Анализ состояния работы по музыкальному воспитанию

Елена Король
Анализ состояния работы по музыкальному воспитанию

Музыка воздействует на ребенка с самого раннего детства. Дети приобщаются к музыкальному искусству постепенно, в процессе различных видов музыкальной деятельности: слушания, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, творчества. С давних пор музыка признавалась средством формирования личности человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие способствует общему развитию ребенка, формированию эмоциональной сферы, совершенствованию мышления, делает его чутким к красоте в искусстве и жизни.

Проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой в условиях, когда общество переживает демографическую катастрофу. В настоящее время наряду со значительным уменьшением рождаемости возросла доля детей с различными видами патологии. Особую категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся расстройствами речи.

Государство и общество поддерживают детей с ограниченными возможностями, взяв на себя осуществление финансирования функционирования специальных (коррекционных) учреждений.

Главной задачей российская образовательная политика объявляет - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным перспективам потребностям личности, общества, государства.

Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико - психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства.

Таким образом, обзор вышеперечисленных статей даёт полное право говорить о необходимости создания специальных условий для полноценного развития, обучения и воспитания детей с нарушением речи.

В городе Екатеринбурге создана сеть специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений, в число которых входит и наше дошкольное учреждение.

Образовательная деятельность в МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 356 построена на принципах государственной политики в области образования.

Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, тяжелые нарушения речи нуждаются в особом подходе, потому для проектировочной работы мною была выбрана тема:

«Развитие интонационной и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи через музыкально-ритмические игры». Что является немаловажным для данного образовательного учреждения.

Исходя из задач годового плана «Создание системы интегрированного (комплексного) воздействия всех участников образовательного процесса на коррекционное и интеллектуальное развитие детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, тяжёлое нарушение речи, с целью их всестороннего развития и подготовки к обучению в школе», я подобрала и составила комплекс музыкально- дидактических игр и упражнений.

Необходимо принять во внимание следующие факты, характеризующие современную проблемную ситуацию.

1. Особенности психики детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (пониженная наблюдательность, неумение вслушиваться в инструкцию, плохая переключаемость, быстрая утомляемость) сказываются на протекании их двигательных актов.

2. Очень часто дети с тяжёлыми нарушениями речи не справляются с овладением программного музыкального материала.

На основе изучения нормативных документов были выявлены следующим противоречия:

• Между низким уровнем развития музыкальных способностей и отсутствием специальных коррекционных знаний у музыкальных руководителей.

• Между недостаточным развитием речи детей дошкольного возраста и отсутствием комплекса музыкально-дидактических упражнений позволяющим музыкантам корректировать недостатки речи.

• Между программными требованиями и индивидуальными особенностями развития ребёнка.

Традиционно проводимая работа по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, на мой взгляд, оказывается недостаточной и во многом снижает эффективность работы логопедов и других специалистов детского сада.

Гипотезы исследования:

Я предполагаю, что создание комплекса музыкально - дидактических игр и упражнений для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи способствует нормализации мелодико-интонационной и просодической стороны речи детей; возможно, улучшится координация музыкально - ритмических движений и ориентация в пространстве.

Я считаю, что взаимосвязь со всеми участниками педагогического процесса (специалистами детского сада) позволит подготовить ребенка к успешному обучению в школе.

Цель исследования: выяснить эффективность применения комплекса музыкально-дидактических игр и упражнений на развитие мелодико-интонационной и просодической стороны речи у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, тяжелые нарушения речи.

Задачи исследования:

1. Изучить методическую литературу по данному разделу.

2. Изучить передовой опыт по развитию музыкальных способностей у детей.

3. Выявить уровень развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья, тяжелые нарушения речи.

4. .Разработать и внедрить комплекс музыкально-дидактических игр и упражнений по развитию музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи.

4. Отследить динамику развития музыкальных способностей и её влияние на психические процессы.

5. Наметить цели и задачи деятельности на последующее время.

Предполагаемый результат: использование комплекса музыкально-дидактических игр, развивающих музыкальные способности детей с тяжелыми нарушениями речи, увеличит процент детей с развитым речевым и слуховым вниманием, улучшит фонетико-фонематическое восприятие музыкальных произведений, повысит процент детей, умеющих ориентироваться пространстве и улучшит координацию музыкально – ритмических движений детей.

В ноябре 2011г. я провела диагностику музыкальных способностей детей старших групп. Оценка музыкальности проводилась с помощью методики музыкальной инверсии, предложенной В. П. Морозовым.

Оценивались:

-способность определять эмоциональное настроение музыкальных отрывков;

- способность различать эмоциональную выразительность речи;

- способность к интонированию;

- оценивалось чувство ритма;

-способность определить метр музыкального произведения;

-способность ориентироваться в пространстве.

В распознавании эмоциональных настроений дети испытывали затруднения. Но распознавание эмоций через музыку дается им легче, нежели через речь. В обоих случаях эмоции гнева и радости распознаются лучше, чем эмоции покоя и нейтральные.

Большую сложность вызвало задание на определение сенсорных способностей. Только три ребенка из восемнадцати смогли без помощи педагога чисто проинтонировать заданную мелодию. Затруднение вызвало пропевание мелодии даже с помощью педагога.

Анализ чувства ритма показал крайнюю аритмичность движений, неумение сохранять заданный темп и неспособность выполнять серии из ритмичных последовательностей.

Анализ результатов тестов на ориентацию в пространстве показал, что большая часть детей так же имеет затруднения в этом виде деятельности.

В таблице приведены данные диагностического исследования детей старших групп.

№ п. п Ф. И. ребенка Эмоциональное

настроение муз. отрывков и

речи Способность интониро

вать Чувство

ритма и метроритма Ориентация в пространс

тве

1.

Саша З.

2+ 1

1

1

2

2.

Полина М.

2+2

3

2

3

3.

Вика Г.

1+1

1

2

3

4.

Оля Л.

2+1

1

2

3

5.

Катя З.

1+0

1

1

1

6.

Костя П.

2+1

2

2

2

7.

Соня М.

1+1

1

1

2

8.

Саша Щ.

2+2

2

2

2

9.

Данил Д.

1+1

1

2

2

10.

Дима К.

1+1

1

1

1

11.

Диана Ц.

3+2

3

3

3

12.

Егор П.

2+2

3

3

3

13.

Виталий Д.

2+1

1

1

2

14.

Милена А.

2+2

2

2

2

15.

Настя З.

2+1

1

2

2

16.

Лена Н.

2+2

2

2

2

17.

Саша Б.

1+0

1

1

1

18.

Саша П.

1+1

1

1

2

Высокий - 3 человека

Средний – 7 человек

Низкий -8 человек

Анализ данных позволил сделать вывод о необходимости создания комплекса музыкально – ритмических игр и упражнений для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, развивающих интонационную и просодическую стороны речи.

Комплекс игр использовался мною на занятиях при разучивании музыкального материала, в подвижных играх, при проведении праздничных утренников и развлечений. (Комплекс музыкально – дидактических игр и упражнений, развивающий интонационно –мелодическую и просодическую сторону речи для детей, имеющих ограничения здоровья, тяжелые нарушения речи находится в приложении).

В ноябре 2012 года мною была проведена контрольная диагностика музыкальных способностей детей теперь уже подготовительных групп.

Как и прежде, я пользовалась диагностической методикой музыкальной инверсии В. П. Морозова.

В таблице приведены данные диагностического исследования детей подготовительных групп.

№ п. п Ф. И. ребенка Эмоциональное

настроение муз. отрывков и

речи Способность интониро

вать Чувство

ритма и метроритма Ориентация в пространс

тве

1.

Саша З.

2+ 1

1

2

3

2.

Полина М.

3+2

3

3

3

3.

Вика Г.

2+2

2

2

3

4.

Оля Л.

2+2

2

3

3

5.

Катя З.

2+1

2

1

2

6.

Костя П.

3+2

2

3

3

7.

Соня М.

2+1

2

2

2

8.

Саша Щ.

3+2

3

2

3

9.

Данил С.

2+1

2

2

3

10.

Дима К.

2+1

2

2

2

11.

Диана Ц.

3+2

3

3

3

12.

Егор П.

3+2

3

3

3

13.

Виталий Д.

2+2

2

2

3

14.

Милена А.

3+2

3

3

3

15.

Настя З.

3+2

2

3

3

16.

Лена Н.

3+2

3

3

3

17.

Саша Б.

2+1

2

1

2

18.

Саша П.

2+1

2

2

3

Высокий - 10 человек

Средний – 6 человек

Низкий -2 человека

ВЫВОД: В течение года я использовала в своей работе комплекс музыкально – дидактических игр на развитие музыкально – интонационной и просодической стороны речи для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, тяжелыми нарушениями речи. Данные диагностического исследования показали, что повысился процент детей, распознающих эмоциональные состояния в музыке и в речи, у детей заметно улучшилось чувства ритма, они стали точнее интонировать мелодию, отлично ориентируются в пространстве.

В результате применения комплекса музыкально – дидактических игр повысился процент детей, имеющих высоко и хорошо развитые музыкальные способности.

В своей работе планирую:

-дальнейшее применение комплекса музыкально – дидактических игр для детей дошкольного периода, имеющих ограниченные возможности здоровья, тяжелые нарушения речи;

- доработать комплекс игр для детей старшей группы;

- разработать и внедрить комплексы игр и упражнений для детей средней и подготовительной групп.

Свой опыт работы я представляла в качестве сообщений на педагогическом Совете и сайте дошкольного учреждения, на семинарах районного уровня.

В 2012 году вместе с воспитанниками участвовала в районном семинаре «Познавательно – речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья».

Награждена грамотами и благодарностями МБДОУ, грамотой Отдела образования Администрации Верх-Исетского района.

Сведения о повышении квалификации:

- Семинар театр танца О. Усовой «Развитие личности ребенка средством хореографии», 2009г.

- Семинар- практикум «Ребенок в мире танца: методика и особенности преподавания. Театр танца Ольги Усовой – новинки сезона», 2011г.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей Очень часто музыкальные руководители не знают, чем больше всего занимаются дети в группе в свободное время - поют, играют, танцуют? Для.

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Анализ состояния работы по музыкальному воспитанию
Опубликовано: 18 марта 2013 в 07:49
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
Тематический досуг для детей второй младшей группы «Путешествие по творчеству Агнии...
Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с детской писательницей А. Л. Барто и её творчеством; помочь детям на основе творческой деятельности...