Приложение МААМ

Логопедическая работа по развитию слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи (часть I)

Ольга Варфоломеева
Логопедическая работа по развитию слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедическая работа по развитию слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи (часть I)

часть 2

Таким образом, проведя исследование, мы можем сделать вывод о том, что для обследуемых нами дошкольников необходима коррекционная работа по развитию слухоречевой памяти, в которую можно включать игры и упражнения, направленные на развитие фонематических процессов. Следует уделить особое внимание обучению детей с общим недоразвитием речи различным мнемическим приемам, которые в значительной мере способны облегчить процесс обучения.

Публикация «Логопедическая работа по развитию слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи (часть I)» размещена в разделах

Комплексное обследование слухоречевой памяти детей с ОНР позволило высказать предположение, что независимо от существующих индивидуальных различий материал, предложенный зрительно, при прочих равных условиях запоминается легче, чем воспринимаемый только на слух. В этом и есть преимущество наглядной памяти над слуховой у детей с ОНР. Следовательно, успешность заучивания у этих детей в большей мере зависит от того, в какой форме предъявляется материал.

3.1 Программа коррекционной работы

На основании данных, полученных в ходе обследования, было определено содержание обучения. Усилия логопедов должны быть сосредоточены на формировании умения детьми пересказывать тексты и на развитие у них слухоречевой памяти, так как пересказ требует достаточного уровня сформированности слухоречевой памяти.

Педагогами должны быть организованы занятия двух типов. Занятия первого типа включают в себя обучение пересказу повествовательных текстов. Занятия второго типа включают в себя обучение пересказу описательных текстов.

Данные обследования показали, что пересказ повествовательного, а особенно описательного текста без наглядной опоры для детей с общим недоразвитием речи недоступен большинству детей. Поэтому предлагается использовать вспомогательные средства, облегчающие процесс слухового запоминания у ребенка развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность.

В качестве второго вспомогательного средства исследователи выделяют моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалась педагогами Воробьевой В. К., Глуховым В. П., известным психологом Выготским Л. С., говорившим о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, а также того, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим [3].

Учитывая все выше сказанное, на занятиях должны использоваться приемы наглядного моделирования. Упражнения должны быть расположены в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате должны быть обозначен такой порядок работы.

Цель работы : развитие слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи работы :

1. Организовать и провести занятия двух типов. Занятия первого типа включают в себя обучение пересказу повествовательных текстов. Занятия второго типа включают в себя обучение пересказу описательных текстов.

2. Организовать обучение в соответствии с выделенными ниже этапами.

Этапность использования наглядных опор:

I этап - пересказ повествовательного текста.

1. Пересказ текста цепной организации с использованием развернутых предметно-графических схем.

2. Пересказ текста с помощью условно-графической схемы.

3. Пересказ текста с опорой на выделенные из сюжета предметные изображения.

4. Пересказ текста с опорой в виде серии сюжетных картин.

5. Пересказ текста с опорой в виде одной сюжетной картины.

II этап - пересказ описательного текста.

1. Пересказ текста с опорой на развернутые предметные схемы.

2. Пересказ текста с опорой на условно-наглядные схемы различной степени обобщенности.

На первых занятиях можно взять для пересказа тексты цепной организации. В начале работы логопед просит назвать ребенка все, что он видит на большой картинке. Далее прочитывается текст. В это время, ребенок следит глазами за тем, что нарисовано в рамочках. Текст прочитывается второй раз. После этого просят ребенка пересказать весь рассказ с опорой на схему.

Применяя наглядные модели, логопед может существенно увеличить эффективность процесса формирования связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи. Детям может быть предложен следующий текст для пересказа.

Около дома был сад. В саду росла высокая сосна. Под сосной стояла скамейка. На скамейке сидела Соня. Соня увидела собаку. Собаку Соня накормила колбасой. Колбаса была ужасно вкусная.

При анализе составленных пересказов обращает на себя внимание полнота передачи содержания текста, небольшое количество смысловых пропусков, повторов, соблюдение логичной последовательности изложения.

Далее детям может быть предложен пересказ текста с помощью графической схемы. Ребенку предлагается текст, иллюстрация и схема соответствующие рассказу. Когда есть возможность смотреть на сюжетную картинку и ее графическую схему, ребенку гораздо легче составить логичный и полный пересказ, что и было нами отмечено.

Может быть предложен следующий текст.

Из дупла на прогулку вылетел шмель Шуня. Он захватил с собой воздушный шарик. Когда Шуня стал надувать шарик, то шарик наткнулся на колючку и лопнул. Тогда Шуня горько запоакал. Его услышала бабушка, которая в это время на лужайке шила Шуне шортики. Она сказала: «Не плачь, Шуня, давай лучше мы с тобой попьем чаю и сыграем в шахматы».

В отличии от пересказов текстов цепной организации, пересказы текстов с опорой в виде графической схемы сложнее, здесь нет такой наглядной последовательности событий, которая позволяет логично построить и передать содержание текста.

III этап - пересказ текста с опорой на выделенные из сюжета предметные изображения. Имея возможность смотреть на лист с выделенными из сюжета предметными изображениями, ребенок составляет вполне логичный и самостоятельный рассказ. Детям для пересказа может быть предложен следующий текст.

Птичка в гнезде высиживала птенцов. Вокруг дерева ходил кот и мурлыкал. Когда птенцы вылупились, кот сбегал и принес подарок для них. А чтобы удобнее было передать подарок наверх - кот привязал его к своему хвосту. С днем рождения птенцы!

Использование в качестве опоры для пересказа выделенные из сюжета предметные изображения значительно усложняет задание.

Далее может быть пересказ текста с опорой в виде серии сюжетных картин. Последовательность картин служит планом высказывания, а образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства. Для пересказа может быть предложен следующий текст.

«Как Алеша хотел белку испугать».

Один раз пошел Алеша в лес за грибами. Увидел на дереве белку и кинул в нее кепку. В белку не попал, а кепка повисла на ветке. Заплакал Алеша, жалко ему стало кепки. Хорошо, что мимо проходили школьники Саша, Вера и Наташа. Саша был большим мальчиком, он залез на дерево и достал Алешину кепку. Саша отдал кепку Алеше и сказал: «Нельзя обижать животных! Ты сам себя наказал!»

IV этап. Отработав пересказ текста с опорой в виде серии сюжетных картин, логопед переходит к последнему этапу нашей работы с текстами повествовательного характера. Это пересказ текста с опорой в виде сюжетной картины. Наглядность на занятиях постепенно убывает и идет «свертывание» плана высказывания. На этом этапе наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий. Моделирование плана рассказа дости-гается путем использования образца логопеда. Первый текст на этом этапе может быть следующий.

Летом на поляне играли трое друзей. - Таня, Витя и Андрей. Таня подбрасывала и ловила мяч. Ей было очень весело. Вдруг Витя выхватил у Тани мяч и крикнул: «Хватит тебе бросать, я тоже хочу поиграть с мячом!» Таня заплакала. Тогда Андрей сбегал домой и принес воздушный шар. Андрей протянул красивый, блестящий воздушный шарик Тане и сказал: «Возьми Таня, не плачь!»

Закончив работу над пересказами текстов повествовательного характера, логопед переходит к текстам описательного характера. Здесь также используются приемы наглядного моделирования. Упражнения могут быть расположены в порядке возрастающей сложности, от пересказа текста с опорой на развернутые предметные схемы до пересказов с опорой на условные наглядные схемы. Составные части схем отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия ребенка с объектом и др.)

Условные схемы помогают ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным ранее текстом для пересказа.

Первый текст для пересказа может быть следующий.

Белка живет в лесу, в дупле. Летом она рыжая, а зимой серая. Белка прыгает с ветки на ветку. Белочка любит орешки, грибы, ягоды, желуди. У нее пушистый хвостик, ушки с кисточками, у нее есть детки - бельчата.

В пересказах с опорой на такую схему соблюдается логическая последовательность изложения, полнота передачи содержания текста, отсутствие смысловых пропусков, повторов. Перечисление признаков объектов идет в указанной логопедом последовательности.

После этого логопед переходит к пересказам текстов с опорой на условно-наглядные схемы. (по Бардышевой Т. Ю.) Предварительно работая над каждым символом таблицы. Закрепляет, что каждый символ таблицы означает какое-либо качество предмета: цвет, форму, вкус и т. д. Это даст возможность детям лучше запомнить описание.

Для пересказа может быть предложен следующий текст.

Лимон - это фрукт. Лимон овальной формы. Он большой, кислый, твердый. У него приятный запах. Внутри лимона семечки. Лимон растет на дереве. Их срывают руками. Из него делают варенье, пекут пироги, и пьют с ним чай.

Использование определенной схемы высказывания помогает ребенку избежать пропусков, строить свой пересказ в соответствии с предложенным логопедом.

На последнем этапе коррекционных занятий детям логопед предлагает пересказ текста с опорой на условно-наглядные схемы (по Ткаченко Т. А.) Условных символов в схемах становится все меньше. Соответственно, чтобы избежать пропусков и строить свой пересказ в соответствии с предложенным экспериментатором детям нужно как можно точнее запомнить предложенный текст.

Для пересказ может быть предложен следующий текст.

Это чайник. Чайник - это посуда. Он белого цвета с голубыми цветочками. Чайник круглой формы. Он маленький. Чайник стеклянный. У него есть ручка, носик, крышка. Из чайника мы наливаем чай.

Детям предлагаются тексты для пересказа повествовательного и описательного характера без опоры на наглядность.

Публикации по теме:

Презентация на ММО «Развитие тактильно-двигательного восприятия у дошкольников с нарушением зрения» Систематически организованная коррекционная работа,направленная на развитие тактильно-двигательного восприятия,является основой развития.

Проект «Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста» Паспорт проекта Раздел Программы Речевое развитие Тематическое поле Познакомить родителей о значении фонематических процессов у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая работа по развитию слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи (часть I)
Опубликовано: 21 января 2015 в 02:06
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая работа по развитию слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи (часть I)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Варфоломеева (УИ 287730) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД