«В гостях у Звукоежки». Конспект занятия по автоматизации звука [Ш]

валентина васильева
«В гостях у Звукоежки». Конспект занятия по автоматизации звука [Ш]

1. Продолжать формировать и закреплять представление детей о звуке «Ш» (артикуляция, характерные признаки через метод зрительно-жестовых символов).

2. Совершенствовать навык правильного употребления в речи звука «Ш» через умения: слышать, определять место звука в словах, выделять звук из состава слова.

3. Учить детей изменять слова через умения:

• Заменять в слове один из звуков на звук «Ш» и подводить детей к выводу, что при этом изменяется всё слово (его лексическое значение).

• Образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Оборудование: таблицы; «шляпки»; карточки-символы; магнитофон;

«Звукоежка»; «Болото» с набором картинок; конструктор букв

«Липучка»; «Леший»; муляжи печёностей со звуком «Ш»;

лукошко; шаркунки.

Ход занятия.

Первый этап. Вводно-мотивационный.

1. Общая организация детей на предстоящую деятельность.

Логопед: - Дети, вы отдохнули? Настроение бодрое? Заниматься будем с

удовольствием?

(Да)

Логопед: - Сегодня мы побываем с вами у кого-то в гостях.

- Будем много … путешествовать.

А все путешественники перед дорогой обычно … тренируются.

Потренируемся и мы.

(Звучит спокойная музыка).

2. Проведение массажа.

Основные движения: * поглаживания лба;

* от спинки носа к ушам;

* от верхней губы к ушам;

* от подбородка к ушам и обратно;

* поглаживание шеи с поворотом головы вправо-влево.

3. Работа над дыханием.

Логопед: - Будем правильно вдыхать и выдыхать. Помощниками нам будут

вот эти шляпки.

Упражнения: * Подуем на шляпки нежным ласковым ветерком;

* А теперь подуем сильным ветром «закружились наши шляпки».

4. Миогимнастика.

(Работа перед зеркалом).

Логопед: - Мы с вами умеем быть разными. Покажите, как вы можете менять

выражение своего лица.

«Мы умеем улыбаться.

Мы умеем удивляться.

Мы умеем хмуриться.

И, как шар, надуемся».

5. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: - Потренируем наши губки, язычок.

Упражнения: а) «Улыбка»

«Заборчик»

«Трубочка»

«Окошечко»

б) - Язык мой расслабляется - в «лопатку» превращается («лопаточка»)

- Язык мой выгибается - в «чашечку» превращается (чашечка»)

- Занесём «чашечку» в рот (удерживание «чашечки» под счёт до 5).

6. Сюрпризный момент. (Имитация «шуршания»)

Логопед: - Что это? Кто-то тут шуршит. По-моему, я знаю кто это!

- Раньше, в каждой избе - за печкой

Жил смешной человечек.

Первый хозяин был он в домишке.

Вы узнаёте-ль его, девчонки, мальчишки?

Он хоть стар, но удалой.

Звать его - … домовой.

(Звучит музыка выхода сказочного персонажа).

Звукоежка: Я - весёлый домовушка.

У меня своя избушка.

С волшебным царством звуков

Рядышком живу

И кушать звуки эти очень я люблю.

- Так как зовут меня, детишки? (Звукоежка)

- Правильно! Звукоежкой звать меня,

Ем я звуки …. Иногда!

- Приглашаю вас ко мне в гости.

- Какой звук я выделял голосом? (Звук «Ш»).

- Это мой любимый звук. Самый вкусный. Походит на … лопнувший шарик. Сейчас я его съем! (карточка-символ звука «Ш»).

Логопед: - Зачем? Давай, Звукоежка, лучше мы тебе всё про него расскажем.

7. Артикуляция звука «Ш».

(Работа по таблице).

• Губы - «окошечком»;

• Язычок вверху - «чашечкой»;

• Между зубками – щёлка;

• Произношение звука «Ш» (чётко, долго) и определение характера воздушной струи (широкая, тёплая).

8. Характеристика звука «Ш».

(Работа со звуковыми замками).

Логопед: - Ребята, а давайте, в нашем волшебном Царстве, найдём замок, где

живёт наш звук «Ш».

(Дети встают, отходят и рассматривают Царство Звуков).

- В красном Замке какие звуки живут? (гласные).

- Их голосок похож на голосок Петушка (звучит голос Петушка)

- Мы их … поём, тянем (как Петушок).

- А в Синем и Зелёном Замках живут … (согласные звуки: твёрдые и мягкие)

- Где-же живёт наш звук?

(Он согласный; твёрдый, как ледышка. Он живёт в синем Замке).

- А у него есть братец, мягкий звук? (Нет. Он всегда твёрдый).

- Давайте, превратимся в «ледышку» (динамическая пауза)

- Вокруг себя повернись и в «ледышку» превратись.

(Несколько движений «как ледышка»).

Логопед помещает картинку – символ в Синий Замок.

- Вот и спрятали мы наш звук от Звукоежки.

Второй этап. Операционно-деятельностный.

Звукоежка: - Вот вы какие!

Логопед: - Да ты не обижайся! Лучше давайте все вместе поиграем со

звуком «Ш».

(Дети садятся на стульчики).

9. Выделение звука «Ш».

а) По губам (без голоса)

(Дети должны зрительно воспринять артикуляцию звука «Ш» и показать её рукой).

б) На слух (среди других звуков).

(Дети имитируют движение «шарик лопнул»).

в) «Чуткое ушко»

(Услышав слово со звуком «Ш», дети должны поднять зрительный

символ-карточку «лопнувший шарик»).

10. Повторение пройденного. Работа с новым словом «шесток».

Логопед: - Чтобы Звукоежка больше не хотел есть наш звук «Ш»; накормим его чем-нибудь вкусненьким.

- Звукоежка, а у тебя в избушке есть печка?

Звукоежка: - Есть. Вот она. (Дети садятся за стол перед зеркалом. Перед ними картинка «Печка»).

Логопед: - Здесь, на шестке что-то есть. Давайте, вспомним, что можно

испечь вкусного со звуком «Ш»? (Дети вспоминают слова из

«копилки слов»).

- Вспомним наш стишок (Дети произносят стишок и складывают

муляжи – пышности в лукошко).

Достаём мы из печи

Пышные пышности.

И кладём в лукошко –

Остудить немножко.

Сложим мы в лукошко

Пирожков немножко.

Тут и пышки, и ватрушки,

И оладушки -подружки.

Не забудем про витушку,

Про лепёшку и про плюшку.

Шанежку кладём? Кладём!

Звукоежке отдаём.

(Угощаем Звукоежку).

Звукоежка: - Спасибо, ребята. ох и сытый я стал. Теперь можно и

прогуляться.

(Дети встают и проговаривают слова, маршируя на месте:

«По дорожке мы пойдём

и куда-то попадём …»).

Логопед: - Где это мы очутились, Звукоежка? (Дети должны уточнить «на болоте». На полу напольные картинки «кувшинка»).

Звукоежка: - Кто-то увяз в этом болоте.

11. Дидактическая игра «Замени первый звук в слове».

Слова: * пар – шар * мыло – шило

*юбка – шубка * тапки – шапки

Логопед: - Кто быстрее называет, тот картиночку спасает.

- Молодцы! Ребята, а кто живёт в глуши, на болоте?

- Смешной старикашка

Живёт здесь в глуши.

Бородёшка из мха.

Как зовут старика? (Леший).

12. Работа с чистоговорками.

Логопед: - Давайте вспомним про него дразнилку.

* Леший, Леший, лешочок!

Ты не спишь ли, старичок?

Сам - как деревяшка.

В бороде - букашка.

Смешной ты, старикашка!

(Появляется картинка «Леший»).

Леший: - Вам бы только дразниться. Давайте лучше выучим новую

чистоговорку про лягушку. (Давай)

* Не найду я ушки

у нашей лягушки.

Дополнительное задание:

Логопед: - Вспомним, какие чистоговорки со звуком «Ш» мы знаем.

* Уронила белка шишку. * Чашечка горошку

Шишка стукнула зайчишку. Рассыпана на дорожку.

* В драке был взъерошен ёрш.

И на шишку стал похож.

Логопед: - Пока, Лешачок! Мы с ребятами дальше пойдём.

«Вокруг себя повернись

И в лягушку превратись!»

(Дети прыгают на месте, как лягушата).

Звукоежка: - Ну-ка, лягушата, прыгайте ко мне.

(дети оказываются около «Чудо-дерева»).

13. Словоизменение (дополнительное задание).

Логопед (вместе с детьми): - Как у наших у ворот

Чудо-деревце растёт.

Выросли на нём картинки.

И висят как апельсинки.

Звукоежка: - Так измените слово тут, чтоб появился в нём наш звук.

Логопед: - Кто слово отгадает, тот - картинку забирает.

(Картинки: заяц, баран, корова, петух).

13. Работа с буквой «Ш».

Логопед: - У звука «Ш» есть своя буква. Мы её знаем. На что она похожа?

(дети: на расчёску,.)

- Поразминаем наши пальчики. Берём наши шаркунки.

* Пальчиковая гимнастика.

«Шаркунок в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу».

Логопед: - Давайте оставим Звукоежке подарок - букву «Ш».

- Из чего можно её выложить?

(Дети выкладывают на полу большую букву «Ш» из груш).

Третий этап. Оценочно-коррекционный.

• Обобщение.

- Понравилось вам в гостях у Звукоежки?

- Чем мы занимались?

• Задание на вечер (картинки «По дорожке я пошёл и игрушки я нашёл»).

• Итог.

«В гостях у Звукоежки». Конспект занятия по автоматизации звука [Ш]
Публикации по теме:

Автоматизация звука Ш во фразе и словосочетаниях Цель данного пособия - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизация звука в словах.

Дидактическая игра для автоматизации звуков «Весёлая дорожка».Дидактическая игра для автоматизации звуков «Весёлая дорожка». Хочу предложить игру, которая поможет автоматизировать поставленный звук (в данном случае звук [Л], можно сделать и для других звуков,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
«В гостях у Звукоежки». Конспект занятия по автоматизации звука [Ш]
Опубликовано: 5 января 2014 в 18:18
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...