МААМ-картинки

Учебные задания по формированию функциональной грамотности на уроке биологии «Бактерии» в 5 классе

Шумкова Татьяна
Учебные задания по формированию функциональной грамотности на уроке биологии «Бактерии» в 5 классе

№п/п Примеры учебных заданий Ответы к заданиям Критерии оценивания

1. 1. Напишите основные части бактериальной клетки.

2. Вставьте полученные пропущенные слова в текст.

«…Бактерии очень просто устроены, у них отсутствует. Наследственная информация заключена в ___, которая располагается прямо в. Синтез белка обеспечивают. Все эти органоиды окружены. Многие бактерии передвигаются с помощью. " 1 – жгутики

2 - нуклеиновая кислота

3 – оболочка

4 – рибосомы

5 - цитоплазма 10-11 - «5»

8-9 - «4»

5-7 -»3»

Публикация «Учебные задания по формированию функциональной грамотности на уроке биологии „Бактерии“ в 5 классе» размещена в разделах

2. 1. Заполните таблицу

Название клетки Форма Рисунок

1. Коки

2. Стрептококки

3. Бациллы

4. Спириллы

5. Вибрионы

2. Вставьте пропущенные слова в текст.

Бактерии имеют разные формы : шарообразные ___, палочковидные - ___, в форме запятой - ___, спиралевидные -.

1 – кокки

2 – бациллы

3 – вибрионы

4 - спириллы Отлично, хорошо, удовлетворительно

3. Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты сходства и различия. Данные занести в таблицу.

Различия Сходства

Бактериальная клетка

Растительная клетка

Различия: в растительной клетке имеется ядро, в бактериальной отсутствует.

Сходства: имеется оболочка, цитоплазма, рибосомы, наследственный материал. Взаимопроверка

4. 1. Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?

- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?

- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?

- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.

2. Демонстрация свежего яблока без кожуры.

- Верно ли утверждение: очистив яблоко от кожуры, можно полностью избавиться от бактерий на яблоке.

- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?

- Где найти эти знания?

- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете? - витамины

- оно испортилось (сгнило)

- да можно

- разлагают отмершие организмы

- было бы огромное количество неразложившихся трупов животных и других организмов Отлично, хорошо, удовлетворительно

5. Ролевая игра «Суд над бактериями» (работа в группе)

1 группа – “обвинители” называют отрицательную роль бактерий

2 группа – “защитники” указывают на положительную роль бактерий

3 группа – “судьи” выносят решение (делают вывод)

Оценить свою работу в группе и работу товарищей по группе.

6. Из предложенных букв составьте слова. Дайте определения полученным понятиям

1. ИМСИБОЗ

2. АБЫЛИЛЦ

3. ОРПАРИЫТОК

1. ___ - это ___

2. ___ - это ___

3. ___ - это ___

1- Симбиоз – взаимовыгодное сожительство двух организмов

2 – Бациллы – форма вытянутых бактерий в длину

3 – Прокариоты – безъядерные организмы Выполнил/не выполнил

7. 1. Прочитайте предложение и ответьте на вопрос: Какой вывод сделала Оля?

Оля в микроскоп увидела клетку шарообразной формы, в которой отсутствовало ядро.

2. Решите задачу. Бактерия делится каждую секунду на две. Известно, что если одну бактерию посадить в пробирку, то пробирка наполнится бактериями за 1 минуту. Сколько времени понадобится, чтобы пробирка наполнилась, если сначала посадить в пробирку 2 бактерии? Оля сделала вывод, что это клетка бактерии.

Ответ: 59 секунд. Если бы посадили одну бактерию, то через секунду там было бы две.

Взаимопроверка

8. Вставьте пропущенные слова в тексте:

Для переживания неблагоприятных условий бактерия образует. Бактерии питаются ___ и ___ способом. Бактерии, которые поглощают тела отмерших организмов и продукты их жизнедеятельности, называют. Бактерии, которые питаются телами живых организмов, называют. Споры

Гетеротрофы, Автотрофы, Сапрофиты. Паразиты Отлично, хорошо, удовлетворительно

9. Выполнить тесты.

1 вариант

Часть А

A1. Одноклеточные организмы объединены в царство

1) грибов

2) бактерий

3) растений

4) животных

А2. Оформленное ядро отсутствует в клетке

1) грибов

2) растений

3) бактерий

4) животных

А3. Жгутик бактерий представляет собой органоид для

1) передвижения

2) запасания белка

3) размножения

4) перенесения неблагоприятных условий

А4. Споры бактерий служат для

1) питания

2) дыхания

3) размножения

4) перенесения неблагоприятных условий

Часть Б

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Самородная сера и природный газ образовались в результате деятельности бактерий.

Б. Болезнетворные бактерии поражают только тело человека и не встречаются в организме растений и животных.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения.

Для бактерий характерно

1) деление клетки пополам

2) размножение семенами

3) дыхание

4) образование тканей

5) питание

6) формирование органов

Часть В

В1. Заполните таблицу, используя слова и предложения из списка.

Части бактериальной клетки Значение частей клетки

Жгутик

Нуклеиновая кислота

Оболочка

А. Служит для передвижения.

Б. Защищает содержимое клетки.

В. Содержит наследственную информацию.

2 вариант

Часть А

A1. Самые древние обитатели нашей планеты — это

1) грибы

2) растения

3) бактерии

4) животные

А2. Наследственный материал клетки расположен непосредственно в цитоплазме у

1) грибов

2) растений

3) бактерий

4) животных

А3. Бактериальную клетку от окружающей среды отделяет

1) цитоплазма

2) жгутик

3) ядерная оболочка

4) наружная мембрана

А4. Бактериальные клетки размножаются

1) спорами

2) жгутиками

3) участками цитоплазмы

4) делением клетки

Часть Б

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Бактериальные клетки могут иметь различную форму.

Б. Кефир получают, используя бактерии брожения

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения.

В состав бактериальной клетки входят

1) оформленное ядро

2) хлоропласт

3) цитоплазма

4) наружная мембрана

5) митохондрия

6) жгутик

Часть В

В1. Заполните таблицу, используя слова и предложения из списка.

Процесс жизнедеятельности бактерий Как осуществляется

Передвижение

Перенесение неблагоприятных условий

Размножение

А. Путём деления надвое.

Б. С помощью жгутика.

В. В виде спор.

1 вариант

А1-2

А2-3

А3-1

А4-4

Б1-1

Б2-135

В1-АБВ

2 вариант

А1-3

А2-3

А3-4

А4-4

Б1-3

Б2-346

В1-БВА

10-9 - «5»

8-7 - «4»

6-5 - «3»

10-9 - «5»

8-7 - «4»

6-5 - «3»

10. Подготовьте творческие работы по теме: «Значение бактерий в природе и жизни человека» (в виде презентаций, сообщений, рисунков.) Отлично, хорошо, удовлетворительно

Публикации по теме:

«Подснежники». Фотоотчет об уроке ИЗО во втором классе«Подснежники». Фотоотчет об уроке ИЗО во втором классе На прошедшей неделе мне предоставилась возможность провести урок по ИЗО во втором классе. Если честно, я всегда думала, что ИЗО расшифровывается.

Фотоотчет об уроке ИЗО во втором классе начальной школы «Портрет моей мамы»Фотоотчет об уроке ИЗО во втором классе начальной школы «Портрет моей мамы» В целях духовно-нравственного воспитания учащихся в нашей школе проходит неделя, посвященная самому дорогому и важному человеку на земле.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Фотоотчет по обрывной аппликации на уроке «Разговоры о важном» в 1 классеФотоотчет по обрывной аппликации на уроке «Разговоры о важном» в 1 классе Творчество – важная составляющая становления личности любого ребенка. Разнообразные занятия по рукоделию развивают мелкую моторику.

Фотоотчёт об уроке-исследовании русского языка в 4 классе «Личные местоимения»Фотоотчёт об уроке-исследовании русского языка в 4 классе «Личные местоимения» С целью познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо и число ;совершенствовать навык правильного.

Как мы учились готовить пирожное «Картошка». Фотоотчет об уроке технологии в 4 классеКак мы учились готовить пирожное «Картошка». Фотоотчет об уроке технологии в 4 классе В программе курса «Технология» (Автор: Роговцева) есть интересный раздел «Кондитерская фабрика». Цели и задачи: • Знакомство с историей.

Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы» Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы». В. В. Пасечник, А. А. Каменский УРОК 11 ТЕМА: Биологические катализаторы.

Конспект урока биологии в 7 классе «Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные» Тема Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные и Черепные или Позвоночные Цели урока: сформировать представление о типе Хордовые. Дать определение.

Открытый урок по биологии в 6 классе «Природа. Влияние человека на растительный мир, охрана растений» Муниципальная автономная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №4 г. о. Звенигород ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ.

Видеоотчет об уроке литературного чтения во 2 классе «Русская народная сказка «Лисица и волк» по УМК «Перспектива» Урок литературного чтения во 2 классе. УМК "Перспектива". Инсценировка русской народной сказки "Лисица и волк". ФГОС в начальной школе.

Автор публикации:
Учебные задания по формированию функциональной грамотности на уроке биологии «Бактерии» в 5 классе
Опубликовано: 20 апреля 2023 в 08:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД