«В гостях у Звукоежки». Конспект занятия по автоматизации звука [Ш]

валентина васильева
«В гостях у Звукоежки». Конспект занятия по автоматизации звука [Ш]

1. Продолжать формировать и закреплять представление детей о звуке «Ш» (артикуляция, характерные признаки через метод зрительно-жестовых символов).

2. Совершенствовать навык правильного употребления в речи звука «Ш» через умения: слышать, определять место звука в словах, выделять звук из состава слова.

3. Учить детей изменять слова через умения:

• Заменять в слове один из звуков на звук «Ш» и подводить детей к выводу, что при этом изменяется всё слово (его лексическое значение).

• Образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Оборудование: таблицы; «шляпки»; карточки-символы; магнитофон;

«Звукоежка»; «Болото» с набором картинок; конструктор букв

«Липучка»; «Леший»; муляжи печёностей со звуком «Ш»;

лукошко; шаркунки.

Ход занятия.

Первый этап. Вводно-мотивационный.

1. Общая организация детей на предстоящую деятельность.

Логопед: - Дети, вы отдохнули? Настроение бодрое? Заниматься будем с

удовольствием?

(Да)

Логопед: - Сегодня мы побываем с вами у кого-то в гостях.

- Будем много … путешествовать.

А все путешественники перед дорогой обычно … тренируются.

Потренируемся и мы.

(Звучит спокойная музыка).

2. Проведение массажа.

Основные движения: * поглаживания лба;

* от спинки носа к ушам;

* от верхней губы к ушам;

* от подбородка к ушам и обратно;

* поглаживание шеи с поворотом головы вправо-влево.

3. Работа над дыханием.

Логопед: - Будем правильно вдыхать и выдыхать. Помощниками нам будут

вот эти шляпки.

Упражнения: * Подуем на шляпки нежным ласковым ветерком;

* А теперь подуем сильным ветром «закружились наши шляпки».

4. Миогимнастика.

(Работа перед зеркалом).

Логопед: - Мы с вами умеем быть разными. Покажите, как вы можете менять

выражение своего лица.

«Мы умеем улыбаться.

Мы умеем удивляться.

Мы умеем хмуриться.

И, как шар, надуемся».

5. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: - Потренируем наши губки, язычок.

Упражнения: а) «Улыбка»

«Заборчик»

«Трубочка»

«Окошечко»

б) - Язык мой расслабляется - в «лопатку» превращается («лопаточка»)

- Язык мой выгибается - в «чашечку» превращается (чашечка»)

- Занесём «чашечку» в рот (удерживание «чашечки» под счёт до 5).

6. Сюрпризный момент. (Имитация «шуршания»)

Логопед: - Что это? Кто-то тут шуршит. По-моему, я знаю кто это!

- Раньше, в каждой избе - за печкой

Жил смешной человечек.

Первый хозяин был он в домишке.

Вы узнаёте-ль его, девчонки, мальчишки?

Он хоть стар, но удалой.

Звать его - … домовой.

(Звучит музыка выхода сказочного персонажа).

Звукоежка: Я - весёлый домовушка.

У меня своя избушка.

С волшебным царством звуков

Рядышком живу

И кушать звуки эти очень я люблю.

- Так как зовут меня, детишки? (Звукоежка)

- Правильно! Звукоежкой звать меня,

Ем я звуки …. Иногда!

- Приглашаю вас ко мне в гости.

- Какой звук я выделял голосом? (Звук «Ш»).

- Это мой любимый звук. Самый вкусный. Походит на … лопнувший шарик. Сейчас я его съем! (карточка-символ звука «Ш»).

Логопед: - Зачем? Давай, Звукоежка, лучше мы тебе всё про него расскажем.

7. Артикуляция звука «Ш».

(Работа по таблице).

• Губы - «окошечком»;

• Язычок вверху - «чашечкой»;

• Между зубками – щёлка;

• Произношение звука «Ш» (чётко, долго) и определение характера воздушной струи (широкая, тёплая).

8. Характеристика звука «Ш».

(Работа со звуковыми замками).

Логопед: - Ребята, а давайте, в нашем волшебном Царстве, найдём замок, где

живёт наш звук «Ш».

(Дети встают, отходят и рассматривают Царство Звуков).

- В красном Замке какие звуки живут? (гласные).

- Их голосок похож на голосок Петушка (звучит голос Петушка)

- Мы их … поём, тянем (как Петушок).

- А в Синем и Зелёном Замках живут … (согласные звуки: твёрдые и мягкие)

- Где-же живёт наш звук?

(Он согласный; твёрдый, как ледышка. Он живёт в синем Замке).

- А у него есть братец, мягкий звук? (Нет. Он всегда твёрдый).

- Давайте, превратимся в «ледышку» (динамическая пауза)

- Вокруг себя повернись и в «ледышку» превратись.

(Несколько движений «как ледышка»).

Логопед помещает картинку – символ в Синий Замок.

- Вот и спрятали мы наш звук от Звукоежки.

Второй этап. Операционно-деятельностный.

Звукоежка: - Вот вы какие!

Логопед: - Да ты не обижайся! Лучше давайте все вместе поиграем со

звуком «Ш».

(Дети садятся на стульчики).

9. Выделение звука «Ш».

а) По губам (без голоса)

(Дети должны зрительно воспринять артикуляцию звука «Ш» и показать её рукой).

б) На слух (среди других звуков).

(Дети имитируют движение «шарик лопнул»).

в) «Чуткое ушко»

(Услышав слово со звуком «Ш», дети должны поднять зрительный

символ-карточку «лопнувший шарик»).

10. Повторение пройденного. Работа с новым словом «шесток».

Логопед: - Чтобы Звукоежка больше не хотел есть наш звук «Ш»; накормим его чем-нибудь вкусненьким.

- Звукоежка, а у тебя в избушке есть печка?

Звукоежка: - Есть. Вот она. (Дети садятся за стол перед зеркалом. Перед ними картинка «Печка»).

Логопед: - Здесь, на шестке что-то есть. Давайте, вспомним, что можно

испечь вкусного со звуком «Ш»? (Дети вспоминают слова из

«копилки слов»).

- Вспомним наш стишок (Дети произносят стишок и складывают

муляжи – пышности в лукошко).

Достаём мы из печи

Пышные пышности.

И кладём в лукошко –

Остудить немножко.

Сложим мы в лукошко

Пирожков немножко.

Тут и пышки, и ватрушки,

И оладушки -подружки.

Не забудем про витушку,

Про лепёшку и про плюшку.

Шанежку кладём? Кладём!

Звукоежке отдаём.

(Угощаем Звукоежку).

Звукоежка: - Спасибо, ребята. ох и сытый я стал. Теперь можно и

прогуляться.

(Дети встают и проговаривают слова, маршируя на месте:

«По дорожке мы пойдём

и куда-то попадём …»).

Логопед: - Где это мы очутились, Звукоежка? (Дети должны уточнить «на болоте». На полу напольные картинки «кувшинка»).

Звукоежка: - Кто-то увяз в этом болоте.

11. Дидактическая игра «Замени первый звук в слове».

Слова: * пар – шар * мыло – шило

*юбка – шубка * тапки – шапки

Логопед: - Кто быстрее называет, тот картиночку спасает.

- Молодцы! Ребята, а кто живёт в глуши, на болоте?

- Смешной старикашка

Живёт здесь в глуши.

Бородёшка из мха.

Как зовут старика? (Леший).

12. Работа с чистоговорками.

Логопед: - Давайте вспомним про него дразнилку.

* Леший, Леший, лешочок!

Ты не спишь ли, старичок?

Сам - как деревяшка.

В бороде - букашка.

Смешной ты, старикашка!

(Появляется картинка «Леший»).

Леший: - Вам бы только дразниться. Давайте лучше выучим новую

чистоговорку про лягушку. (Давай)

* Не найду я ушки

у нашей лягушки.

Дополнительное задание:

Логопед: - Вспомним, какие чистоговорки со звуком «Ш» мы знаем.

* Уронила белка шишку. * Чашечка горошку

Шишка стукнула зайчишку. Рассыпана на дорожку.

* В драке был взъерошен ёрш.

И на шишку стал похож.

Логопед: - Пока, Лешачок! Мы с ребятами дальше пойдём.

«Вокруг себя повернись

И в лягушку превратись!»

(Дети прыгают на месте, как лягушата).

Звукоежка: - Ну-ка, лягушата, прыгайте ко мне.

(дети оказываются около «Чудо-дерева»).

13. Словоизменение (дополнительное задание).

Логопед (вместе с детьми): - Как у наших у ворот

Чудо-деревце растёт.

Выросли на нём картинки.

И висят как апельсинки.

Звукоежка: - Так измените слово тут, чтоб появился в нём наш звук.

Логопед: - Кто слово отгадает, тот - картинку забирает.

(Картинки: заяц, баран, корова, петух).

13. Работа с буквой «Ш».

Логопед: - У звука «Ш» есть своя буква. Мы её знаем. На что она похожа?

(дети: на расчёску,.)

- Поразминаем наши пальчики. Берём наши шаркунки.

* Пальчиковая гимнастика.

«Шаркунок в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу».

Логопед: - Давайте оставим Звукоежке подарок - букву «Ш».

- Из чего можно её выложить?

(Дети выкладывают на полу большую букву «Ш» из груш).

Третий этап. Оценочно-коррекционный.

• Обобщение.

- Понравилось вам в гостях у Звукоежки?

- Чем мы занимались?

• Задание на вечер (картинки «По дорожке я пошёл и игрушки я нашёл»).

• Итог.

«В гостях у Звукоежки». Конспект занятия по автоматизации звука [Ш]
Публикации по теме:

Автоматизация звука Ш во фразе и словосочетаниях Цель данного пособия - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизация звука в словах.

Дидактическая игра для автоматизации звуков «Весёлая дорожка».Дидактическая игра для автоматизации звуков «Весёлая дорожка». Хочу предложить игру, которая поможет автоматизировать поставленный звук (в данном случае звук [Л], можно сделать и для других звуков,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
«В гостях у Звукоежки». Конспект занятия по автоматизации звука [Ш]
Опубликовано: 5 января 2014 в 18:18
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...