Программа по художественной литературе для младшей группы на основе программы «От рождения до школы»

Татьяна Салтыкова
Программа по художественной литературе для младшей группы на основе программы «От рождения до школы»

Данная программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и парциальной программы О. С. Ушаковой «Программа развития речи детей дошкольного возраста». Реализация программы направлена на привитие детям любви к художественному слову, уважению к книге.

Цель программы.

Прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Задачи программы:

• Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе.

• Привлечение их внимание к выразительным средствам.

• Пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

• Воспитание читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимися персонажами.

• Совершенствование художественно-речевых исполнительных навыков.

Непосредственная образовательная деятельность строится в восприятии литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста она сложна и многоаспектна. Ребёнок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Только на определённой ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе - развития детского словесного творчества.

Периодичность непосредственно образовательной деятельности:

во второй младшей-1раз в две недели;

Продолжительность непрерывной НОД в:

во второй младшей группе – 15 минут;

Педагогический мониторинг знаний, умений и навыков детей проводится 2 раза в год – в сентябре и итоговый в мае.

Интеграция образовательных областей

Содержание программы

Вторая младшая группа (3-4 года)

На данном этапе обучения выделены следующие задачи, которые решались комплексно на каждом занятии в течение года:

развивать у детей интерес к книге, знакомить с произведениями разных жанров (малые формы фольклора, сказки, рассказы, стихи);

развивать сосредоточенность слушать чтение и рассказывание взрослого, внимательно следить за развитием действия художественного произведения, понимать содержание, видеть яркие поступки героев, с помощью иллюстраций устанавливать порядок событий;

обращать внимание на средства выразительности литературной речи;

побуждать к повторению наиболее ярких выражений, запоминанию стихотворных текстов, пересказу с помощью взрослого небольших отрывков, договаривая отдельные слова и фразы, традиционные выражения начала и окончания сказок;

развивать способность чувствовать настроение произведения, умение эмоционально откликаться, сопереживать персонажам, узнавать их на книжных иллюстрациях, давать элементарную оценку, выражать свои впечатления в слове, жесте, участвовать в словесных играх на звукоподражание, в театрализованных действиях.

Также решаются задачи, стоящие перед педагогом на современном этапе обучения: содержание игровой деятельности, обучение детей умению понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно.

Дети 3-4 лет относятся к художественному произведению как к явлению реальной действительности, эмоционально отзываются, ярко переживают события, накапливая, таким образом, опыт разнообразных чувств. Их завораживает игра звуков, складность поэтических форм, напевность народных сказок.

Педагог читает детям фольклорные произведения (песенки, потешки, колыбельные, русские народные и авторские сказки, а также небольшие рассказы и стихи русских и зарубежных писателей на темы, близкие их опыту: про окружающую жизнь в доме, в городе, про транспорт, про зверей и домашних животных и т. д. Художественные произведения отбираются исходя из образовательных задач, и учитывая интересы и желания самих детей.

Педагог использует художественное слово во всех бытовых и образовательных ситуациях.

В НОД педагог ставит и решает задачи общего и художественного развития детей средствами литературы. Поскольку процесс обучения строится на комплексно-тематическом принципе, часто выбор художественного произведения обусловлен общей тематикой образовательной работы. Это усиливает восприятие детьми общего смыслового поля, обогащает их кругозор, помогает восприятию увиденного и услышанного. Часто воспитатель сопровождает небольшими стихотворными произведениями, песенками и потешками реальные режимные процессы (прием пищи, умывание, укладывание спать, одевание, создавая у детей положительный эмоциональный настрой к ним. Наблюдения за явлениями природы тоже могут сопровождаться выразительным исполнением закличек, песенок-потешек, небольших стихотворений. Воспитатель помогает детям уловить сходство поэтического слова и явлений окружающей действительности вызывает познавательно- эмоциональные переживания детей.

Ежедневно 10-15 минут отводится на чтение литературных произведений по желанию детей. Педагогу необходимо создать свободную, эмоционально позитивную атмосферу в группе. В процессе слушания дети удобно размещаются вокруг педагога на стульях, диване или на ковре. В теплое время года знакомство детей с литературой можно организовать во время прогулки. Положительный эмоциональный настрой, выразительный тон голоса воспитателя - первый шаг на пути развития интереса и желания детей общаться с книгой.

После чтения литературного произведения педагог организует небольшое осуждение, выясняя, как дети поняли общий смысл, какой эпизод больше всего понравился. Некоторые фрагменты сказок или небольшие стихотворные тексты можно использовать для инсценирования на фланелеграфе с помощью «театра картинок» или на ширме с помощью пальчиковых и перчаточных кукол.

Рекомендуется повторять прочитанные ранее произведения. Малыши активно радуются знакомому тексту, непроизвольно его запоминают. Повторное чтение дает возможность детям каждый раз услышать что-то новое, что раньше могло остаться незамеченным. Небольшие стихотворения можно выучить наизусть, предложив детям «помогать» договаривать окончания фраз, сопровождая его движениями, разыгрывая небольшие сценки-этюды, протопывая или прохлопывая ритм.

Выразить свое понимание текста произведения дети могут не столько в речи, сколько в игровых имитационных действиях. Они любят показывать, как зайка прыгает, прислушивается, прячется, как ходит мишка или летает птичка. Им нравится перевоплощение с помощью некоторых элементов театральных костюмов, шапочек с изображением животных. Педагогу следует активно использовать это как в моменты организованного коллективного чтения, так и в играх-драматизациях по мотивам прочитанных произведений.

Детей этого возраста начинают знакомить с загадками, учат отгадывать, выделяя в описании наиболее яркие характерные признаки. Доступны малышам стихотворные загадки с характерными звукоподражаниями и с рифмованной отгадкой. Слово в рифму облегчает детям писк отгадки, дает возможность почувствовать похожие окончания слов.

Особое внимание уделяется иллюстрациям в детских книгах. Дети рассматривают их вместе со взрослым и самостоятельно. Педагог может использовать рисунки и иллюстрации для индивидуальной речевой работы с детьми, как опорные картинки для беседы по сказке, восстановления сюжета (последовательности событий).

Показатели развития

К концу учебного года ребёнок должен:

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Инсценировать и драматизировать с помощью воспитателя небольшие отрывки из народных сказок.

Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.

Уметь договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

Читает наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Публикации по теме:

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала по ФЦКМ (старшая группа) ФЦКМ № задания Критерии Методика проведения Оборудование Задание 1 Знает Ф. И. О. родителей, домашний адрес Задание: - Назови свою ФИО. -Как.

Педагогический проект «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности» педагогический проект соответствует федеральным государственным требованиями и основывается на основной общеобразовательной программе дошкольного.

Библиотека изображений:
  • День рождения
  • День рождения
  • День рождения
Автор публикации:
Программа по художественной литературе для младшей группы на основе программы «От рождения до школы»
Опубликовано: 19 января 2014 в 19:26
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...