Лучший педагог года

Беседа логопеда с родителями «Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция»

Екатерина Федякова
Беседа логопеда с родителями «Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция»

Беседа логопеда с родителями.

Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция.

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны: перинатальное поражение центральной нервной системы, мозговая дисфункция, различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери; натальные, т. е. возникшие в процессе родов, осложнения, в числе которых асфиксия (обвитие плода пуповиной, узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременное отхождение вод, затяжные или стремитеьные роды. Целый ряд причин возникает и в постнатальном периоде — заболевания ребенка, травмы и пр. К сожалению, в специализированное дошкольное детское учреждение дети с речевыми нарушениями попадают только перед школой, в лучшем случае после пяти лет, и самый значимый для развития ребенка возраст — до трех-пяти лет — оказывается упущенным.

Публикация «Беседа логопеда с родителями „Нарушения речи, Причины и ранняя коррекция“» размещена в разделах

В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму. А ведь этого могло бы и не быть, если бы мама и наблюдающий врач своевременно, с первых дней жизни ребенка, выявили предрасполагающие к недоразвитию речи факторы и приняли меры по их устранению.

Как можно раньше необходимо выделять детей группы риска по патологии речи, и вот на что надо обращать особое внимание:

1. Если у новорожденного крик слабый, монотонный, немодулированный, это настораживающий признак для прогноза речевого развития, и надо обратиться за консультацией к неврологу (в норме крик новорожденного должен быть громким, модулированным).

2. Другой настораживающий фактор — ранний отказ ребенка от грудного вскармливания. Возможно, у младенца ослаблены мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте (одно- или двусторонний порез губ).

3. Если в состоянии покоя рот ребенка постоянно открыт, это может свидетельствовать о слабости круговой мышцы рта (парез лицевого нерва, жевательной мускулатуры, мышц, удерживающих нижнюю челюсть (парез тройничного нерва).

4. Парез языкоглоточного нерва может придать голосу ребенка назальный оттенок — незначительную гнусавость.

Все вышеперечисленные признаки, замеченные у детей грудного возраста, свидетельствуют о перинатальном поражении центральной нервной системы; впоследствии эти нарушения, как правило, приводят к патологии речевого развития.

Родителям также необходимо обращать внимание на отставание ребенка в физическом развитии, плохой аппетит, бледность и сухость кожи, спастичность мышц.

Родителя должны уделять как можно больше времени общению с ребенком — играм, массажу, различным упражнениям. Особенно важно на первом году жизни развитие мелкой моторики рук. Развивая ее, мы тем самым готовим почву и для развития артикуляционных движенпй. Вот потому-то так полезно играть с малышами во всевозможные традиционные «пальчиковые» игры типа «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит» и т. д.

Помимо игр, развивающих мелкую моторику рук, хорошо проводить массаж пальцев рук, особенно тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну, то в другую сторону (по 10 раз).

Общаясь с ребенком в доречевой период, важно отмечать, узнает ли малыш близких по голосу, поворачивает ли голову на зов, следит ли за губами говорящего, пытается ли подражать ему, - все это способствует речевому развитию.

Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета (в норме она появляется к четырем-пяти месяцам) и необращенность лепета к взрослому является симптомом речевых нарушений и, как правило, связаны с нарушениями в центральной нервной системе. Родители, заметив это, сразу должны обратиться к неврологу. Необходимо выявить патологию как можно раньше, уточнить диагноз, провести профилактическую и коррекционную работу, не откладывать начало комплексного медико-педагогического воздействия. Если лечение не было начато вовремя (в доречевой период, по мере роста ребенка в диагностике патологии все большее значение начинают приобретать речевые симптомы, стойкие дефекты произношения: речь такого ребенка неразборчивая («каша во рту»).

Позднее развитие речи должно насторожить родителей. Нельзя ждать, пока ребенок «выговорится». Важно не упустить значимый для полноценного развития (сензитивный) период — возраст до трех-пяти лет. Только ранняя диагностика и своевременная коррекция — педагогическая и медикаментозная — помогут достичь успехов и компенсировать речевую патологию.

Для детей с речевыми проблемами характерно нарушение общей и мелкой моторики, нарушение поведения в виде гипермоторности, что обусловлено слабостью нервной системы. При отсутствии своевременной помощи у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическими развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей отмечаются повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности.

При комплексном подходе к коррекционной работе включаются компенсаторные возможности нервной системы и она приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные функции. Однако пластичность нервной системы ребенка не беспредельна и с возрастом значительно снижается, поэтому работа по диагностике, коррекции и формированию речи должна начинаться с раннего возраста.

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами.

Общие рекомендации:

1. Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду.

2. Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

3. Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

4. Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.

5. Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.

6. Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

7. Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

8. Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.

9. Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

10. Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.

11. Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком.

12. Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца.

13. Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.

14. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Публикации по теме:

Раннее выявление и коррекция нарушений речи Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Для оказания эффективной логопедической.

Консультация для логопедов «Причины нарушения речи» ТЕМА: Причины речевых нарушений. Свою работу я начала с определения понятий. РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей.

Консультация для родителей на тему «Причины нарушений речи у детей дошкольного возраста» Причины нарушения речи у детей дошкольного возраста. До недавнего времени неправильности звукопроизношения у детей до 5-6 лет рассматривались.

Коррекция речи: совместная работа учителя — логопеда и инструктора по физической культуреКоррекция речи: совместная работа учителя — логопеда и инструктора по физической культуре Коррекция речи: совместная работа учителя - логопеда и инструктора по физической культуре. Основными направлениями деятельности Муниципального.

Многофункциональное дидактическое пособие в коррекции нарушения речи «В родном краю»Многофункциональное дидактическое пособие в коррекции нарушения речи «В родном краю» Цель: Развитие мелкой моторики, автоматизация отдельных звуков, развитие связной и диалогической речи, развитие сенсорного и пространственного.

НОД по развитию речи «Кто в теремочке живет» ранняя группа Программное содержание. 1. Развивать способность длительному, медленному выдоху воздуха через рот. 2. Продолжать учить произносить слова отчетливо,.

План-конспект по развитию речи «Ранняя весна» Цель: создание условий для формирования целостного представления о ранней весне, ее многообразии. Задачи: Логопедические (неречевые): -воспитание.

Развитие речи и признаки её нарушения Первые три года жизни ребенка для речетворчества являются критическим периодом развития. К этому времени в основном заканчивается анатомическое.

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Ранняя весна» (с использованием схем …) Цель: закрепить представления о ранней весне в природе, пополнение уточнения и активизация словарного запаса; обучение составлению предложений.

Веселая беседа о кабинете логопедаВеселая беседа о кабинете логопеда Любим мы сюда ходить, Буквы разные учить. Язычок тренировать, С пальчиками поиграть. Кабинет логопеда - особое место для занятий с маленькими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа логопеда с родителями «Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция»
Опубликовано: 21 августа 2015 в 15:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД