Папки-передвижки

Взгляды, объясняющие возможности эстетического развития детей

Оксана Махота
Взгляды, объясняющие возможности эстетического развития детей

Итак, что же в процессе эстетического развития личности ОБУСЛОВЛЕНО биологическими факторами, а что социальными? Какую роль при этом играет воспитание (обучение?

В истории науки имеется как минимум два взгляда, объясняющих возможности эстетического развития детей :

Публикация «Взгляды, объясняющие возможности эстетического развития детей» размещена в разделах

1. Не признают психофизиологической основы таланта. Речь должна идти о высших способностях человека, они надстраиваются над биологическим фундаментом личности и перестраивают его. С этой точки зрения человек создан природой талантливым. Недаром говорят, что все дети талантливы. Желая подчеркнуть (не без основания) не только специфически «детскую» талантливость, но и человеческую талантливость вообще, эти ученые утверждают, что у всех людей физиологические основы одинаковы, но разными были условия их жизнедеятельности, потому каждый человек может развить в себе таланты при специально организованных условиях.

2. Для развертывания таланта нужна особая физиологическая основа, которая, как правило, сочетается с другими способностями.  Г. НЕЙГАУЗ (известный пианист и педагог) по этому поводу писал: «Глядя на руки знаменитых музыкантов, вы сразу, по первому впечатлению убеждаетесь в том, что это руки особой, редкостной, исключительной приспособленности к фортепианной игре в большом масштабе». Однако такими руками обладают многие, но в сочетании с абсолютным слухом они встречаются гораздо реже. Важным является ещё и дар формирования музыкальных впечатлений, преломленных в душе музыканта в соответствии с его личным восприятием и пониманием жизни – это ещё более редкий случай. То же самое можно сказать и о художниках, о певцах, актерах театра и балета – физиологические особенности личности проявляются в сочетании с другими ее особенностями (духовность, характер, темперамент).

Как Вы думаете, все дети талантливы? Почему же тогда среди взрослых людей талантливых значительно меньше? Что же происходит с человеком в процессе его жизнедеятельности? Считаете ли Вы, что школа не сумела развить эти таланты?

Для таланта, как отмечают психологи, характерно проявление:

природных задатков (способностей, при наличии которых он легко добивается успехов в том или ином виде искусства;

склонность к деятельности, по отношению к которой проявляются задатки

оригинальность и самобытность при ее выполнении;

вдохновение (которое нужно отличать от чувственного возбуждения и духовного намерения творить, т. е. нельзя волевым усилием навязать себе войти в состояние вдохновения);

фантазия как проявление индивидуальности ребенка;

естественность и свобода самовыражения;

Что Вы считаете возможным развивать у ребенка в условиях общеобразовательной школы?

Современная педагогика не отрицает наличия врожденных или природных способностей, которые представляют собой индивидуальную основу процесса развития способностей.  Они определяются анатомо-физиологическими особенностями строения нервно-мозгового аппарата человека, подвижностью, гибкостью или инертностью его психики и т. п.

Из опыта мы знаем, что одни люди талантливы, они достигают высоких результатов, процесс овладения каким-либо видом искусства дается им легко; другие же затрачивают достаточно много времени, проявляют гигантскую работоспособность и усидчивость, самозабвение, но при этом имеют достаточно скромные результаты в творчестве. Вспомните, например, о Моцарте и Сальери.

Так, можно привести некоторые примеры, которые доказывают необходимость прирожденных свойств личности.

Воспитание в семьях таких великих музыкантов, как Бах, Паганини. Биографы рассказывают, как много времени их отцы, которые были их учителями, заставляли заниматься музыкой. Но только лишь усилия родителей могут обеспечить успех в развитии таланта? Вспоминается фраза, высказанная русским композитором П. И. ЧАЙКОВСКИМ: «Талант – это 99% потения (труда) и только 1% вдохновения».

В балетные школы принимают детей, на основе строго отбора. В процессе обучения для каждого проявляется индивидуальный подход, каждому созданы благоприятные условия для развития природных данных, однако уже в процессе обучения выявляются разные способности, разная степень их обучаемости.

НО есть и другие примеры:

Ш. СУЗУКИ (Япония) утверждал, что «нет отсталых детей – всё зависит от метода обучения». В течение более 30 лет он обучал детей игре на скрипке, причем, среди них были те, у которых отсутствовал природный абсолютный слух, считающийся важным для овладения этим инструментом. Он доказал, что именно в процессе овладения инструментом происходит развитие слуха. Опыт педагогов российских музыкальных школ также доказывает эти выводы.

Считается, что от природы передаются только ЗАДАТКИ – особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые имеют анатомо-физиологическое строение и выступают в качестве предпосылок развития СПОСОБНОСТЕЙ. Задатки как анатомо-физиологические особенности строения психических свойств и процессов у каждого человека выражены по-своему, однако следует учитывать и такой фактор, как накопленный в процессе индивидуального развития личности запас цветовых, звуковых и пластических впечатлений. Особенности их взаимодействия и широта во многом определяются средой (индивидуальной ситуацией личностного развития, возрастом и, самое главное, – характером деятельности человека и богатством его эмоционального опыта.

Современная наука утверждает, что задатки – это только «возможность, а превратится ли она в действительность, зависит от множества условий». Прирожденные дарования обеспечивают человеку непосредственный контакт с природой, жизнью. И чем сильнее развита биологическая основа, тем естественнее и глубже связь человека с миром, тем в большей степени проявляется уровень его достижений в развитии определенных художественных способностей. Наличие задатков обусловливает успешность процесса обучения и достижение достаточно высокого уровня в развитии.

Способности обнаруживаются и развиваются только в деятельности, и только в той, которая не может не осуществляться без наличия этих способностей. Задатки (способности) обусловливают разную степень включенности ребенка в деятельность и разные результаты достижений. Если же задатки не развивать, они могут не проявиться. Отсюда следует, что МОЖНО и НУЖНО учить детей рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, лепить, писать стихи, танцевать, тренировать актерское мастерство, что можно учить их всё это делать грамотно с тем, чтобы развивать их восприимчивость к искусству и те задатки, которые есть у каждого.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ подход в современной педагогике состоит в том, чтобы создавать благоприятные условия для развития художественных способностей личности, а ее индивидуальный путь развития покажет, какого уровня может достигнуть ребенок.  Или его способности проявятся на уровне таланта, и он станет профессионалом, или развитая эмоционально-чувственная сфера позволит ему стать тонким ценителем искусства, способным откликаться на красоту окружающего мира, для которого искусство станет формой познания жизни.

Современная концепция художественно-эстетического воспитания и образования построена на идее – не формировать музыканта, художника, актера и т. д., а развивать способности к восприятию и оценке прекрасного в жизни и искусстве. Для развития эмоционально-чувственной сферы личности, ее способности воспринимать красоту окружающего мира в его звуках и красках, быть способным наслаждаться прекрасным, строить свою жизнь «по законам красоты» также НУЖНА художественная деятельность, общение с произведениями искусства, природой и т. д.

Итак, биологический фактор играет важную роль в эстетическом развитии личности, однако социальное окружение и воспитание (обучение) имеют не меньшее значение. Именно СРЕДА (природная и социальная) является ИСТОЧНИКОМ эстетических чувств и переживаний ребенка, поэтому так важна эстетизация среды семейной, школьной, за пределами школы, городской (сельской) жизни. Педагогами было замечено, что эстетизированные условия школьной жизни положительно сказываются на уровне дисциплинированности, культуры поведения, проявлении таких качеств, как бережливость, аккуратность. Однако тот же опыт показывает, что среда только в том случае будет оказывать воспитательное влияние на ребенка, если он САМ является ее СОЗДАТЕЛЕМ.

Публикации по теме:

«Мультяшки спешат на помощь!» идеи оформления ДОУ для физического, эстетического и познавательного развития детей«Мультяшки спешат на помощь!» идеи оформления ДОУ для физического, эстетического и познавательного развития детей В нашем детском саду когда-то был действующий бассейн, но, к сожалению, внутренняя его часть стала аварийной и в данный момент используется.

Дидактическое пособие для художественно-эстетического развития детей «Разноцветные улитки» своими рукамиДидактическое пособие для художественно-эстетического развития детей «Разноцветные улитки» своими руками Данное дидактическое пособие «Разноцветные улитки» направлено на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Изобразительная.

Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей»Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей.План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.

Презентация «Декупаж как средство развития эстетического вкуса детей» Тема: ДЕКУПАЖ как средство развития эстетического вкуса детей МБДОУ д/с №17 г. Славянска на Кубани Воспитатель Е. А. Землянская Детство.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Попова Валентина Традиционно художественно-эстетическое развитие детей рассматривается как средство формирования выразительности речи дошкольников,.

Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми Современный образовательный процесс в детском саду опирается на повышение коммуникативной, познавательной, исследовательской и творческой.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взгляды, объясняющие возможности эстетического развития детей
Опубликовано: 13 марта 2021 в 17:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД