Ольга Варфоломеева
Логопедическая работа по развитию слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа коррекционной работы (продолжение)
1 текст
«Петя и волки».
Это было зимой в одной деревне. Петя шел из школы домой. Вдруг Петя увидел двух волков. Волки тоже заметили Петю и стали приближаться к нему. Петя испугался, бросил портфель и быстро залез на дерево. Волки сели под деревом и стали ждать. Хорошо, что мимо проходил охотник на лыжах. Он достал ружье и выстрелил в волков. Волки убежали, а Петя слез с дерева и поблагодарил охотника.
Публикация «Логопедическая работа по развитию слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи (часть II)» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2 текст
У лисы длинная тонкая мордочка, небольшие узкие глазки, чуткие ушки. Шубка у нее мягкая, теплая, рыжая, а хвост длинный и пушистый. На горлышке у лисы белый галстучек. Лиса хитрая и осторожная, крадет в деревне кур, цыплят, петухов.
При анализе составленных пересказов особое внимание обращает на себя полнота передачи содержания текста, отсутствие смысловых пропусков, повторов, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.
Описание - особый вид монологической речи и требует от ребенка умение создавать словесный образ объекта, раскрывать признаки и свойства предмета в определенной последовательности.
Таким образом, в процессе занятий у детей формируются навыки составления пересказа описательных текстов, начиная с простого пересказа с опорой на развернутые предметные схемы с постепенным переходом к более самостоятельным и развернутым высказываниям с опорой на условно-наглядные схемы (Ткаченко Т. А.)
Следовательно, данными обследования на выявление уровня слухо- речевой памяти и ее влияние на пересказ после обучения были подтверждены наши предположения о том, что объем слухоречевой памяти можно повысить упражняя их в воспроизведении текстов описательного и повествовательного характера с опорой на наглядность.
3.2 Результаты контрольного эксперимента
Повторное тестирование детей проводилось после окончания занятий по развитию слухоречевой памяти у детей.
Задание 1. Методика «10 слов» А. Р. Лурия.
Цель: выявить уровень развития кратковременной слуховой памяти у детей.
Результаты повторной диагностики развития кратковременной слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня показали, что у детей улучшилась кратковременная слуховая память (средний балл увеличился с 4,6 до 6,1). В контрольной группе показатели почти не изменились: средний балл увеличился с 6,8 до 7,0. В процентном отношении в экспериментальной группе стало меньше на 20% детей с низким уровнем кратковременной слуховой памяти. В контрольной группе показатели не изменились.
Задание 2. Методика «Отсроченное воспроизведение заученных десяти слов» А. Р. Лурия.
Цель: выявить уровень развития долговременной слуховой памяти у детей.
Результаты повторной диагностики развития долговременной слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня показали, что у детей улучшилась долговременная слуховая память (средний процент увеличился с 48 до 61). В контрольной группе показатели почти не изменились: средний процент по группе увеличился с 63 до 67 %.
В процентном отношении в экспериментальной группе стало меньше на 30% детей с низким уровнем долговременной слуховой памяти. В контрольной группе показатели не изменились.
Следовательно, у детей с ОНР кратковременная и долговременная слуховая память в результате проведения коррекционной работы улучшились.
Задание 3. Методика парных ассоциаций «Запомни пару» (М. У. Калкинс).
Цель: выявить уровень развития смысловой памяти у детей.
Результаты диагностики развития опосредованной слуховой памяти дошкольников с ОНР III уровня показали, что у детей улучшилась опосредованная слуховая память (средний балл по группе увеличился с 4,8 до 6,1). В контрольной группе показатели почти не изменились: средний балл по группе увеличился с 6,9 до 7,3 %.
В процентном отношении в экспериментальной группе стало меньше на 40% детей с низким уровнем опосредованной слуховой памяти. В контрольной группе показатели изменились не существенно.
Следовательно, у детей с ОНР опосредованная слуховая память в результате проведения коррекционной работы улучшилась.
Задание 5. Методика «Воспроизведение рассказа».
Цель: изучение у детей уровня речевой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию и пониманию текста.
Результаты диагностики развития речевой памяти дошкольников с ОНР III уровня показали, что у детей улучшилась речевая память (средний балл по группе увеличился с 5,4 до 6,3). В процентном отношении в экспериментальной группе стало меньше на 40% детей с низким уровнем опосредованной слуховой памяти. В контрольной группе показатели изменились не существенно.
В процентном отношении в экспериментальной группе стало меньше на 30% детей с низким уровнем опосредованной слуховой памяти. В контрольной группе показатели не изменились.
Следовательно, у детей с ОНР речевая память в результате проведения коррекционной работы улучшилась.
Задание 6. Диагностика памяти детей 5—6 лет помощью методики опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев).
Цель: диагностика опосредованной слухоречевой памяти.
Результаты диагностики развития опосредованной слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня показали, что у детей улучшилась речевая память (средний балл по группе увеличился с 5 до 6,4). В контрольной группе показатели изменились незначительно: с 7,9 до 8,1 балла.
В процентном отношении в экспериментальной группе стало меньше на 30% детей с низким уровнем опосредованной слуховой памяти. В контрольной группе показатели не изменились.
Следовательно, у детей с ОНР опосредованная слухоречевая память в результате проведения коррекционной работы улучшилась.
На диаграмме № 2 представлены сводные результаты диагностики слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР III уровня по всем методикам.