеет никакого запаха; вкус, свойственный крахмалу, не сильно выражен. На ощупь крахмал рыхлый. При сжатии крахмала он издает характерный скрип. Этот звук создаётся при трении крупиц друг о друга, они достаточно тверды и не разрушаются при таком воздействии.

3. Взаимодействие крахмала с йодом

Для опыта потребуется: 2 стакана с водой, крахмал, йод, пипетка и ложка.

Я налил воду в два стакана. В один стакан добавил немного крахмала. Затем в каждый стакан я добавил по несколько капель йода. В первом стакане была чистая вода. После добавления йода она пожелтела. Во втором стакане, где был крахмал,

появилось синее окрашивание. Я поставил второй стакан в кастрюлю с горячей водой, синее окрашивание исчезло. После охлаждения стакана, оно появилось вновь.

Вывод: при взаимодействии крахмала с йодом происходит химическая реакция и образуется новое вещество сине-фиолетового цвета. Это качественная реакция на крахмал, химики используют ее для обнаружения крахмала.

4. Определение крахмала в продуктах питания

С помощью раствора йода я провел анализ некоторых продуктов питания на содержание в них крахмала.

Исследование наличия крахмала в некоторых продуктах.

Для опыта потребуется: яблоко, банан, лук, хлеб, кусочек колбасы, раствор йода, пипетка.

Нужно капнуть на образцы по 1 капле йодного раствора. Синее окрашивание появилось на срезах яблока, банана, хлеба, колбасы. Значит, эти фрукты и овощи содержат крахмал. Йодное пятно не изменило цвет на срезах огурца и лука.

Вывод: не все продукты питания содержат крахмал.

5. Невидимые чернила

Для опыта потребуется: лист бумаги, крахмал, вода, йод, распылитель, кисть, емкость для смешивания.

“Волшебный крахмальный рисунок “.

Нужно сделать клейстер из крахмала и с помощью кисти на бумаге написал слово «». Флакон с распылителем наполнил водой, в которую добавил йод. После высыхания клейстера разбрызгал на белый лист раствор йода, надпись проявилась. В самой бумаге тоже содержался крахмал, поэтому и бумага окрасилась в бледно-синий цвет. Надпись же стала ярко-синей.

Вывод: Чернила проявятся после смазывания листа водным раствором йода. В бумаге крахмала мало - и она окрашивается в светло-фиолетовый цвет. А те места, которые мы промазали крахмалом, становятся темно-фиолетовыми.

6,Полезный мармелад своими руками

Рецепт.

Ингредиенты

Варенье из смородины - 1 стакан.

вода - 100 мл

крахмал - 5 ст. л.

Всё перемешать и сварить на медленном огне.

Заключение

В ходе исследовательской работы из литературных источников я узнал много новой, интересной и полезной информации:

Крахмал широко распространен в природе, он образуется в растениях в процессе фотосинтеза.

Сфера применения крахмала очень широка.

Биологическое значение крахмала для человека очень велико. Крахмал является основным источником углеводов для организма, внося наибольший вклад в энергетическую ценность рациона.

По результатам проведенных экспериментов можно сделать следующие выводы:

Крахмал – порошок белого цвета. Он не имеет никакого запаха; вкус, свойственный, крахмалу, не сильно выражен. На ощупь крахмал рыхлый.

Крахмал при взаимодействии с раствором йода дает синее окрашивание.

Исследование крахмала в составе различных образцов с помощью качественной реакции показало его наличие в составе многих продуктов.

В домашних условиях можно получить крахмал из картофеля, но в небольшом количестве.

Моя гипотеза подтвердилась. Крахмал содержится во многих овощах, фруктах и злаках, но есть продукты питания, которые не содержат крахмал.

Список использованной литерытуры:

1. Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова// Российская академия наук- Москва:2005, с. 304

2. Детский интернет портал «Мамина умника»2006-2016. www.umnichka.ru

3. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/сост. Н. В. Нищева. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015.- 320с.

Приложения

Приложение 1

1. Изготовление массы для лепки

Для изготовления потребуется: крахмал, бальзам для волос, блестки, краситель, ложка и емкость для смешивания.

Я соединил крахмал и бальзам для волос (крахмала взял в 2 раза больше, чем бальзама). Все перемешал и несколько минут разминал массу в руках. Добавил блески и краситель. Получилась нежная масса для лепки.

Приложение 2

2. Изготовление неньютоновской жидкости

Неньютоновская жидкость – это вещество, которое меняет свою вязкость в зависимости от скорости воздействия на нее. За этими изменениями очень интересно наблюдать.

Для опыта потребуется: 300 г крахмала, 200 мл холодной воды, краситель.

Я соединил крахмал и воду, тщательно перемешал. И все, жидкость с интересными свойствами готова. Если лить такую смесь с достаточной высоты, то в верхней части струи она будет течь, как жидкость, а в нижней части скапливаться комками, как твердое вещество. Если в емкость со смесью медленно ввести руку, то результат точно такой же, как если бы мы ввели руку в воду. Если резко ударить ладошкой по этой жидкости, то будет ощущение, будто стучишь по твердой поверхности. Если сжать эту смесь в руке, то она становится твердой, а если разжать ладонь, то жидкость начинает стекать.

«Ах, картошка, картошка!»

Стихи, загадки, пословицы, притча

о картошке

СТИХИ ПРО КАРТОШКУ

Калорийная картошка —

Хлебу русскому присошка.

Неказиста, мешковата,

Но вкусна она, ребята.

Пюре, драники, салат,

Угоститься каждый рад.

Для нормального развития,

Ешьте — Катя, Маня, Витя…

* * * * * *

В некотором царстве,

В некотором государстве

Не на Марсе и не на Луне-

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела :

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом!

О всех свойствах, об уходе.

О работе в огороде.

О поделках, вкусной пище

Нынче в книгах мы поищем…

Многое должны узнать

А теперь пора начать.

* * * * * *

Из мешка бери картошку

И питайся понемножку,

Можешь есть ее вареной

Иль в мундире запеченной

Из картошки сварим кашу,

Всю родню накормим нашу.

Кому каша надоест,

Пусть картошку в супе ест.

* * * * * *

Что черны мои ладошки,

Не бранит никто меня

Вместе с бабушкой картошку

Мы сажали у плетня!

Скоро здесь, на мягких склонах,

Где пригрел бока сарай,

Много бантиков зеленых

На гряде завяжет май.

После желтый, белый, синий

Загорятся огоньки -

Будут так они красивы,

Наши грядки у реки!

Пусть грязны мои ладошки,

Я привык уже к труду…

И вкуснее нет картошки,

Что посадишь сам в гряду!

(И. Демьянов)

* * * * * *

Без картошки жить на свете

Очень даже грустно дети.

Выручает нас всегда

Эта скромная еда:

И в пюрешке, и в мундирах,

В первых блюдах, и в гарнирах,

И вареной, и печеной,

И хрустящей, и толченой.

Про нее сказать не грех,

Что картошка лучше всех!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Магнит и его свойства»Фотоотчет о НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Магнит и его свойства» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о ходе НОД в средней группе на тему "Магнит и его свойства" Цель: формирование навыков.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства бумаги»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства бумаги» Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ является неотъемлемой частью образовательного процесса. Познавательное развитие предполагает.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства песка, почвы, глины»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства песка, почвы, глины» Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства песка, почвы, глины» Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса.

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха» Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства воздуха» Цель: Расширять представления детей о.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Вода и её свойства»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Вода и её свойства» Цель: знакомить детей со свойствами воды. Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды, воспитывать бережное отношение к воде.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воды — какая она» в средней группе Программное содержание: Образовательные задачи: - систематизировать представления детей о воде, ее свойствах: жидкость, не имеет цвета,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группе Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Цель: познакомить детей со свойствами.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Удивительные свойства крахмала, или Как стать фокусником». Проект познавательно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 16 апреля 2023 в 10:09
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД