Получи документы

Анализ состояния работы по музыкальному воспитанию

Елена Король
Анализ состояния работы по музыкальному воспитанию

Музыка воздействует на ребенка с самого раннего детства. Дети приобщаются к музыкальному искусству постепенно, в процессе различных видов музыкальной деятельности : слушания, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, творчества. С давних пор музыка признавалась средством формирования личности человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие способствует общему развитию ребенка, формированию эмоциональной сферы, совершенствованию мышления, делает его чутким к красоте в искусстве и жизни.

Публикация «Анализ состояния работы по музыкальному воспитанию» размещена в разделах

Проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой в условиях, когда общество переживает демографическую катастрофу. В настоящее время наряду со значительным уменьшением рождаемости возросла доля детей с различными видами патологии. Особую категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся расстройствами речи.

Государство и общество поддерживают детей с ограниченными возможностями, взяв на себя осуществление финансирования функционирования специальных (коррекционных) учреждений.

Главной задачей российская образовательная политика объявляет - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным перспективам потребностям личности, общества, государства.

Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико - психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства.

Таким образом, обзор вышеперечисленных статей даёт полное право говорить о необходимости создания специальных условий для полноценного развития, обучения и воспитания детей с нарушением речи.

В городе Екатеринбурге создана сеть специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений, в число которых входит и наше дошкольное учреждение.

Образовательная деятельность в МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 356 построена на принципах государственной политики в области образования.

Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, тяжелые нарушения речи нуждаются в особом подходе, потому для проектировочной работы мною была выбрана тема:

«Развитие интонационной и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи через музыкально-ритмические игры». Что является немаловажным для данного образовательного учреждения.

Исходя из задач годового плана «Создание системы интегрированного (комплексного) воздействия всех участников образовательного процесса на коррекционное и интеллектуальное развитие детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, тяжёлое нарушение речи, с целью их всестороннего развития и подготовки к обучению в школе», я подобрала и составила комплекс музыкально- дидактических игр и упражнений.

Необходимо принять во внимание следующие факты, характеризующие современную проблемную ситуацию.

1. Особенности психики детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (пониженная наблюдательность, неумение вслушиваться в инструкцию, плохая переключаемость, быстрая утомляемость) сказываются на протекании их двигательных актов.

2. Очень часто дети с тяжёлыми нарушениями речи не справляются с овладением программного музыкального материала.

На основе изучения нормативных документов были выявлены следующим противоречия:

• Между низким уровнем развития музыкальных способностей и отсутствием специальных коррекционных знаний у музыкальных руководителей.

• Между недостаточным развитием речи детей дошкольного возраста и отсутствием комплекса музыкально-дидактических упражнений позволяющим музыкантам корректировать недостатки речи.

• Между программными требованиями и индивидуальными особенностями развития ребёнка.

Традиционно проводимая работа по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, на мой взгляд, оказывается недостаточной и во многом снижает эффективность работы логопедов и других специалистов детского сада.

Гипотезы исследования:

Я предполагаю, что создание комплекса музыкально - дидактических игр и упражнений для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи способствует нормализации мелодико-интонационной и просодической стороны речи детей; возможно, улучшится координация музыкально - ритмических движений и ориентация в пространстве.

Я считаю, что взаимосвязь со всеми участниками педагогического процесса (специалистами детского сада) позволит подготовить ребенка к успешному обучению в школе.

Цель исследования: выяснить эффективность применения комплекса музыкально-дидактических игр и упражнений на развитие мелодико-интонационной и просодической стороны речи у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, тяжелые нарушения речи.

Задачи исследования:

1. Изучить методическую литературу по данному разделу.

2. Изучить передовой опыт по развитию музыкальных способностей у детей.

3. Выявить уровень развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья, тяжелые нарушения речи.

4. .Разработать и внедрить комплекс музыкально-дидактических игр и упражнений по развитию музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи.

4. Отследить динамику развития музыкальных способностей и её влияние на психические процессы.

5. Наметить цели и задачи деятельности на последующее время.

Предполагаемый результат: использование комплекса музыкально-дидактических игр, развивающих музыкальные способности детей с тяжелыми нарушениями речи, увеличит процент детей с развитым речевым и слуховым вниманием, улучшит фонетико-фонематическое восприятие музыкальных произведений, повысит процент детей, умеющих ориентироваться пространстве и улучшит координацию музыкально – ритмических движений детей.

В ноябре 2011г. я провела диагностику музыкальных способностей детей старших групп. Оценка музыкальности проводилась с помощью методики музыкальной инверсии, предложенной В. П. Морозовым.

Оценивались:

-способность определять эмоциональное настроение музыкальных отрывков;

- способность различать эмоциональную выразительность речи;

- способность к интонированию;

- оценивалось чувство ритма;

-способность определить метр музыкального произведения;

-способность ориентироваться в пространстве.

В распознавании эмоциональных настроений дети испытывали затруднения. Но распознавание эмоций через музыку дается им легче, нежели через речь. В обоих случаях эмоции гнева и радости распознаются лучше, чем эмоции покоя и нейтральные.

Большую сложность вызвало задание на определение сенсорных способностей. Только три ребенка из восемнадцати смогли без помощи педагога чисто проинтонировать заданную мелодию. Затруднение вызвало пропевание мелодии даже с помощью педагога.

Анализ чувства ритма показал крайнюю аритмичность движений, неумение сохранять заданный темп и неспособность выполнять серии из ритмичных последовательностей.

Анализ результатов тестов на ориентацию в пространстве показал, что большая часть детей так же имеет затруднения в этом виде деятельности.

В таблице приведены данные диагностического исследования детей старших групп.

№ п. п Ф. И. ребенка Эмоциональное

настроение муз. отрывков и

речи Способность интониро

вать Чувство

ритма и метроритма Ориентация в пространс

тве

1.

Саша З.

2+ 1

1

1

2

2.

Полина М.

2+2

3

2

3

3.

Вика Г.

1+1

1

2

3

4.

Оля Л.

2+1

1

2

3

5.

Катя З.

1+0

1

1

1

6.

Костя П.

2+1

2

2

2

7.

Соня М.

1+1

1

1

2

8.

Саша Щ.

2+2

2

2

2

9.

Данил Д.

1+1

1

2

2

10.

Дима К.

1+1

1

1

1

11.

Диана Ц.

3+2

3

3

3

12.

Егор П.

2+2

3

3

3

13.

Виталий Д.

2+1

1

1

2

14.

Милена А.

2+2

2

2

2

15.

Настя З.

2+1

1

2

2

16.

Лена Н.

2+2

2

2

2

17.

Саша Б.

1+0

1

1

1

18.

Саша П.

1+1

1

1

2

Высокий - 3 человека

Средний – 7 человек

Низкий -8 человек

Анализ данных позволил сделать вывод о необходимости создания комплекса музыкально – ритмических игр и упражнений для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, развивающих интонационную и просодическую стороны речи.

Комплекс игр использовался мною на занятиях при разучивании музыкального материала, в подвижных играх, при проведении праздничных утренников и развлечений. (Комплекс музыкально – дидактических игр и упражнений, развивающий интонационно –мелодическую и просодическую сторону речи для детей, имеющих ограничения здоровья, тяжелые нарушения речи находится в приложении).

В ноябре 2012 года мною была проведена контрольная диагностика музыкальных способностей детей теперь уже подготовительных групп.

Как и прежде, я пользовалась диагностической методикой музыкальной инверсии В. П. Морозова.

В таблице приведены данные диагностического исследования детей подготовительных групп.

№ п. п Ф. И. ребенка Эмоциональное

настроение муз. отрывков и

речи Способность интониро

вать Чувство

ритма и метроритма Ориентация в пространс

тве

1.

Саша З.

2+ 1

1

2

3

2.

Полина М.

3+2

3

3

3

3.

Вика Г.

2+2

2

2

3

4.

Оля Л.

2+2

2

3

3

5.

Катя З.

2+1

2

1

2

6.

Костя П.

3+2

2

3

3

7.

Соня М.

2+1

2

2

2

8.

Саша Щ.

3+2

3

2

3

9.

Данил С.

2+1

2

2

3

10.

Дима К.

2+1

2

2

2

11.

Диана Ц.

3+2

3

3

3

12.

Егор П.

3+2

3

3

3

13.

Виталий Д.

2+2

2

2

3

14.

Милена А.

3+2

3

3

3

15.

Настя З.

3+2

2

3

3

16.

Лена Н.

3+2

3

3

3

17.

Саша Б.

2+1

2

1

2

18.

Саша П.

2+1

2

2

3

Высокий - 10 человек

Средний – 6 человек

Низкий -2 человека

ВЫВОД: В течение года я использовала в своей работе комплекс музыкально – дидактических игр на развитие музыкально – интонационной и просодической стороны речи для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, тяжелыми нарушениями речи. Данные диагностического исследования показали, что повысился процент детей, распознающих эмоциональные состояния в музыке и в речи, у детей заметно улучшилось чувства ритма, они стали точнее интонировать мелодию, отлично ориентируются в пространстве.

В результате применения комплекса музыкально – дидактических игр повысился процент детей, имеющих высоко и хорошо развитые музыкальные способности.

В своей работе планирую :

-дальнейшее применение комплекса музыкально – дидактических игр для детей дошкольного периода, имеющих ограниченные возможности здоровья, тяжелые нарушения речи;

- доработать комплекс игр для детей старшей группы;

- разработать и внедрить комплексы игр и упражнений для детей средней и подготовительной групп.

Свой опыт работы я представляла в качестве сообщений на педагогическом Совете и сайте дошкольного учреждения, на семинарах районного уровня.

В 2012 году вместе с воспитанниками участвовала в районном семинаре «Познавательно – речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья».

Награждена грамотами и благодарностями МБДОУ, грамотой Отдела образования Администрации Верх-Исетского района.

Сведения о повышении квалификации:

- Семинар театр танца О. Усовой «Развитие личности ребенка средством хореографии», 2009г.

- Семинар- практикум «Ребенок в мире танца: методика и особенности преподавания. Театр танца Ольги Усовой – новинки сезона», 2011г.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей Очень часто музыкальные руководители не знают, чем больше всего занимаются дети в группе в свободное время - поют, играют, танцуют? Для.

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ состояния работы по музыкальному воспитанию
Опубликовано: 18 марта 2013 в 07:49
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД