Занятие по знакомству детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды в процессе экспериментирования

Татьяна Титова
Занятие по знакомству детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды в процессе экспериментирования

Программные задачи:

Закрепить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без цвета, без запаха, без вкуса. Продолжать знакомить с новыми свойствами воды: жидкая, течет, льется, капает. Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть предметов зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы, делать умозаключения. Воспитывать бережное отношение к воде.

Интеграция: познание, коммуникация, социализация, труд, физическая культура.

Материалы: стаканы с чистой водой, полиэтиленовые пакетики, шприцы без игл, губки из поролона, таблицы-схемы; сахарный песок, речной песок, гуашевые краски, палочки, ложечки; большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, игрушки: лодочки, рыбки и т. д.

Ход НОД в процессе экспериментирования

- Дети, отгадайте загадку:

Она – и туча, и туман.

Она – ручей и океан.

Она летает и бежит.

И стеклянной может быть (вода).

- Дети, я предлагаю вам стать исследователями. Давайте с вами вспомним, с какими свойствами воды мы уже познакомились (демонстрация слайдов «Свойства воды» и ответы детей)

- Вы хотите узнать о воде что-нибудь новое, интересное? Сегодня мы с вами будем не только говорить о воде, но и проводить опыты. Для этого у нас есть необходимая одежда (надевают фартуки). Давайте вспомним, как нужно вести себя в лаборатории? (не толкаться, громко не разговаривать, не мешать друг другу проводить опыты). Чтобы движения ваших рук были точными и ловкими, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.

В море бурном, в море синем

Быстро плавают дельфины.

Не пугает их волна,

Рядом плещется она.

Выплывает с моря кит

И дельфинам говорит:

Вы, дельфины, не шумите,

Рыбку быструю ловите.

Раз, два, три, четыре, пять –

Надо рыбкам уплывать.

(Движения согласно тексту)

Наблюдение 1. «Вода жидкая, может течь»

Описание первого эксперимента. Дать детям по два стаканчика: один с водой, один пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Что делает водичка? (Льется). Послушаем, как она льется. Какой слышим звук? Почему вода льется?

Вывод: вода жидкая.

Занятие по знакомству детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды в процессе экспериментирования

Описание второго эксперимента. Набрать воду в полиэтиленовый пакетик, в котором проделано отверстие. Что происходит? (Вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звук). Вывод: вода капает.

Предложить детям набрать воду в шприцы и капать в емкость с водой. Что делает вода? Вывод: вода капает.

Описание третьего эксперимента. Дети погружают губки в сосуды с водой, вынимают их. Что происходит? (Вода сначала вытекает, потом капает). Вывод: вода жидкая; течет, льется, капает.

Фото 3705

Подвижная игра «Капельки и тучка»

Дети, представьте, что вы – капельки воды. Дети надевают шапочки капелек и выполняют задания воспитателя. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки).

Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединились в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют.

Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали они в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло.

Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают вверх руки). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

Наблюдение 2. «Что растворяется в воде».

Описание первого эксперимента. Предложить детям добавить в стакан с водой сахарный песок и размешать. Что произошло? Вывод: сахар растворился в воде. Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или осталась прозрачной? (Вода осталась прозрачной).

Описание второго эксперимента. Предложить детям добавить в стакан с водой речной песок. Что произошло? Вывод: песок не растворился в воде, он опустился на дно стакана. Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или осталась прозрачной? (Вода осталась прозрачной).

Описание третьего эксперимента. Предложить детям добавить в стакан с водой немного краски и размешать. Что произошло с водой? (Вода изменила цвет). Почему? Вывод: краска растворилась и изменила цвет воды.

Наблюдение 3. «Какие предметы могут плавать в воде?»

Описание эксперимента. Перед детьми разложить все предметы, игрушки. Предложить детям проверить, все ли эти предметы (игрушки) могут плавать. Дети самостоятельно опускают предметы (игрушки) в воду и наблюдают за ними. Какие предметы (игрушки) плавают? (дети перечисляют). Почему они не тонут? (Мяч плавает: он легкий и т. п.). Какие предметы (игрушки) утонули, опустились на дно? (Дети перечисляют). Почему эти предметы (игрушки) утонули? (Они тяжелые). Вывод: легкие предметы (игрушки) плавают, а тяжелые предметы тонут.

Итог. Молодцы, дети. Вы очень хорошо потрудились и узнали о воде много интересного. Что вы узнали о воде? (ответы детей с использованием таблиц-схем: вода прозрачная, без запаха, без вкуса; она течет, льется, капает; в воде плавают легкие предметы, а тяжелые тонут).

А какая должна быть вода? (ответы детей). Может ли человек прожить без воды? (ответы детей). Кому еще нужна вода? Что должны делать люди, чтобы вода всегда была чистой и не исчезла с лица земли? (ответы детей).

Молодцы, дети. Капелькам очень понравилось, что вы так много знаете о воде. Капельки решили подарить вам на память волшебные капельки.

Вода – это радость земли.

Вода – это счастье земли.

Вода – это чудо земли.

Воду ты всегда береги!

Публикации по теме:

«Какая бывает вода». Открытое интегрированное занятие по экологии Цель: • познакомить детей с некоторыми свойствами воды: без цвета, запаха и вкуса. • Учить выявлять свойства объектов, поощрять самостоятельные.

«Вода — одна из главных богатств на Земле»«Вода — одна из главных богатств на Земле» "Как радостно, когда проходя мимо речки, слышится шум воды…Кругом тишина, только слышно, как течет река… Я люблю такую тихую спокойную погоду.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие по знакомству детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды в процессе экспериментирования
Опубликовано: 24 января 2014 в 01:06
+95Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 114.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 2 часть).
План поэтапной работы над проектом: 1 этап. Информация для проекта. • Встреча с родителями, анкетирование. • Изучение особенностей психического...
Занятие в средней группе на тему «Насекомые»
Утром бабочка проснулась Улыбнулась, потянулась Раз- росой умылась Два- изящно покрутилась Три- нагнулась и присела На четыре- улетела. ( и еще раз. Молодцы...
Фотоотчёт «Последний месяц весны»
Фотоотчёт «Вот и последний месяц весны»! Отметим День победы, Мы майским теплым днем, Прославим своих дедов, И на парад пойдем, Мы славой их...
Статья «Педагогическая культура семьи»
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю». А. С....