Папки-передвижки

Эффективное использование вертикальных поверхностей и балансировочных дисков в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ

Ирина Дудорова
Эффективное использование вертикальных поверхностей и балансировочных дисков в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ

"Эффективное использование вертикальных поверхностей и балансировочных дисков в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ" (из опыта работы)

Статистические данные по России за последние пять лет свидетельствуют об увеличении числа детей-инвалидов на 10 % (в январе 2017 года их численность составила 636 тысяч человек, а в августе 2019 года – уже порядка 670 тысяч). Поэтому повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, становится весьма актуальным. Многие психофизические нарушения детей с ОВЗ имеют органическую природу и использование в работе специалистов только традиционных приёмов и методов коррекции, не приносит устойчивого положительного результата.

Публикация «Эффективное использование вертикальных поверхностей и балансировочных дисков в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ» размещена в разделах

Видение и понимание дефектологом, логопедом причин и механизмов психофизических нарушений у детей, подводит к использованию ими разнообразных приёмов коррекции, что способствует оздоровлению дошкольников с ОВЗ, снижению их утомляемости, повышению работоспособности и даёт возможность качественно обновить коррекционно-развивающую работу в группах ДОУ компенсирующей направленности, повысить её эффективность.

Последние 3 года сочетаю работу на вертикальных поверхностях с балансировочными поверхностями.

Работа на вертикальных поверхностях выполняется дошкольниками не только стоя на ногах (на одной или двух, или на одном колене, но и на неустойчивых поверхностях (грелках с водой, балансировочных массажных подушках, дисках и полусферах).

В процессе выполнения упражнений с балансирами мозг постоянно вынужден интегрировать двигательные, сенсорные, зрительные, слуховые, тактильные функции, а также функции моторного планирования и поддержание баланса.

Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии. Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга».

Мозжечок — это отдел головного мозга, состоящий из червя — древней части, и двух небольших полушарий, образовавшихся в результате эволюционного развития человека. Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие.

Долгое время считалось, что этот орган отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве. Однако в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга.

Червь мозжечка действительно «занят» тем, что обеспечивает своему обладателю возможность поддерживать равновесие, координировать свои действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария, оказывается, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей!

Взяв за основу это свойство мозжечка, ученые разработали методику работы, позволяющую значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации. Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.

Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

Программа мозжечкового стимулирования у дошкольников с ОВЗ повышает уровень:

• развития общей моторики, осознания схемы тела;

• развития зрительно-моторной координации (глаза – руки – ноги);

• совершенствования переработки и ускорения синтеза афферентаций;

• стабилизации эмоционально-волевой сферы;

• гармонизации ритмов тела (дыхание, циркадные или суточные ритмы);

• улучшения функций произвольного внимания и контроля;

• повышения тонуса коры головного мозга;

• улучшения межполушарного взаимодействия.

Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения — как на специальных корректирующих занятиях, проводимых логопедами, психологами и дефектологами, так и в школе.

Упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность.

Намного шире этот метод используется для коррекционных занятий при наличии вполне конкретных проблем, таких как:

• ЗРР и дизартрия, ТНР;

• ЗПР и ЗПРР;

• логоневроз (заикание);

• снижение общего тонуса, быстрая утомляемость;

• нарушение координации движений и задержка моторного развития;

• нарушение осанки и ДЦП;

• РАС;

• трудности развития произвольности;

• трудности освоения учебных навыков.

Для работы над стимуляцией мозжечка специалистами и воспитателями могут применяться различные балансирующие устройства : от обычных медицинских грелок (на 3/4 или 2/3, или 1/2 объёма наполненных водой) до специально разработанной балансирующей доски Бильгоу. Но наиболее доступными являются балансировочные диски.

Балансировочный диск — это синтез разработок врачей, спортсменов и даже психологов. Он представляет собой круглую подушку из поливинилхлорида различных цветов с возможностью подкачки воздуха через клапан.

В основу действия диска положен принцип нестабильной поверхности. Стоящий и даже сидящий на нем человек незаметно для себя находится в постоянном движении. Его тело совершает микродвижения — балансирует, пытаясь восстановить равновесие.

При этом:

• осуществляется естественная работа межпозвоночных дисков;

• задействуются почти все мышцы спины (особенно поясницы, а также тазобедренного сустава и живота;

• уходит напряжение в области плечевого пояса, рук, происходит раскрепощение мышц шеи и даже лица;

• улучшается кровоток во всем теле;

• снимается не только физическое, но и психоэмоциональное напряжение, стресс.

Сами упражнения не кажутся какими-то необычными и сложными. Это отбивание, подбрасывание мяча разными способами; совместная координированная деятельность в парах, стоя на двух балансировочных подушках или полусферах (напр. : перебрасывание мешочка с песком или мягкой игрушки друг другу); выполнение кинезиологических упражнений или упражнений из комплекса утренней гимнастики (с предметами и без); работа по дифференциации и автоматизации звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях; выработка направленной воздушной струи; упражнения с предметами на развитие мелкой моторики рук; сочетание работы на балансире с выполнением сложной когнитивной деятельности (счёт, речевые задания – называние предметов (дней недели, месяцев года, цифр, звуков, слогов и т. д.) в определенной последовательности; рисование двумя руками одновременно, удерживая при этом равновесие на балансире и т. д. Но эффект от подобных занятий огромен!

Дети с удовольствием занимаются на балансировочной подушке. Такие «уроки» не вызывают у них страха, негатива или боязни не выполнить задание. Занятия проводятся под строгим контролем специалиста, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности.

Итак, мозжечковая стимуляция повышает интеллектуальные и психические способности у детей с ОВЗ, становясь хорошим помощником дефектологам, логопедам, психологам, воспитателям в их работе.

Результаты от коррекционных занятий с использованием вертикальных поверхностей, балансировочных массажных подушек и полусфер, когда они проводятся по 15 минут ежедневно и в системе, видны уже через несколько недель (стойкая динамика появляется через 13 – 24 недель занятий). У дошкольников отмечается :

• повышение работоспособности;

• улучшение моторно-зрительной координации;

• повышение ловкости;

• улучшение концентрации и устойчивости внимания;

• развитие пространственных представлений и воображения;

«прорыв» в развитии речи, праксиса;

• повышение эмоционального тонуса, улучшение контакта (педагога с ребёнком);

• гармонизация поведения;

• повышение уровня интеллекта.

Всё это позволяет ускорить решение коррекционных и образовательных задач дефектологам, логопедам, психологам и воспитателям в процессе работы с детьми с ОВЗ в дошкольных учреждениях. Однако следует помнить о том, что занятия с балансиром не являются панацеей.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование расписных камней в работе с дошкольникамиИспользование расписных камней в работе с дошкольниками Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольникамиИспользование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками Фотоотчёт «Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками».Сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективное использование вертикальных поверхностей и балансировочных дисков в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ
Опубликовано: 25 мая 2021 в 19:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД