Елена Святошенко
Эффективные формы взаимодействия с родителями в современных условиях
«Все мы родом из детства». Всё – и хорошее, и плохое – человек получает в семье, именно она играет важную роль в формировании его личности. Ведь родители – первые воспитатели и учителя своего ребёнка, которого правильно воспитать – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума, воли родителей. Созидание человека – это не только, можно сказать, подвиг, но и труд на протяжении всей жизни. Труд, не знающий ни каникул, ни отпусков. Но и труд, приносящий радость и счастье.
Публикация «Эффективные формы взаимодействия с родителями в современных условиях» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский рекомендовал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Именно в семье любящие родители должны создавать воспитывающую, творческую атмосферу, развивать эмоциональную сферу ребёнка, так как для него общение с родителями – первая школа общения, в основе которой доброта, великодушие, сердечность, откровенность, правдивость, уважение и обязательно требовательность. Известно, что дети учатся тому, что видят у себя в семье. Именно жизнь в семье обеспечивает навыки здорового образа жизни, организации полезного досуга, добросовестного труда и т. п.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам, большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Одним из требований к условиям является требование обеспечения поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Так как я работаю в первой младшей группе детского сада на данном этапе в своей деятельности выделяю основное направление – взаимодействие с семьями воспитанников.
Целю работы над темой:
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Оказания помощи родителям в воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей.
Задачи:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Установление доверительных, партнерских отношений с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
-Обобщение опыта работы по созданию условий для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы деятельности.
Что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?
Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами, переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей, не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия с семьей воспитанника.
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности». Формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели – первые помощники родителей, в наших руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса большое значение имеет взаимодействие с родителями воспитанников.
В работе я использую разные формы организации работы с родителями :
Традиционные:
- консультации на темы: «Первый раз в детский сад!», «Адаптация ребенка в детском саду», «Какие игрушки нужны детям».
- родительские собрания : «Подготовка ребенка к детскому саду», «Адаптационный период, как легче его преодолеть», «Учим ребенка общаться».
- анкетирование.
- беседы с родителями и детьми, посещение семей воспитанников.
- советы и рекомендации по проблемам воспитания детей.
- оформление родительского уголка, в котором содержится информация о работе группы, режимных моментах, имеются папки-передвижки с разнообразным материалом.
Нетрадиционные:
- родительские собрания в нетрадиционной форме : «Путешествие в страну Сенсорика».
- опросы родителей.
- библиотека методической литературы «Для Вас, родители».
- участие детей и родителей в выставках и конкурсах различных уровней организации.
- оформление групповых помещений – стараемся оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки, тогда группа становится уютнее и атмосфера складывается доброжелательной. Довольно часто использую украшение окон в групповой комнате и раздевалке, привлекая интерес детей уже на улице, чтобы дети с удовольствием шли в детский сад, как в «сказочную страну».
- выпускаем стенгазеты: «Лето, ах, лето!», «Мой выходной день».
- индивидуальное консультирование по запросу родителей.
Инновационные:
- «Почта доверия», где любой член семьи имеет возможность высказать свое мнение и обратиться за помощью не только педагогов, но и специалистов детского сада.
- проектная деятельность - в декабре проведен проект «Зимняя фантазия», результатом его стало участие в конкурсе зимних построек.
- участие в социальных акциях «Бумажный бум», «Покормите птиц зимой», «Шоколадный подарок».
- размещение информации на сайте ДОУ и Сетевом Городе.
- интерактивное общение с родителями в программе вайбер в режиме онлайн.
Для более эффективной работы важно понять и применять на практике принципы взаимодействия с родителями :
• Родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей.
• Единство в понимании педагогами и родителями цели, задач, средств, условий, результата развития ребенка.
• Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
• Доброжелательный стиль общения.
• Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
• Родители – активные участники процесса взаимодействия.
Таким образом, привлекая родителей к сотрудничеству, взаимодействию, я получила:
- расположение и доверие родителей к детскому саду;
-создание общности интересов, эмоциональной взаимопомощи и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
- наиболее благоприятную атмосферу для общения с родителями;
- более успешную и легкую адаптацию детей моей группы;
- творческий потенциал для работы в этом направлении.