Занятие по знакомству детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды в процессе экспериментирования

Татьяна Титова
Занятие по знакомству детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды в процессе экспериментирования

Программные задачи:

Закрепить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без цвета, без запаха, без вкуса. Продолжать знакомить с новыми свойствами воды: жидкая, течет, льется, капает. Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть предметов зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы, делать умозаключения. Воспитывать бережное отношение к воде.

Интеграция: познание, коммуникация, социализация, труд, физическая культура.

Материалы: стаканы с чистой водой, полиэтиленовые пакетики, шприцы без игл, губки из поролона, таблицы-схемы; сахарный песок, речной песок, гуашевые краски, палочки, ложечки; большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, игрушки: лодочки, рыбки и т. д.

Ход НОД в процессе экспериментирования

- Дети, отгадайте загадку:

Она – и туча, и туман.

Она – ручей и океан.

Она летает и бежит.

И стеклянной может быть (вода).

- Дети, я предлагаю вам стать исследователями. Давайте с вами вспомним, с какими свойствами воды мы уже познакомились (демонстрация слайдов «Свойства воды» и ответы детей)

- Вы хотите узнать о воде что-нибудь новое, интересное? Сегодня мы с вами будем не только говорить о воде, но и проводить опыты. Для этого у нас есть необходимая одежда (надевают фартуки). Давайте вспомним, как нужно вести себя в лаборатории? (не толкаться, громко не разговаривать, не мешать друг другу проводить опыты). Чтобы движения ваших рук были точными и ловкими, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.

В море бурном, в море синем

Быстро плавают дельфины.

Не пугает их волна,

Рядом плещется она.

Выплывает с моря кит

И дельфинам говорит:

Вы, дельфины, не шумите,

Рыбку быструю ловите.

Раз, два, три, четыре, пять –

Надо рыбкам уплывать.

(Движения согласно тексту)

Наблюдение 1. «Вода жидкая, может течь»

Описание первого эксперимента. Дать детям по два стаканчика: один с водой, один пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Что делает водичка? (Льется). Послушаем, как она льется. Какой слышим звук? Почему вода льется?

Вывод: вода жидкая.

Занятие по знакомству детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды в процессе экспериментирования

Описание второго эксперимента. Набрать воду в полиэтиленовый пакетик, в котором проделано отверстие. Что происходит? (Вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звук). Вывод: вода капает.

Предложить детям набрать воду в шприцы и капать в емкость с водой. Что делает вода? Вывод: вода капает.

Описание третьего эксперимента. Дети погружают губки в сосуды с водой, вынимают их. Что происходит? (Вода сначала вытекает, потом капает). Вывод: вода жидкая; течет, льется, капает.

Фото 3705

Подвижная игра «Капельки и тучка»

Дети, представьте, что вы – капельки воды. Дети надевают шапочки капелек и выполняют задания воспитателя. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки).

Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединились в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют.

Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали они в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло.

Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают вверх руки). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

Наблюдение 2. «Что растворяется в воде».

Описание первого эксперимента. Предложить детям добавить в стакан с водой сахарный песок и размешать. Что произошло? Вывод: сахар растворился в воде. Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или осталась прозрачной? (Вода осталась прозрачной).

Описание второго эксперимента. Предложить детям добавить в стакан с водой речной песок. Что произошло? Вывод: песок не растворился в воде, он опустился на дно стакана. Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или осталась прозрачной? (Вода осталась прозрачной).

Описание третьего эксперимента. Предложить детям добавить в стакан с водой немного краски и размешать. Что произошло с водой? (Вода изменила цвет). Почему? Вывод: краска растворилась и изменила цвет воды.

Наблюдение 3. «Какие предметы могут плавать в воде?»

Описание эксперимента. Перед детьми разложить все предметы, игрушки. Предложить детям проверить, все ли эти предметы (игрушки) могут плавать. Дети самостоятельно опускают предметы (игрушки) в воду и наблюдают за ними. Какие предметы (игрушки) плавают? (дети перечисляют). Почему они не тонут? (Мяч плавает: он легкий и т. п.). Какие предметы (игрушки) утонули, опустились на дно? (Дети перечисляют). Почему эти предметы (игрушки) утонули? (Они тяжелые). Вывод: легкие предметы (игрушки) плавают, а тяжелые предметы тонут.

Итог. Молодцы, дети. Вы очень хорошо потрудились и узнали о воде много интересного. Что вы узнали о воде? (ответы детей с использованием таблиц-схем: вода прозрачная, без запаха, без вкуса; она течет, льется, капает; в воде плавают легкие предметы, а тяжелые тонут).

А какая должна быть вода? (ответы детей). Может ли человек прожить без воды? (ответы детей). Кому еще нужна вода? Что должны делать люди, чтобы вода всегда была чистой и не исчезла с лица земли? (ответы детей).

Молодцы, дети. Капелькам очень понравилось, что вы так много знаете о воде. Капельки решили подарить вам на память волшебные капельки.

Вода – это радость земли.

Вода – это счастье земли.

Вода – это чудо земли.

Воду ты всегда береги!

Публикации по теме:

«Какая бывает вода». Открытое интегрированное занятие по экологии Цель: • познакомить детей с некоторыми свойствами воды: без цвета, запаха и вкуса. • Учить выявлять свойства объектов, поощрять самостоятельные.

«Вода — одна из главных богатств на Земле»«Вода — одна из главных богатств на Земле» "Как радостно, когда проходя мимо речки, слышится шум воды…Кругом тишина, только слышно, как течет река… Я люблю такую тихую спокойную погоду.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие по знакомству детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды в процессе экспериментирования
Опубликовано: 24 января 2014 в 01:06
+95
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 114.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчёт «Как мы делали подарок на ёлочку — мягкую иголочку»
Готовясь к Новому году, участвуя в самых разнообразных конкурсах, мы с детьми всё время думали о том, какой же подарок родным сделать на Новый год. В...
Методическая разработка литературного досуга по сказкам А. С. Пушкина «У Лукоморья»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию методическую...
Сценарий музыкально-спортивного праздника «Дело каждого мужчины — Родину свою защищать!»
МУЗЫКАЛЬНО-СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК "ДЕЛО КАЖДОГО МУЖЧИНЫ — РОДИНУ СВОЮ ЗАЩИЩАТЬ" ( для детей младшего дошкольного возраста) Цель: Формировать чувство...
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина.
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина. «Сказки Пушкина в сердце живут, Свет и радость всем детям несут! Вновь помогут и мне, и тебе Оказаться...
Использование игровых технологий в НОД
Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря ей ребёнок...