Лучший педагог года

Внутренние источники совершенствования образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации

Герасимова Татьяна
Внутренние источники совершенствования образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации

Тема публикации: «Внутренние источники совершенствования образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации»

Образовательная область «Познавательное развитие»

для детей дошкольного возраста (6-7 лет)

Паспорт на дидактическое пособие

«Уникуб «ЭКО»

(Дидактический материал с использованием элементов

ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии)

автор пособия Герасимова Т. А.

Актуальность создания пособия:

Экологическое воспитание- направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало особенно актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы.

Публикация «Внутренние источники совершенствования образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В нашей группе параллельно с реализацией ООП МКДОУ д\с №21 мы внедряем программу «Наш дом природа», которая является частью, формируемой участниками образовательных, которая дополняет и расширяет образовательную область «Познавательное развитие».

Основная цель программы «Наш дом природа» - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней.

Необходимые предпосылки для реализации настоящей программы-организация в детском саду работы по ознакомлению детей с окружающим миром и природой, экологизация всех видов детской деятельности, создание среды для общения детей с природой, развивающее обучение на примерах ближайшего окружения.

Занятия по данной программе строятся с учётом специфики наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия дошкольниками мира. Большое значение придаётся ведущей форме деятельности дошкольников-игре. Огромное значение в экологическом воспитании имеет также исследовательская деятельность-проведение опытов, наблюдений.

Наше дидактическое пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

В нашем детском саду педагоги активно используют методический комплекс «Я познаю мир» автора Т. А. Сидорчук и осваивают приёмы и методы ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии. При создании дидактического пособия «Уникуб «ЭКО» мы также использовали данную технологию.

Данным пособием педагоги могут пользоваться при организации разных видов деятельности с детьми.

После освоения алгоритма действий с пособием дети могут использовать его самостоятельно.

Цель создания дидактического пособия «Уникуб «ЭКО»:

-формирование экологического мировоззрения у дошкольников через освоение способов интеллектуально-творческой и познавательной деятельности с использованием современных технологий.

Задачи:

• Познакомить и закрепить знания детей о природных объектах;

• Познакомить детей с правилами поведения в природе;

• Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

• Воспитывать чувство ответственности;

• Способствовать развитию связной речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;

Варианты игровых заданий:

1. Дидактическая игра «Фотовикторина «Грибы и ягоды».

Цель: знакомство с внешним видом различных грибов и ягод (садовыми и лесными, выяснение значения некоторых признаков этих объектов для здоровья человека (съедобные, ядовитые, карточки имён признаков ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии.

Оборудование: Игровое поле с изображением грибов и ягод, фишки, кубик, карточка с ответами (название и пояснение ядовитый объект или съедобный).

Ход игры: в игре могут участвовать от 2 до 4 человек, каждый из игроков выбирает себе фишку и ставит её на клетку с надписью «Старт, по очереди игроки бросают кубик и переставляют свою фишку на столько клеток, сколько баллов выпало у него на кубике, переместив фишку игрок должен внимательно посмотреть на картинку и назвать объект, а так же сказать съедобный он или ядовитый, в случае попадания фишки на карточку со съедобными ягодами необходимо описать объект по признаку размера, цвета, вкуса (используя карточки имен признаков ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии). В карточке правильных ответов номер ответа соответствует номеру на игровом поле и читающий игрок или взрослый может проверить ответ игрока. При неправильном ответе игрок пропускает следующий ход. Выигрывает игрок, первый дошедший до клетки «Финиш».

2. Игра «Угадай, что я загадаю». (Вариант линейной дихотомии-модель мышления ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии)

Цель: закрепления знания животных, занесённых в «Красную книгу», закрепление умения ориентироваться в пространстве, сужать поле поиска путём исключения лишних объектов.

Оборудование: демонстрационная лента с прозрачными кармашками, карточки с изображением животных.

Ход игры: на демонстрационной ленте расположены карточки с изображением животных, ведущий загадывает животное, дети отгадывают задуманный объект, задавая вопросы ведущему, тем самым сужая поле поиска, по принципу «Найди середину, убери половину!». Ведущий при этом отвечая на вопрос игроков «Да» или «Нет» поэтапно убирает исключённые объекты, сворачивая ленту. Игра окончена, когда отгадан задуманный объект.

3. Игра «Найди своё место».

Цель: формирование умения объединяться в группы по определённому признаку.

Оборудование: карточки с изображением рукотворного и природного мира, карточки с изображением живой и неживой природы, карточки-схемы, обозначающие классификационную группу.

Ход игры: количество игроков должно соответствовать количеству карточек с объектами. Детям предлагается взять по одной карточке и объединиться в группы согласно какому-либо принципу, игроки должны обсудить и объяснить свой выбор и подобрать карточку-схему для своей группы (природный, рукотворный, живая, неживая природа и т. п.)

4. Игра «Путешествие с волшебниками»

Цель: формирование понятия о среде обитания, экосистемах, природных зонах, закрепление знания о диких животных, умения владеть особенностью внешнего вида в зависимости от среды обитания, применять в игре технологию работы с волшебниками-преобразователями, развивать воображение, речь.

Оборудование: игровые поля с изображением экосистемы (лес, водоём и т. д., карточки с изображением животных, карточки «волшебники-преобразователи».

Ход игры: в игре принимают участие от 2 до 4 человек, каждый игрок выбирает себе поле, ведущий поочерёдно достаёт карточки с животными, называет его, карточку забирает игрок, на чьей карточке изображена среда обитания данного животного, затем ребёнку предлагает совершить путешествие в эту природную зону вместе с каким-то волшебником и придумать фантастический рассказ, что могло бы там произойти с появлением волшебника.

5. «Дидактическая игра: «Какой бывает вода»

Цель: закрепление понятия об агрегатном состоянии вещества (вода, развивать и пополнять активный словарь детей. Активизировать познавательную активность, внимание.

Оборудование: три карточки-поля соответственно состоянию воды (твёрдое, газообразное, жидкое, карточки с изображением природных явлений, объектов этих состояний, схемы Модели Маленьких Человечков (ММЧ).

Ход игры: игроки делятся на три команды, получают схему-код (ММЧ) с заданием, какое состояние воды они должны собрать, на поле, соответствующем этому состоянию игроки размещают карточки, отобранные ими и объясняют свой выбор. Побеждает команда, правильно собравшая карточки своего состояния вещества.

6. Дидактическая игра «С какого дерева листок?»Цель: закрепление знания внешнего вида растений (деревьев, соотносить лист и дерево, уметь образовывать имена прилагательные от существительных.

Оборудование: парные карточки-пазлы с изображением дерева и соответствующего ему лист, карточки имен признаков ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии.

Ход игры: игру можно проводить индивидуально с ребёнком, либо в паре. Игрокам предлагается собрать пары карточек с пазлами и назвать дерево (существительно) и соответственно лист от этого дерева (прилагательное, для описания признаков каждого листа используются карточки с именами признаков ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии, на выбор: цвет, размер, рельеф, влажность.

7. Дидактическая игра «Сортировка мусора»

Цель: формирование представления о необходимости сортировки переработки мусора для сохранения окружающей среды; развитие умения дифференцировать объекты по материалу, из которого они были изготовлены, повышать уровень экологической культуры и ответственности.

Оборудование: «контейнеры» -стаканчики для раздельного сбора отходов (бумага, стекло, пластик, металл, пищевые отходы, карточки с изображением вида мусора.

Ход игры: дети определяют материал, из которого была изготовлена ненужная вещь, называют его и помещают в соответствующий контейнер.

8. Дидактическая игра «Правила поведения в природе»

Цель: закрепление правил ответственного поведения в природе, выявление последствий нерациональных действий человека, развитие внимания, пополнение и активизация словаря.

Оборудование: карточки-схемы «Правила поведения в природе».

Ход игры: игроки берут карточки, рассказывают правило, объясняя, что было бы, если бы это правило было нарушено.

Предложить детям модель решения проблемных ситуаций.

-в центре круга знак вопроса-проблема для решения;

-в одном из секторов знак идеального конечного результата-проблема решается сама;

-в другом секторе-знак противоречия;

-в третьем секторе ресурсы, с помощью которых можно решить противоречие;

-во внешнем круге множество мелких вопросов-появившиеся проблемы или трудности после решения основной проблемы.

Цель создания проблемной ситуации: способствовать формированию у детей основ диалектического мышления. Умение видеть, формулировать и решать проблемные ситуации.

Обращать внимание детей на то, что существуют проблемы (я хочу, но не знаю, как сделать) и трудности (я хочу и надо потрудиться, чтобы сделать).

Побуждать детей самостоятельно искать выходы из проблемных ситуаций.

9. Коллекция «Зелёная аптека».

10. «Коллекция семян».

11. «Коллекция камней».

12. «Коллекция ракушек».

13. Коллекция «Типы почв».

Цель создания коллекций: использование при организации совместной и самостоятельной деятельности, детьми в ходе познавательного развития, в ходе экспериментов.

14. Блок «Я-учёный!»

Цель: организация опытно-исследовательской деятельности, экспериментов.

Оборудование: картотека описания опытов и экспериментов (Приложение к паспорту №1, лабораторное оборудование: пробирки, ватные диски, пипетки, колбы и т. п.

15. Дидактическая игра «Алгоритмы «Времена года»

Цель: закрепление знания признаков и явлений разных времён года, развитие психологической базы речи, умения работать со схемами.

Оборудование: опорные схемы-матрицы «Времена года» (приложение к паспорту №2).

Ход: составление описательного рассказа по данной схеме-алгоритму.

Название времени года—Природные явления—Соотношение дня и ночи—Влияние на животный и растительный мир—Занятия людей (детские забавы) —Одежда человека.

16. Алгоритм «Как вырастить растение»

Цель: закрепление последовательности действий при посадке и уходе за растениями, закрепление понятия о необходимых условиях роста растений (свет, вода, температура).

Оборудование: разрезанные карточки последовательности действий при посадке растения.

Ход игры: игра проводится по принципу «найди своё место в ряду», игроки берут по одной карточке и организуются в ряд-последовательность, соответствующую этапам посадки растения, аргументируя такой выбор.

17. Дидактическая игра «Круглый год»

Цель: закрепление знания времён года, названий месяцев, природных явлений и деятельности человека в разные сезоны.

Оборудование: карточки для игроков с изображением природы, явлений природы, деятельности человека соответствующие разным временам года, центральный круг, состоящий из 4-х секторов разного цвета (зелёный-весна, красный-лето, жёлтый-осень, синий-зима).

Ход игры: количество игроков от 12 человек (соответственно числу месяцев в году, игроки с карточками расходятся по секторам круга, лежащего на полу, объединяясь в группы, называют признаки своего сезона, и месяцы этого времени года. Вместе игроки образуют круг с правильной очерёдностью месяцев в году.

Публикации по теме:

«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации»Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» Фоторепортаж о курсах для педагогов "Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» От того, насколько быстро и эффективно.

Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа. Составитель Горбатовская Т. В.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Свет и тень» по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: расширять знания детей об окружающем мире - формировать представления о свойствах света и тени. Задачи: 1. Развивать и поддерживать.

Конспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группеКонспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группе «Наведём порядок в группе!» Цель: Формирование у детей желание поддерживать чистоту и порядок в группе. Задачи: 1. Учить детей участвовать.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности «Хозяйственно-бытовой труд» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности с детьми второй.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Внутренние источники совершенствования образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 22 ноября 2020 в 10:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД