МААМ-картинки

Арт-терапия в работе с детьми ОВЗ. Мандалотерапия

Воронова С А
Арт-терапия в работе с детьми ОВЗ. Мандалотерапия

Арт-терапия в работе с детьми ОВЗ. Мандалотерапия

В последние годы количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад, увеличивается. Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – это дети, имеющие психические или физические нарушения, либо оба вида патологий вместе. Эти нарушения препятствуют нормальному усвоению знаний без создания специальных условий обучения.

Публикация «Арт-терапия в работе с детьми ОВЗ, Мандалотерапия» размещена в разделах

Детский сад для таких деток становится практически единственным местом, где созданы оптимальные условия для полноценного развития и воспитания. Категории таких дошкольников неоднородны. В них входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического развития, нарушением общения и поведения, с комплексными нарушениями развития.

Внутренний мир ребёнка с ограниченными возможностями здоровья сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

Одним из альтернативных подходов в коррекционной работе с такими детьми я считаю метод арт-терапии.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Иными словами, это – лечение творчеством, для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка.

Цель арт – терапии в работе с детьми ОВЗ - гармоничное развитие ребенка через формирование способности самовыражения, познания окружающего мира.

Задачи арт-терапии :

• коррекционные (корректировать образ «Я», улучшать самооценку);

• воспитательные (способствовать сопереживанию, положительному взаимодействию со сверстниками и взрослыми);

• диагностические (позволяют получить сведения о развитие и индивидуальных особенностях ребенка, выявить проблемы);

• психотерапевтические (возникает ощущение психологического комфорта, защищенности, радости, успеха).

1

В настоящее время существует множество различных видов и направлений в искусстве. Я выделила основные виды арт-терапии :

• изотерапия;

• библиотерапия (в том числе сказкотерапия);

• музыкальная терапия

• танцевальная терапия;

• цветотерапия;

• песочная терапия;

• куклотерапия

• игротерапия.

Дети с проблемами, действуя в этом удивительном мире искусства,с использованием хотя-бы одного из перечисленных видов дают позитивные изменения в своем развитие.

Сейчас мне хочется рассказать еще об одном из направлений арт – терапии, которое я использую на занятиях – это рисуночная мандала.

Слово «мандала» в переводе с санскрита означает «круг», «диск»

Это символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть (круг, так и невидимый мир (центр, который сокрыт внутри нас.

Открыл тайну мандалы австрийский психолог Карл Юнг

"Мандала – это проекция комплексов человека, орудие, помогающее нам найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, очиститься от ментального мусора: чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли".

Применение данного метода во время индивидуальных и групповых занятий помогает мне в решении следующих задач:

- развитие навыков саморегуляции эмоциональных реакций и навыков самоконтроля;

- развитие элементарных творческих способностей;

- развитие мелкой моторики и графомоторных навыков;

- психокоррекция накопившейся агрессии и раздражения;

- развитие высших психических процессов: внимания, мышления.

В своей работе с дошкольниками ОВЗ я использую следующие виды мандалатерапии

• Раскрашивание готовых мандал

• Рисование и создание собственных мандал

Раскрашивание готовых мандал.

Раскрашивая мандалу, ребенок внутренне успокаивается, сосредотачивается и «заряжается» положительной энергией. Для детей здесь присутствует полная свобода творчества и самовыражения.

Наблюдая за детьми, я заметила, что на занятиях дети уходят от своих переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности.

Создание ребенком продуктов своей деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности.

После занятий каждый ребенок становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным, духовно обновленным, с положительными изменениями в эмоциональной и познавательной сферах.

Рисование и создание собственных мандал.

Мне нравится, что в применении данного метода мандалотерапии совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками. Ведь целью будет не создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе выйти из состояния ограничений, критики, запретов, увидеть себя и мир заново. Дети увлекаются процессом рисования мандалы, искренне выплескивая на чистый белый лист то, что их волнует в данный момент (бессознательное). Конечно бывает, что поначалу ребенку не совсем нравится то, что получается, но в какой-то момент я заметила, что он минует «кризисную точку» и сам процесс начинает приносить ему удовольствие. Он просто дает себе возможность выразиться и раскрыть новые внутренние ресурсы.

Создание собственных мандал из сыпучих, природных и других материалов развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику рук. Я предлагаю детям создавать мандалы на выбор : в тарелках с бортиками или на подносах разного диаметра, оставляя за ребятами право выбора материалов для творчества.

В результате творческой деятельности создается атмосфера 3

эмоциональной теплоты, происходит понимание себя и своего внутреннего мира

При работе с использованием мандал придерживаюсь следующих правил:

 1. Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).

 2. Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму

3. Необходимо хвалить и подбадривать ребенка в процессе работы, ведь от него требуется высокая концентрация внимания и усидчивость.

 4. В день желательно работать только с одной мандалой.

 5. Практикуется использование музыкального сопровождения.

 6. Педагог не вмешивается в работу ребенка, без его согласия. И не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.

 8. После работы ребенку предлагается дать название мандале, которая у него получилась, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).

Таким образом, используя метод «мандалотерапии» в своей работе с детьми ОВЗ я достигла следующих результатов :

• создание атмосферы эмоциональной теплоты;

• снятие напряжения;

• развитие навыков саморегуляции;

• развитие творческих способностей;

• развитие внимания, сенсорных способностей;

• развитие мелкой моторики;

• формирование позитивного аффекта, связанного с получением удовольствия.

Арт -терапия — это увлекательнейший мир, в котором нам предстоит совершать много самостоятельных открытий, а главное это эффективно, доступно, безопасно, интересно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ведь ребенок, как писал К. Д. Ушинский «. мыслит формами, красками, звуками, ощущениями»

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

«Консультация для воспитателей «Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС»» Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у детей имеющих расстройство аутистического спектра требуют комплексного использования различных.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью»Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью» Цель:Познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии. Задачи: • - расширять знания.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Мандалотерапия для детей и взрослыхМандалотерапия для детей и взрослых Мандалатерапия в работе с дошкольниками Каждый период онтогенеза человек имеет свои качественные характеристики, развивается по своим внутренним.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки»Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки» Тема: Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами «Волшебные капельки» Аннотация Рисование на воде – это очень бережный и безопасный метод.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия в работе с детьми ОВЗ. Мандалотерапия
Опубликовано: 10 марта 2022 в 14:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД