Лучший педагог года

Анализ условий формирования знаний о живописи у детей дошкольного возраста (5 фото)

Татьяна Алексеевна
Анализ условий формирования знаний о живописи у детей дошкольного возраста

Анализ условий формирования знаний о живописи у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ ДС № 18 «Солнышко» осуществляется на основании требований общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с живописью проходит в рамках реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

Публикация «Анализ условий формирования знаний о живописи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Педагогическая работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с живописью в ДОУ осуществляется на основе решения следующих задач:

1. Организация предметно – пространственной среды по ознакомлению старших дошкольников с живописью.

2. Разработка методических пособий в помощь педагогам для приобщения старших дошкольников к миру искусства.

3. Создание картотеки дидактических игр, игр – пазлов.

4. Подборка репродукций известных художников, фонотеки классической музыки, сборника стихотворений русских поэтов, мультимедийных презентаций.

5. Приобщение родителей к сотрудничеству к работе по ознакомлению дошкольников с живописью.

1.1 Организация предметно – пространственной среды по ознакомлению старших дошкольников с живописью.

Развивающая предметно-пространственная среда в данном дошкольном учреждении создается педагогами в соответствии с ФГОС, а именно обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации.

Как известно, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, многофункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна организовать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительном творчестве. Продумано правильное освещение: естественное и электрическое. Представлен разнообразный демонстрационный материал для ознакомление детей живописи, которые самостоятельно используют воспитанники при реализации своих творческих замыслов, что дает возможность сформировать способность к восприятию живописи, самостоятельно создавать живописные изображения, рисовать по собственному замыслу.

При подборе составляющих уголка изобразительного искусства учитывались следующие принципы: наполняемость и разнообразие материалов, возрастные и индивидуальные особенности детей, доступность, эстетика оформления.

Материалы художественного развития Центра изобразительной деятельности:

1. Набор цветных карандашей, восковых мелков, цветных мелков, фломастеров, краски акварельные, гуашь, кисточки, альбомы для рисования. 15 шт.

2. Мольберт двухсторонний. 1шт.

5. Клеенка, салфетки из фибры (для кистей, для рук, стаканчики для рисования, фартуки. 15 шт.

3. Трафареты, штампы различных форм, заготовки для рисования. 15 шт.

4. Ширма для выставки рисунок. 1 шт.

5. Портфолио детей «Мои творческие работы». 15 шт.

Наглядно – дидактические пособия:

6. Картины русских художников. Иванов. Ге. Демонстрационный материал с методичкой. 1 шт.

7. Культурные практики по ознакомлению дошкольников с живописью. Старший дошкольный возраст (5-7 лет) Учебно-наглядное пособие. Выпуск 2 В. И. Савченко. 1 шт.

8. Знакомство детей с живописью. Натюрморт. (4-5 лет) Выпуск 1. В. И. Савченко. 1 шт.

9. Знакомство детей с живопись. Пейзаж. (5-7 лет) Выпуск 2. Н. В. Нищева. 1 шт.

10. Четыре времени года. (5-8 лет) Выпуск 2. Н. В. Нищева. 1 шт.

11. Знакомство детей с живописью. Портрет. (5-7 лет) Выпуск 2. Н. В. Нищева. 1 шт.

12. Масленица в русской живописи. Культурные практики для детей. (5-7 лет) В. И. Савченко. 1 шт.

13. Детское художественное тв-во. Т. С. Комарова. 2-7 лет. 1 шт.

14. Изобразительная деятельность. Т. С. Комарова 5-6 лет. 1шт.

15. Учимся рисовать. Г. П. Шалаева 5-6 лет. 1шт.

16. Прогулки по Третьяковской галерее. Усачева Андрея. 1 шт.

17. Волшебная сила цвета. О. Б. Сапожникова 4-10 лет. 1 шт.

18. Приобщение дошкольников к миру изобразительного искусства. Н. Г. Пантелеева. 1 шт

19. Д/и. «Эрмитаж». Настольная игра Тилля Ф. Тенка. 1 шт.

20. Д/и. «Сундучок знаний: Искусство». Настольная игра, знакомство с живописью. 5-8 лет. Произв. Инторхит. 1 шт.

21. Набор карточек Вундеркинд с пеленок. Шедевры художников. Доман Гленн. 2 шт.

1.2 Методические пособия для приобщения старших дошкольников к миру искусства

В дошкольном учреждении имеется учебно-методическое обеспечение: программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации; планы организации культурно-досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста; картотека занятий, сценарии досугов и праздников; картотеки дидактических игр; фонотека классической музыки, медиатека по данному направлению. Из этого следует, что наполняемость методического и практического материала в достаточном количестве для полноценного развития интереса к изобразительному искусству и творческих способностей детей.

Работа с детьми, в старшей группе ДОУ, по развитию изобразительной деятельности ведется не изолированно, а в интеграции: художественно - эстетическая деятельность, изобразительная деятельность. Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические вечера, дидактические игры, выставки рисунков.

Знания, полученные в области художественно – эстетического развития, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием, пересказывают сюжеты живописных картин, занимаются свободным рисованием, демонстрируют свои альбомы. Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной деятельности – живописи (рисунок 2); участвуют в выставках.

1.3 Создание картотеки дидактических игр, игр – пазлов.

Создание картотек дидактических игр по ознакомлению с живописью, с помощью которых решаются много задач: формировать знания детей о холодных и теплых оттенках цветов; учить определять виды живописи; знакомить детей с основными и составными цветами, объяснять принципы смешения цветов; развивать чувство радости при восприятии красоты природы; учить располагать цвета по оттенкам от светлого к темному; упражнять в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете, развивать умение подбирать нужные слова к картине.

Картотека дидактических игр, составленная для ознакомления детей дошкольного возраста, для старшей группы: «Найди пейзаж среди картин»; «Теплый – холодный»; «Вкусная палитра»; «Цветные нюансы»; «Веселые краски»; «Волшебные цвета» и другие.

Наглядность в детском возрасте имеет огромное значение, поэтому была создана дидактическая игра – пазл «Собери картину». Дети с удовольствием собирают знакомые картины. Таким образом, дети чувствуют себя сопричастными к созданию картины и запоминают произведения художников.

1.4 Подборка репродукций известных художников, фонотеки классической музыки, сборника стихотворений русских поэтов, мультимедийных презентаций.

При отборе репродукций картин ориентировались на доступность, реалистичность, эмоциональность. Проходило знакомство детей с картинами разных художников, отличающихся манерой исполнения – это объемные или плоские изображения, с использованием ритмичных линий и мазков, обобщенностью или детализацией изображенных предметов и образов. Так же подбирались картины по колориту: в тёплой или холодной цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте – яркие цветовые пятна или спокойные мазки; живые, яркие, сочные краски или размытые, разбеленные.

Для расширения кругозора детей педагогами были предложены картины с разным композиционным решением, т. е. художественные образы расположены по-разному (симметрично, динамично, в центре и т. Д.). Все это позволяло детям увидеть многообразие изображений различных объектов и явлений окружающего мира и приобрести опыт насмотренности, развивать художественно-эстетическое восприятие.

Велось ознакомление с живописью в несколько этапов.

Первый этап – искусствоведческий рассказ.

Структура искусствоведческого рассказа: Название картины. Сообщение фамилии художника, и демонстрация портрета художника. Раскрытие темы, о чем написана картина. Выделить композиционный центр, что самое главное изображено на картине. Определить цвет, построение, расположение объекта картины. Выделить детали вокруг главного сюжета картины и определить, как они соединены. Выяснить, что хотел художник показать своим изображением. Какие эмоции вызывает произведение.

Искусствоведческий рассказ использовался после того, как дети самостоятельно рассматривали произведение. После этого начинаются вопросы детям, с целью понимания содержания картины. Вопросы должны быть поставлены таким образом, чтобы направить внимание детей на детальное рассматривание картины, с учетом принципа нарастания сложности, направленные на перечисление увиденного на картине.

Примерные вопросы: Что изображено на картине? Где расположены на картине предметы, люди? Как вы думаете, что главное изобразил художник на картине? Какие цвета преобладают на этой картине? Что изображено самыми яркими красками? Что хотел нам передать своей картиной художник? Какое настроение хотел передать художник? Как вы догадались, что именно такое настроение отражено на картине? Каким образом удалось художнику передать настроение через изображение? О чем вы думаете, когда смотрите на эту картину? Какие вызывает она у вас чувства?

Второй этап – самостоятельный анализ картины.

Исключался искусствоведческий рассказ педагога о картине. Детям давалось время самостоятельно рассмотреть картину. Задачи самостоятельного анализа картины: Развивать умение самостоятельно анализировать содержание произведения. Формировать умение выделять главное в картине. Формировать умение «читать» картины.

После того, как дети достаточно рассмотрели картину, задавались вопросы следующего характера: О чем эта картина? Почему вы так думаете, расскажите? Какое название вы бы дали картине? Почему именно такое название? Что больше всего вам понравилось в этой картине? Каким образом художник передал образ людей (пейзаж, предметы? Какое настроение вызывает у вас картина? Что хотел художник нам передать своей картиной?

Эти вопросы направлены на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности, а не на перечисление изображенного на картине. С помощью этих вопросов у детей развивается умение рассуждать, анализировать, доказывать свою точку зрения, делать выводы.

Чтобы научить ребенка логично рассуждать и открыть путь к самостоятельному поиску ответа необходимо иногда использовался прием точных установок. Например, говорится ребенку: «Прежде чем ответить на мой вопрос, о чем эта картина, посмотри внимательно на то, что на ней изображено, подумай, что самое главное хотел показать нам художник.» Далее применялся прием композиционных вариантов – словесно или наглядно показывают детям, каким образом меняется содержание картины, чувства и настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине. Дидактическая игра «Замочная скважина». Через замочную скважину ребенок рассматривает картину, затем составляет целостный рассказ о картине. После того, как ребенок расскажет о картине, открываем картину полностью и смотрим, соответствует ли рассказ ребенка с картиной, скрытой за замочной скважиной.

Третий этап. Задачи: Формировать творческое восприятие картины. Сравнивать изображение со своим эмоционально – личностным опытом. Способствовать развитию разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств. Прием сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Сначала показывается детям две картины одного жанра, но с контрастным настроением разных художников для сравнения, а затем картины одного художника, но разного колористического решения. Сначала репродукции картин сравнивают по контрасту – композиции, настроению, цвету.

Живопись, музыка и поэзия мало того, что имеют взаимосвязь друг с другом, так и помогают воспринимать всю глубину картины при использовании одновременно просматривании картины и прослушивании классической музыки или при просмотре картины и прочтении стихотворения. В связи с этим, была собрана фонотека классической музыки из произведений А. Л. Вивальди, Г. Ф. Генделя, Э. Грига, В. С. Калинникова, Ж. Массне, В. Моцарта, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского и других известных композиторов.

Так же в соответствии с содержанием картин подобрана картотека стихотворений – это стихи С. А. Есенина, Б. Л. Пастернака, А. С. Пушкина, Е. Благининой, К. Д. Бальмонта и других известных поэтов.

В группе есть мультимедийная система, с помощью которой детям показывают картины известных русских художников, а также дети посещают виртуально музеи страны и выставки художников. Для просмотра на мультимедийном оборудовании создана картотека мультимедийные презентации «Живопись – виды живописи», «Натюрморт – жанр живописи», «Пейзажная живопись», «Портретная живопись». (рис. 3)

1.5 Приобщение родителей к сотрудничеству к работе по ознакомлению дошкольников с живописью.

Так как родители являются первыми воспитателями своих детей и первыми помощниками педагога, то они должны быть в курсе того, какая образовательная деятельность по ознакомлению с искусством проводится в ДОУ. Педагогическая работа по ознакомлению старших дошкольников с живописью как видом изобразительного искусства осуществлялась в тесном контакте с родителями. Родители участвовали в создании РППС «Центра детского творчества». Также родители приобщались к проведению прогулок по родному селу, и его окрестностям, к поездке в музей ст. Брюховецкой. В разное время года родители с удовольствием принимали участие в конкурсах «Золотая осень», «Зимний калейдоскоп», «День Матери», Пасха в кубанской семье». (рис. 4)

В родительском уголке педагоги вывешивали консультации для родителей по приобщению детей к изобразительному искусству, а также краткие сообщения о текущей работе с детьми по ознакомлению с живописью. В приемной группы, на самом видном месте, педагоги устраивали выставки детского рисунка различной тематики по жанрам живописи: натюрморт, пейзаж, портрет. В папке – передвижке выставляли материал о художественно – эстетическом воспитании: информацию о художниках и написанных ими картинах.

Итак, педагогическая работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с живописью как видом изобразительного искусства организована как деятельность, включающая создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, организованную образовательную работу с детьми по ознакомлению с жанрами живописи и взаимодействие с родителями воспитанников по рассматриваемой проблеме.

При анализе РППС ДОО по художественно-эстетическому развитию было выявлено, что в муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации № 18 «Солнышко» в старшей группе ведется планомерная и систематическая работа по оснащению и пополнению предметно – пространственной среды по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с живописью как видом изобразительной деятельности. РППС соответствует современным требованиям ФГОС ДО.

Основная цель создания «Центра детского творчества» в дошкольном учреждении – мотивация детей на развитие творческих навыков, к проявлению интереса к живописи, желанию познавать живописные произведения.

Анализ условий формирования знаний о живописи у детей дошкольного возраста
Васильевой в соответствии с требованиями ФГОС ДО Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с живописью проходит в рамках реализации образовательной области Художественно эстетическое развитие Публикация Анализ условий формирования знаний о живописи у детей дошкольного возраста размещена в разделах Анализ работы отчеты из опыта работы Анализ Аналитический отчет справка Темочки Педагогическая работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с живописью в ДОУ осуществляется на основе решения следующих задач
Публикации по теме:

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Консультация. «Роль музеев и библиотек в создании условий для формирования гражданской идентичности у детей». Госстандарт нового поколения предусматривает воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности,.

Презентация «Чистоговорки на сюжеты старинной живописи. О наших домашних помощниках» для детей дошкольного возраста Дорогие воспитатели и родители! Предлагаю следующую презентацию с чистоговорками. Благодаря образному восприятию детьми красочных картинок,.

Презентация для детей дошкольного возраста «Чистоговорки на сюжеты старинной живописи. О диких животных» Дорогие воспитатели и родители! Предлагаю следующую презентацию с чистоговорками. Благодаря образному восприятию детьми красочных картинок,.

Презентация для детей дошкольного возраста «Чистоговорки на сюжеты старинной живописи. О кошечках» Дорогие воспитатели и родители! Предлагаю следующую презентацию с чистоговорками. Благодаря образному восприятию детьми красочных картинок,.

Презентация для детей дошкольного возраста «Чистоговорки на сюжеты старинной живописи. О собаках» Дорогие воспитатели и родители! Предлагаю чистоговорки, которые, благодаря образному восприятию детьми красочных картинок, способствуют.

Сценарий развлечения, посвящённого Дню знаний для детей старшего дошкольного возраста «Королева Знаний приглашает в гости!»Сценарий развлечения, посвящённого Дню знаний для детей старшего дошкольного возраста «Королева Знаний приглашает в гости!» Сценарий развлечения, посвящённого Дню знаний для детей старшего дошкольного возраста «Королева Знаний приглашает в гости!» Королева Знаний:.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ условий формирования знаний о живописи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 ноября 2022 в 08:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ условий формирования знаний о живописи у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Алексеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД