Воспитательно-образовательный процесс с мальчиками и девочками

Ольга Украинчик
Воспитательно-образовательный процесс с мальчиками и девочками

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.

Чаще всего обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа «Я» ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей для нас, воспитателей,является введение в жизнь полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным.

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего расчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек, и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчины. А женщины по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог – женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются травмирующему их воздействию.

Наша группа – это 18 мальчиков и 3 девочки и нам приходится большее количество времени и внимания уделять именно мальчикам. На протяжении 3 лет мы стараемся создать комфортное пребывание в группе, создаем игровые зоны и ежемесячно обновляем игры, игрушки, книги. Для мальчиков у нас имеется автопарк и автостоянка с различными моделями автомобилей, мастерская с инструментами, армия солдатиков и военной техники, настольно – печатные игры, лото, атрибуты для сюжетно – ролевых игр «милиционер», «охрана». Для девочек имеются различные куклы и пупсы, уголок ряженья с нарядами, паззлы с изображением кукол, цветов.

При обучении детей учитываем, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

При организации и проведении занятий учитываем психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даем типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность. С девочками подробно проговариваем инструкции по выполнению того или иного задания, а мальчикам сообщаем лишь принцип их выполнения. От мальчиков не требуем настойчиво полных ответов на вопросы: у них хуже, чем девочек, развиты беглость и скорость речи и меньше объем слов в единицу времени.

На физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений. Для детей открыт кружок «Пойграй – ка», где дети играют в спортивные и подвижные игры, участвуют в эстафетах, соревнованиях. Нашу группу посещает мальчик, который занимается спортивной гимнастикой и уже имеет 3 юношеский разряд по спортивной гимнастике. Из-за частых тренировок он пропускает занятия, и мы стараемся ему помочь в усвоении программы.

Даже на музыкальных занятиях с учетом пола детей подбирается песенный репертуар и танцевальные движения. Музыкальный руководитель создала вокальную группу, мальчики выступают на утренниках, на родительских собраниях, а недавно наш мальчик принимал участие в песенном конкурсе и достойно представил наш детский сад.

На занятиях по изобразительной деятельности создаем условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией помним о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года. Материал для самостоятельной деятельности тоже подбирается, исходя из интересов детей, раскраски «Трансформер», «Техника», «Рыцари» - для мальчиков, «Барби», Феи»» - для девочек.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) помним, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях.

Наши мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Мы не всегда правильно понимаем потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерываем их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают, поэтому прежде чем вмешаться, оцениваем ситуацию. Стараемся сформировать правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научиться руководить ими. Для нашей группы является нормой шумные, наполненные движением игры мальчиков, хотя и вызывают иногда страх и раздражение, так как такого рода игры могут привести к травме.

При совместном воспитании мальчиков и девочек для нас очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом построена и театрализованная деятельность.

Особое внимание уделяем проблемам, связанным с организацией предметно-пространственной среды. С девочками обсуждаем расстановку мебели в игровом уголке и договариваемся с ними о том, где в игровом уголке они будут хранить постельные принадлежности, одежду, посуду и т. п.

С мальчиками обсуждаем расположение крупного конструктора, «автопарка». Заранее подготавливаем для маленьких «автослесарей» наборы игрушечных инструментов. При этом мальчики за инструменты, несут ответственность. По окончании игры инструменты складываются и возвращаются на то место, которое определено для хранения «мужских» материалов.

Материалы и оборудование, которыми пользуются девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов - заместителей и т. п.) располагаются в группе по обоюдной договоренности.

Мальчики охотно выполняют игровые действия, а затем принимают на себя роль сотрудника ГАИ, если наденут на себя плащ-накидки, милицейские фуражки и в руки возьмут полосатый жезл. Девочки этого возраста также существляют уход за куклой-«дочкой» в воображаемом плане. Для того, чтобы «приготовить обед» им необходима плита, кастрюли, ложки, предметы-заместители, которые они могут использовать в качестве «продуктов», доска для резки и т. п. В игровом уголке есть раковина с «краном», полотенце для вытирания посуды. Для ухода за «ребенком» у девочек есть ванночки, градусники для измерения температуры воды, губки, полотенца, ковшики для ополаскивания после купания своего «младенца» и т. п. созданы условия для «стирки» белья и его глажки, определено место для его хранения.

Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолет, пароход, вагон поезда и т. п. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчикам мы поручаем «тяжелую» работу: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т. п.

В книжных уголках помещены книги, как для девочек, так и для мальчиков, а именно различные энциклопедии книги о подвигах, о героях, о животных и т. д. Кроме того имеются такие популярные журналы как «Человек – паук», «Феи», «Вини Пух» и т. д.

Наша современная жизнь быстра и изменчива, но мы должны всегда помнить, что при воспитании подрастающего поколения необходимо пользоваться социальными половыми ролями. И тогда наши мальчики будут иметь маскулинные качества (воля, сила, лидерство, мужественность, а девочки будут феминичными (женственными). Ведь по сути мальчики и девочки – это два разных мира.

Прикреплённые файлы:

slaidy_nsoq1.ppt | 11641,5 Кб | Скачан: 134
 
Публикации по теме:

Гендерное воспитание в ДОУ. Работа с родителями. Гендерное воспитание в ДОУ Работа с родителями В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников.

Маркеры с акцентом на гендерную идентификацию.Маркеры с акцентом на гендерную идентификацию. Анализ   практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
Воспитательно-образовательный процесс с мальчиками и девочками
Опубликовано: 25 мая 2013 в 12:58
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...