Адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством стихотворной ритмизации

Беляева Татьяна
Адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством стихотворной ритмизации

Тема адаптации ребенка к детскому саду всегда остается одной из ведущих: каждый год, по мере набора ясельных групп в детских садах, родителей все больше волнует вопрос о том, как же будет себя чувствовать их малыш в новом для него помещении, коллективе, с новым незнакомым взрослым. Педагоги и воспитатели дошкольного учреждения непрестанно объясняют взволнованным мамам и папам, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду, как нужно и как ненужно себя вести с ребенком, что будет способствовать успешной адаптации малыша к ДОУ.

То, насколько быстро малыш привыкнет к детскому саду зависит не только от его личностных качеств, но и от того насколько воспитатель вооружен знаниями о психологических особенностях возраста ребенка, о специфике его адаптивных возможностей, о способах эффективной помощи ему в приспособлении к новой обстановке, освоении неизвестного пространства с новым окружением и новыми социальными отношениями.

Большинство детей раннего возраста испытывают разного рода трудности в процессе адаптации к ДОУ. У кого-то из малышей полностью меняется распорядок дня и характер питания, кто-то не обладает полностью сформированными навыками самообслуживания, многие испытывают трудности в речевом развитии, воспитательные приемы и стиль взаимодействия взрослый-ребенок во многом отличны от тех, которые используются дома. В связи с этим многие дети испытывают стресс и находятся в состоянии психоэмоционального напряжения, что может быть причиной трудностей его дальнейшего развития. Задача воспитателя в это период состоит не только в повышении уровня адаптации детей к ДОУ, но и в:

- создании условий для комфортного пребывания детей в группе детского сада, преодолении стрессов, различного рода детских страхов, снятии эмоционального и мышечного напряжения;

- создании системы эффективного взаимодействия между педагогом и детьми, развитии навыков взаимодействия детей друг с другом, игровых навыков, произвольного поведения;

- развитии интеллектуально-психических функций детей (внимания, восприятия, речи, воображения, чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.

- обучении социально-бытовым навыкам.

Исходя из многолетнего опыта нашей работы наиболее успешным и эффективным нам представляется способ адаптации ребенка к детскому саду через ритм, в частности стихотворный ритм. Почему ритм, можете спросить вы? Давайте задумаемся – что слышит ребенок, находясь еще утробе матери? Звук ее ритмично сокращающегося сердца. И именно этот, знакомый и родной звук он ищет сразу после рождения, именно этот звук сопровождает малыша в процессе адаптации к новому миру. В дальнейшем мама берет малыша на руки и, прижимая к себе, напевает колыбельную – на ритмичный звук сердца накладывается другой ритм, который вкупе с маминым теплом и ритмом голоса позволяет ребенку успокоиться, вспомнить свое внутриутробное состояние защищенности и спокойствия.

Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца, различных движений, активности и отдыха. Психологическое состояние личности тоже имеет свои непростые ритмы: окрыленности и депрессии, горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости, и прочее. Ритм упорядочивает нашу жизнь. С чем это связано? Физиологическое обоснование этого явления таково: как известно, у двух полушарий нашего мозга разные функции. Левое полушарие «отвечает» за логическую деятельность, правое – за интуитивную и эстетическую. Правым полушарием человек воспринимает цвет, музыку, образы, а левым – математику, языки, логику. Впечатления и мимолетные образы, которое восприняло правое полушарие, в левом анализируются, выстраиваются в четком порядке и позволяют прогнозировать те или иные события. Именно ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые или зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу понять свое тело, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и четкость речи.

Используя стихотворный ритм в процессе адаптации детей к ДОУ (сопровождая ритмическим четверостишием любую деятельность детей) мы тем самым активизируем нервно-психические процессы в головном мозге, которые способствуют лучшей адаптации ребенка к условиям внешней среды. Непонятные требования взрослого становятся понятными и интересными. Да, многие педагоги и воспитатели используют стихотворную форму в процессе взаимодействия с детьми, и эта тема не нова, с одной стороны, однако мы предлагаем рассмотрение данной тематики именно в контексте адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

В течение многолетнего опыта работы с детьми ясельной группы нами были не только подобраны различные произведения известных авторов (А. Барто, С. Маршак, Т. Хитрова, В. Берестов и др, но так же самостоятельно составлены четверостишия в легкой стихотворной форме описывающие различные ежедневные действия, которые необходимо выполнить малышу в детском саду: умывание, зарядка, одевание и т. д. На ряду с этим, было отмечено, что и игровые упражнения, и занятия (лепка, рисование, конструирование и т. д.) становятся намного более понятными и увлекательными для маленького крохи.

Так, например, утренняя гимнастика для малыша может стать увлекательной, если сопровождать действия следующими словами:

Медвежата в чаще жили,

Головой они кружили (раз, два)

Медвежата мед искали, дружно дерево качали (раз, два)

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики,

Сели-посидели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Снова, снова высоко

Прыгай на носках легко.

или

Физкультура нам нужна

Физкультура нам важна

Будем сильными, здоровыми,

Красивыми веселыми.

(авторское)

Режимные моменты можно сопровождать следующими четверостишиями:

- мытье рук:

Мыло в ручки мы возьмем,

Рукава закатим.

Ручки моем мы всегда,

И совсем не плачем.

(авторское)

- прием пищи:

Завтрак наш волшебный

Дружно мы съедим.

Вырастим большими –

В космос полетим.

Масло с хлебом очень вкусно –

Знают все ребята.

Чаем мы запьем и будем

Сильными как папа.

Завтрак мы всегда съедаем

Дружно ручки поднимаем.

Ждем добавку, а потом

На ковер играть пойдем.

Нам пора обедать сесть,

Надо супчик весь доесть.

А потом попьем компот,

Только не наоборот.

Кашу повара сварили

И детей всех накормили.

Манная, пшеничная

Каша симпатичная.

(авторские)

- одевание:

Что одеваем мы сначала? Ножки.

Надеваем штанишки и сапожки.

Что оденем мы потом? Руки.

А на них наденем кофты и куртки.

А последней, а последней

Знаем мы как дважды два,

Одевается, конечно, на прогулку – голова!

(Т. Хитрова)

- прогулка:

Мы в песочнице играем,

Пасочки мы лепим.

Кукол всех мы угостим,

А потом полечим.

На качелях мы катаемся,

С горки дружно мы спускаемся,

Мячики бросаем вверх,

Далеко наш слышен смех.

(авторские)

- пробуждение после дневного сна: для гимнастики пробуждения

Глазки открывайтесь,

Ручки поднимайтесь,

Ножки подтянитесь,

Губки улыбнитесь.

Мы поспали, дружно встали,

Разбудили ручки, ножки,

Побежали по дорожке.

Вещи на себя надели,

Дружно кашу всю поели.

(авторские)

- вечер:

День наш быстро весь прошел,

Вечер в гости к нам пришел.

Скоро мамочка придет

И домой нас заберет.

Мы с игрушками играли,

Занимались, рисовали.

Кукол спать мы уложили,

Кубики мы все сложили.

Скажем спасибо детскому саду!

День был веселый –

Такой, как надо.

Ночью в кроватке мы дома поспим,

А утром мы снова в детсад прибежим.

(авторские)

Для занятий можно использовать следующие четверостишия (авторские разработки):

- конструирование: При использовании крупного деревянного конструктора можно строить дом для кукол, сопровождая его следующими словами:

Кубики большие,

Разные, цветные.

Голубые, красные,

Мы возьмем любые.

Домик куколкам построим,

Будем весело играть.

Мы его не поломаем,

Чтобы маме показать.

- рисование:

Карандаши цветные

Красивые такие.

Листок бумаги мы возьмем

И нарисуем птичкам дом.

- лепка:

Взяли в руки пластилин,

Слепим вкусный мандарин.

А потом для кукол слепим

Колобок и апельсин.

или

Пластилин возьмем мы сами:

Красный, желтый, голубой.

Мы цветочек слепим маме

И возьмем его домой.

- наблюдение: наблюдение за птицами.

Птички, птички, чик-чирик

Прилетели в гости к нам.

Птичкам, птичкам чик-чирик

Хлебушек сейчас я дам.

Хлебушек они клюют (дети показывают)

Крылышками машут

Песенки они поют

Как Максим и Даша.

Ну и конечно, одно из главных использований стихотворного ритма это утренний прием детей. Для этого нами были составлены следующие четверостишия:

Плакать нам совсем не нужно,

Мы заходим в группу дружно.

Будем петь и танцевать,

И с игрушками играть.

В группу заходи скорей,

Тебя много ждет друзей.

Поиграем мы с тобой,

А потом пойдем домой.

Машенька, Настенька,

Слезоньки вытри.

Тебя в группе детки ждут,

Тебе песенки споют.

Влад – акробат, заходи к нам скорей

Ждут тебя много новых друзей.

Использование четверостиший помогает воспитателю быстрей и легче наладить контакт с вновь поступающими в ДОУ детьми. И хотя можно говорить о том, что адаптация ребенка к детскому саду зависит от многих условий и факторов грамотный воспитатель, обладающий знаниями о закономерностях протекания психического развития ребенка в раннем детстве в контексте его адаптивных возможностей к ДОУ, может во время прийти на помощь к малышу, создав для него такие условия, которые позволят малышу приспособиться к новой среде. Использование стихотворного ритма, как катализатора для активизации нервно-психических процессов в головном мозге, способствующих лучшей адаптации ребенка к условиям и требованиям внешней среды, может, на наш взгляд, выступать одним из таких условий.

Публикации по теме:

Аннотация к проекту по адаптации детей к условиям детского сада: «Легкое перышко»Аннотация к проекту по адаптации детей к условиям детского сада: «Легкое перышко» В 2011 - 2012гг. я совместно со своими коллегами Мариной Корыстиной и Еланой Пазоной участвовала в разработке и внедрению проекта по адаптации.

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
Адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством стихотворной ритмизации
Опубликовано: 12 апреля 2013 в 19:37
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
Мастер-класс «Елочка из фоамирана»
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...