Лучший педагог года

Логопедическая работа по развитию слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи (часть II)

Ольга Варфоломеева
Логопедическая работа по развитию слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи (часть II)

часть 1

Программа коррекционной работы (продолжение)

1 текст

«Петя и волки».

Это было зимой в одной деревне. Петя шел из школы домой. Вдруг Петя увидел двух волков. Волки тоже заметили Петю и стали приближаться к нему. Петя испугался, бросил портфель и быстро залез на дерево. Волки сели под деревом и стали ждать. Хорошо, что мимо проходил охотник на лыжах. Он достал ружье и выстрелил в волков. Волки убежали, а Петя слез с дерева и поблагодарил охотника.

Публикация «Логопедическая работа по развитию слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи (часть II)» размещена в разделах

2 текст

У лисы длинная тонкая мордочка, небольшие узкие глазки, чуткие ушки. Шубка у нее мягкая, теплая, рыжая, а хвост длинный и пушистый. На горлышке у лисы белый галстучек. Лиса хитрая и осторожная, крадет в деревне кур, цыплят, петухов.

При анализе составленных пересказов особое внимание обращает на себя полнота передачи содержания текста, отсутствие смысловых пропусков, повторов, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

Описание - особый вид монологической речи и требует от ребенка умение создавать словесный образ объекта, раскрывать признаки и свойства предмета в определенной последовательности.

Таким образом, в процессе занятий у детей формируются навыки составления пересказа описательных текстов, начиная с простого пересказа с опорой на развернутые предметные схемы с постепенным переходом к более самостоятельным и развернутым высказываниям с опорой на условно-наглядные схемы (Ткаченко Т. А.)

Следовательно, данными обследования на выявление уровня слухо- речевой памяти и ее влияние на пересказ после обучения были подтверждены наши предположения о том, что объем слухоречевой памяти можно повысить упражняя их в воспроизведении текстов описательного и повествовательного характера с опорой на наглядность.

3.2 Результаты контрольного эксперимента

Повторное тестирование детей проводилось после окончания занятий по развитию слухоречевой памяти у детей.

Задание 1. Методика «10 слов» А. Р. Лурия.

Цель: выявить уровень развития кратковременной слуховой памяти у детей.

Результаты повторной диагностики развития кратковременной слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня показали, что у детей улучшилась кратковременная слуховая память (средний балл увеличился с 4,6 до 6,1). В контрольной группе показатели почти не изменились: средний балл увеличился с 6,8 до 7,0. В процентном отношении в экспериментальной группе стало меньше на 20% детей с низким уровнем кратковременной слуховой памяти. В контрольной группе показатели не изменились.

Задание 2. Методика «Отсроченное воспроизведение заученных десяти слов» А. Р. Лурия.

Цель: выявить уровень развития долговременной слуховой памяти у детей.

Результаты повторной диагностики развития долговременной слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня показали, что у детей улучшилась долговременная слуховая память (средний процент увеличился с 48 до 61). В контрольной группе показатели почти не изменились: средний процент по группе увеличился с 63 до 67 %.

В процентном отношении в экспериментальной группе стало меньше на 30% детей с низким уровнем долговременной слуховой памяти. В контрольной группе показатели не изменились.

Следовательно, у детей с ОНР кратковременная и долговременная слуховая память в результате проведения коррекционной работы улучшились.

Задание 3. Методика парных ассоциаций «Запомни пару» (М. У. Калкинс).

Цель: выявить уровень развития смысловой памяти у детей.

Результаты диагностики развития опосредованной слуховой памяти дошкольников с ОНР III уровня показали, что у детей улучшилась опосредованная слуховая память (средний балл по группе увеличился с 4,8 до 6,1). В контрольной группе показатели почти не изменились: средний балл по группе увеличился с 6,9 до 7,3 %.

В процентном отношении в экспериментальной группе стало меньше на 40% детей с низким уровнем опосредованной слуховой памяти. В контрольной группе показатели изменились не существенно.

Следовательно, у детей с ОНР опосредованная слуховая память в результате проведения коррекционной работы улучшилась.

Задание 5. Методика «Воспроизведение рассказа».

Цель: изучение у детей уровня речевой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию и пониманию текста.

Результаты диагностики развития речевой памяти дошкольников с ОНР III уровня показали, что у детей улучшилась речевая память (средний балл по группе увеличился с 5,4 до 6,3). В процентном отношении в экспериментальной группе стало меньше на 40% детей с низким уровнем опосредованной слуховой памяти. В контрольной группе показатели изменились не существенно.

В процентном отношении в экспериментальной группе стало меньше на 30% детей с низким уровнем опосредованной слуховой памяти. В контрольной группе показатели не изменились.

Следовательно, у детей с ОНР речевая память в результате проведения коррекционной работы улучшилась.

Задание 6. Диагностика памяти детей 5—6 лет помощью методики опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев).

Цель: диагностика опосредованной слухоречевой памяти.

Результаты диагностики развития опосредованной слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня показали, что у детей улучшилась речевая память (средний балл по группе увеличился с 5 до 6,4). В контрольной группе показатели изменились незначительно: с 7,9 до 8,1 балла.

В процентном отношении в экспериментальной группе стало меньше на 30% детей с низким уровнем опосредованной слуховой памяти. В контрольной группе показатели не изменились.

Следовательно, у детей с ОНР опосредованная слухоречевая память в результате проведения коррекционной работы улучшилась.

На диаграмме № 2 представлены сводные результаты диагностики слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР III уровня по всем методикам.

Публикации по теме:

Развлечение в I младшей группе «Петя в деревне» Ведущий. Ребята, сегодня я расскажу вам про одного мальчика. Его зовут Петя. Однажды Петя с мамой поехали к бабушке в деревню на поезде.

Стихотворения для детей «Бегемот» и «Про Петю» "Бегемот"Жил на свете бегемот И имел большой живот ОН любил лежать в воде И рассказывать везде: "Я толстый и огромный, но очень очень скромный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая работа по развитию слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи (часть II)
Опубликовано: 21 января 2015 в 02:22
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД