МААМ-картинки

Воспитательно-образовательный процесс с мальчиками и девочками

Ольга Украинчик
Воспитательно-образовательный процесс с мальчиками и девочками

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.

Публикация «Воспитательно-образовательный процесс с мальчиками и девочками» размещена в разделах

Чаще всего обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа «Я» ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей для нас, воспитателей,является введение в жизнь полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным.

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего расчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек, и мальчиков чаще всего женщины : дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчины. А женщины по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог – женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются травмирующему их воздействию.

Наша группа – это 18 мальчиков и 3 девочки и нам приходится большее количество времени и внимания уделять именно мальчикам. На протяжении 3 лет мы стараемся создать комфортное пребывание в группе, создаем игровые зоны и ежемесячно обновляем игры, игрушки, книги. Для мальчиков у нас имеется автопарк и автостоянка с различными моделями автомобилей, мастерская с инструментами, армия солдатиков и военной техники, настольно – печатные игры, лото, атрибуты для сюжетно – ролевых игр «милиционер», «охрана». Для девочек имеются различные куклы и пупсы, уголок ряженья с нарядами, паззлы с изображением кукол, цветов.

При обучении детей учитываем, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

При организации и проведении занятий учитываем психологические особенности мальчиков и девочек : девочкам даем типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность. С девочками подробно проговариваем инструкции по выполнению того или иного задания, а мальчикам сообщаем лишь принцип их выполнения. От мальчиков не требуем настойчиво полных ответов на вопросы: у них хуже, чем девочек, развиты беглость и скорость речи и меньше объем слов в единицу времени.

На физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений. Для детей открыт кружок «Пойграй – ка», где дети играют в спортивные и подвижные игры, участвуют в эстафетах, соревнованиях. Нашу группу посещает мальчик, который занимается спортивной гимнастикой и уже имеет 3 юношеский разряд по спортивной гимнастике. Из-за частых тренировок он пропускает занятия, и мы стараемся ему помочь в усвоении программы.

Даже на музыкальных занятиях с учетом пола детей подбирается песенный репертуар и танцевальные движения. Музыкальный руководитель создала вокальную группу, мальчики выступают на утренниках, на родительских собраниях, а недавно наш мальчик принимал участие в песенном конкурсе и достойно представил наш детский сад.

На занятиях по изобразительной деятельности создаем условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией помним о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года. Материал для самостоятельной деятельности тоже подбирается, исходя из интересов детей, раскраски «Трансформер», «Техника», «Рыцари» - для мальчиков, «Барби», Феи»» - для девочек.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) помним, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях.

Наши мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Мы не всегда правильно понимаем потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерываем их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают, поэтому прежде чем вмешаться, оцениваем ситуацию. Стараемся сформировать правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научиться руководить ими. Для нашей группы является нормой шумные, наполненные движением игры мальчиков, хотя и вызывают иногда страх и раздражение, так как такого рода игры могут привести к травме.

При совместном воспитании мальчиков и девочек для нас очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом построена и театрализованная деятельность.

Особое внимание уделяем проблемам, связанным с организацией предметно-пространственной среды. С девочками обсуждаем расстановку мебели в игровом уголке и договариваемся с ними о том, где в игровом уголке они будут хранить постельные принадлежности, одежду, посуду и т. п.

С мальчиками обсуждаем расположение крупного конструктора, «автопарка». Заранее подготавливаем для маленьких «автослесарей» наборы игрушечных инструментов. При этом мальчики за инструменты, несут ответственность. По окончании игры инструменты складываются и возвращаются на то место, которое определено для хранения «мужских» материалов.

Материалы и оборудование, которыми пользуются девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов - заместителей и т. п.) располагаются в группе по обоюдной договоренности.

Мальчики охотно выполняют игровые действия, а затем принимают на себя роль сотрудника ГАИ, если наденут на себя плащ-накидки, милицейские фуражки и в руки возьмут полосатый жезл. Девочки этого возраста также существляют уход за куклой-«дочкой» в воображаемом плане. Для того, чтобы «приготовить обед» им необходима плита, кастрюли, ложки, предметы-заместители, которые они могут использовать в качестве «продуктов», доска для резки и т. п. В игровом уголке есть раковина с «краном», полотенце для вытирания посуды. Для ухода за «ребенком» у девочек есть ванночки, градусники для измерения температуры воды, губки, полотенца, ковшики для ополаскивания после купания своего «младенца» и т. п. созданы условия для «стирки» белья и его глажки, определено место для его хранения.

Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолет, пароход, вагон поезда и т. п. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчикам мы поручаем «тяжелую» работу: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т. п.

В книжных уголках помещены книги, как для девочек, так и для мальчиков, а именно различные энциклопедии книги о подвигах, о героях, о животных и т. д. Кроме того имеются такие популярные журналы как «Человек – паук», «Феи», «Вини Пух» и т. д.

Наша современная жизнь быстра и изменчива, но мы должны всегда помнить, что при воспитании подрастающего поколения необходимо пользоваться социальными половыми ролями. И тогда наши мальчики будут иметь маскулинные качества (воля, сила, лидерство, мужественность, а девочки будут феминичными (женственными). Ведь по сути мальчики и девочки – это два разных мира.

Прикреплённые файлы:

slaidy_nsoq1.ppt | 11641,5 Кб
 
Публикации по теме:

Гендерное воспитание в ДОУ. Работа с родителями. Гендерное воспитание в ДОУ Работа с родителями В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников.

Маркеры с акцентом на гендерную идентификацию.Маркеры с акцентом на гендерную идентификацию. Анализ   практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Воспитательно-образовательный процесс с мальчиками и девочками
Опубликовано: 25 мая 2013 в 12:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД