Светлана Юрьевна Грибова
Знакомство с историей и культурой родного города посредством музыкальной деятельности
Многие помнят строки из известной в своё время песни «С чего начинается Родина?» В тексте этой песни заключен глубокий смысл. Он заставляет задуматься об истоках любви к Родине. Как рождается эта любовь в маленьком человеке? Как её воспитать? Вопросы сложные и очень актуальные во все времена, а сейчас в особенности. Почему? На этот вопрос замечательно ответили наши великие предшественники: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев, обречена на вымирание» (Л. Н. Толстой).
Публикация «Знакомство с историей и культурой родного города посредством музыкальной деятельности» размещена в разделах
В нашем саду воспитанию патриотизма уделяется большое внимание, в том числе и в музыкальной деятельности, так как невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании.
Через совместную музыкальную деятельность, досуги, праздники, проектную деятельность я стараюсь воспитывать у детей любовь к своей стране, к родному дому, детскому саду, улице, к нашему любимому городу, любовь и уважение к армии, гордость за достижения страны.
Моя задача – рассказать детям средствами музыки и поэзии о величии и красоте родной страны, привить им чувство гордости за свою Родину, научить их уважать окружающих людей, любить свою семью, друзей, научиться чувствовать красоту родной природы, восхищаться ею и бережно к ней относиться
Большую помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Знакомство с народным творчеством решает триединую задачу нравственно-патриотического воспитания – воспитание любви к Родине, своему народу и его традициям, к родной природе.
При знакомстве на занятиях с народными песнями, плясками, хороводами, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием исполняют произведения народного творчества, разыгрывают сказочные сюжеты, при этом я стараюсь отмечать красоту русского языка, яркость музыкальных образов, часто обращаюсь к творчеству местных авторов. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
При этом важно понимать: прежде чем ребёнок-дошкольник осознает себя «маленьким гражданином большой страны», ему нужно помочь осознать себя частичкой своей семьи и детского сообщества и освоить пространство «малой родины», где проходит детство. Поэтому в нашем детском саду основы патриотизма мы формируем у дошкольников, используя следующие условия:
– опора на историю, искусство, культуру, национальные традиции, примеры жизни героев нашего Отечества (при этом используются формы ознакомления, близкие и понятные детям дошкольного возраста);
– сотрудничество и взаимодействие детского сада с семьёй как первым социальным институтом с включением инновационных форм совместной работы детского сада и семьи;
– воспитание любви к «малой родине» через организацию совместных с семьёй культурных мероприятий, связанных со знаковыми событиями, в «шаговой доступности» от дома и детского сада.
– участие дошкольников в проектах, акциях, праздниках, концертах, посвящённых значимым событиям в жизни страны, родного города;
Любой край, область, даже небольшая деревушка – неповторимы и уникальны по своей культуре, красоте, истории. И здесь важно показать ребенку, что и наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, культурой. Предварительный опрос показал, что у детей недостаточно сформированы представления о месте, где они родились и живут, нет знаний о том, чем знаменит их город, а в результате нет чувства привязанности и любви к своей культуре, народу. Для решения этих проблем мной был разработан проект «С чего начинается Родина», который ведется по следующим направлениям: история возникновения города, люди прославившие город, памятники и достопримечательности города, праздники родного города, природа родного края.
Цель проекта: создание условий для формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного края.
Данная разработка включила следующие компоненты содержания нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста:
1) Познавательный (представления ребенка об окружающем мире) :
- о культуре народа, его традициях, народном творчестве;
- об истории родного края, отраженной в художественной литературе, названиях улиц, памятниках;
- о символике родного края и страны (герб, гимн, флаг);
- о самых известных людях Краснохолмского края;
2) Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру) :
- любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
- интерес к жизни родного города и области;
- уважение к культуре и традициям своего народа, к историческому прошлому;
- восхищение народным творчеством;
- любовь к родному языку, к родной природе;
3) Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности) :
- игровая деятельность;
- продуктивная деятельность;
- музыкальная деятельность;
- познавательно-исследовательская деятельность
Цели и задачи, которые я поставила перед собой, определили основные формы и методы работы с детьми. При этом я учитывала тесную взаимосвязь задач нравственно-патриотического воспитания с возрастными и личностными особенностями ребенка, а также с социальными условиями жизни.
В ходе проведения мероприятий использовала различные методы и приёмы. Например, на экскурсии «Достопримечательности Красного Холма», целью которой являлось вызвать познавательный интерес к родному городу и его достопримечательностям, я использовала не только наблюдение, но и метод сравнения. Мы сравнивали купеческие дома, изображенные на старинных фотографиях с тем, как они выглядят в настоящее время, делали выводы. Течение экскурсии сопровождалось рассказом и беседой. Дети с интересом узнавали, кому раньше принадлежали эти здания, а что сейчас расположено в этих зданиях они наперебой рассказывали сами. Когда мы возвращались с экскурсии, дети с удовольствием рисовали виды родного города и создали выставку картин. Перед экскурсией была проведена предварительная работа. Я познакомила детей с историей возникновения Красного Холма, её старинным названием, разучила с детьми гимн Красного Холма (песню местных авторов). Беседуя с детьми о том, где они живут, я задала вопрос: «А почему ваша улица так называется?». Ответ на этот вопрос я предложила детям найти вместе с родителями. В результате исследовательской деятельности детей и родителей мы создали альбом «Улицы нашего города». Ребята с гордостью рассказывают о земляках, в честь которых названы улицы. Полученные на экскурсии знания закрепили в викторине «А я люблю места родные». Воспитанники детского сада участвовали в районном интеллектуальном конкурсе «Академия смышленых малышей» по теме «Люби и знай родной свой край», где заняли 2 место среди детских садов города.
В разных видах и формах деятельности использую сообразные методы и приё мы в разнообразных сочетаниях: наглядного, словесного, практического, игрового, информационно-рецептивного, исследовательского методов.
В реализации проекта я использую комплексный подход, смену видов деятельности. Организуя образовательную деятельность с детьми, всегда провожу необходимую предварительную работу: разучиваю с детьми песни, стихи, хороводы; подбираю наглядный, раздаточный и музыкальный материал, в соответствии с используемыми методами и приёмами. Важным условием является использование инновационных технологий: личностно-ориентированной, здоровьесберегающей, ИКТ–технологии.
Обязательным в любой образовательной деятельности является создание мотивации, умение заинтересовать ребенка происходящим, только тогда начнут формироваться его нравственно-патриотические качества.
Обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса к ней. Для создания положительной эмоциональной атмосферы и активизации познавательного интереса детей широко применяю игровые приемы в ходе организованной деятельности. Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия в прошлое города. Очень интересно прошла квест-игра «Путешествие по родному городу», в ходе заданий которого дети закрепляли уже полученные знания и приобретали новые. Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т. д.).
Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, подводятся во время общих праздников, семейных развлечений. Осенью в рамках проекта был проведен праздник «Краснохолмская осень». Ребята виртуально путешествовали по улицам родного города, побывали и посмотрели достопримечательности, рассказывали о промыслах Краснохолмского края. А также пели песни о родном городе, танцевали, играли в народные игры. В гости к детям пришли участники кружка «Ложкари» из дома детского творчества. В их исполнении прозвучали русские мелодии.
Продолжая тему народного творчества, не могу не сказать о том, что в жизнь нашего детского сада вошла одна очень добрая народная традиция – фольклорные праздники: масленичные гуляние и Рождественские встречи, посиделки на покров, ярмарки, которые празднуются широко и весело, и очень любимы детьми. Каждый праздник, как известно, имеет свою историю, свою особую атмосферу, свои атрибуты и музыкальные традиции. Еще одна традиция – проведение Дня семьи, который проходит 15 мая и посвящен международному дню семьи. Дети и родители рассказывают о своих семейных традициях, профессиях, показывают фотографии и презентации о своем доме и увлечениях. Все вместе поют, танцуют и играют.
Главным праздником, конечно же, является «День Победы». Организуя этот праздник, мы одновременно учим и воспитываем наших детей. Здесь они по – настоящему играют в военных, маршируют в почетном строю вместе с ветеранами, поют военные песни. Дети с родителями участвуют во всенародной акции «Бессмертный полк» : с гордостью несут портреты своих прадедов, приобщаясь к священным страницам истории нашей страны и продолжая живую связь поколений. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины - эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми.
А знакомиться с защитниками Отечества мы начинаем в феврале обычно с образов богатырей как символа защитников земли русской. Детям рассказываю о том, кто такие богатыри, рассматриваю с ними картину «Богатыри» В. Васнецова, а затем слушаем фрагменты «Богатырской симфонии» А. Бородина и пьесу «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского.
Продолжает тему «Защитники Отечества» ознакомление с образом воина, святого покровителя Руси – благоверного князя Александра Невского, который сказал главные слова в назидание всем врагам нашей Родины: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет». Старшие дошкольники слушают фрагмент кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева и рассматривают картину «Александр Невский» П. Корина. Не обходим стороной и образ Михаила Тверского – защитника и покровителя нашей с вами Тверской земли. Заключительным этапом этой работы является праздник «Защитники Отечества».
Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому я использую не только художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду, орудия труда, вышитые полотенца, салфетки). Огромную помощь в этом оказывает созданный в детском саду мини музей «Красный Холм – моя малая родина». Посиделки в мини-музее вызывают неподдельный интерес детей. Они как бы переносятся в прошлое, их окружают предметы старинного быта, звучат песни, частушки, да и сами ребята одеты в русскую одежду, играют в народные игры, слушают русскую народную музыку. А еще знакомятся с промыслами Краснохолмского края, пробуют сами что-то сделать, например, слепить глиняный горшок. Этот перенос в прошлое завораживает их, надолго запоминается. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с известными людьми города. Незабываемым событием стало для детей знакомство с творчеством нашего земляка, руководителем ансамбля русской песни «Русские узоры» и ансамбля народных инструментов «Славяне» Щербаковым В. С. Он пришел в детский сад со своим учеником. Дети с интересом слушали звучание баяна, знакомились с историей этого инструмента. Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется у ребёнка в детстве.
Музыка — самый эмоциональный вид искусства, обладающий большими возможностями воздействия на чувства ребёнка, которые могут быть использованы в воспитательных целях. Она обогащает восприятие ребёнком других видов искусств и событий реальной жизни, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства формируют у ребёнка представления о добре, красоте, духовных ценностях. Рождение чувств, их понимание и соотнесение с жизнью происходят путём сопереживания образам искусства. Научившись различать настроения и их смену в музыке, ребёнок пополняет свои представления о чувствах человека в реальной жизни. Эмоциональное развитие тесно связано с развитием воображения, творчества, способствует общему развитию ребёнка.
Также в гостях у детей побывали руководитель клуба «Ветеран» Семенова Л. А. и мастер по вязанию кукол Тюрина Г. В. Они играли с детьми, показывали кукол и рассказывали о них.
.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является ознакомление дошкольников с природным и экологическим своеобразием родного региона. Одним из эффективных методов и приёмов в работе по воспитанию юных экологов является краеведческая работа, которая направлена на решение задач, связанных с личностным развитием ребёнка и созданием условий, обеспечивающих процесс социализации. Поэтому в нашем детском саду была создана экологическая агитбригада. Задачи охраны природы и сохранение богатств родного края актуальны всегда. Выделили главное направление работы - это осознание детьми оздоровительной, эстетической и практической ценности окружающей природы.
Учитывая специфику нашего региона, мы сделали большой упор на становление понимания и переживания ребёнком своего единства и неразрывной связи с живой природой Краснохолмской земли, на формирование осознанного и бережного отношения к природе.
В результате проведенной работы дети имеют представления о родном городе, проявляют познавательный интерес к Краснохолмскому краю, его истории, культурным традициям, проявляют нравственно-патриотические чувства: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства родного края.
Наш детский сад принимает участие в ежегодных Краснохолмских Антониевских ярмарках. На осенней ярмарке 2017 г проходил конкурс народных песен. Наши дети стали лауреатами 1 степени.
В 2018 году исполняется 500 лет со дня первого упоминания села Спас на Холму, ставшего впоследствии городом Красный Холм. В связи с этим дети и педагоги из нашего детского сада участвуют в районном конкурсе «Родные берега». На сегодняшний день уже подведены итоги номинации на лучшее исполнение стихотворений местных авторов о родном городе. Все три призовых места заняли воспитанники нашего детского сада. В вокальном конкурсе Беляева Дарья стала лауреатом третьей степени.
В. В. Сухомлинский утверждал, что детство-это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.