Лучший педагог года

Беседа по познанию окружающего мира в старшей группе «Камни и их свойства»

Женя Слободян
Беседа по познанию окружающего мира в старшей группе «Камни и их свойства»

Задачи:

-знакомить с разнообразием камней, их свойствами;

-развивать навыки классификации.

Материалы:"ящик ощущений" или "волшебный мешочек", природные камушки (включая морские, два достаточно крупных кремня и кусочек мела, лупы, мисочки с водой, кусочки пластилина, монетки.

Предварительная работа:наблюдения на прогулках; сбор камушков и оформление коллекции.

Содержание

Занятие начинается с работы с "Ящиком ощущений".

Публикация «Беседа по познанию окружающего мира в старшей группе „Камни и их свойства“» размещена в разделах

1 вариант. Воспитатель кладёт в "Ящик ощущений" (или в "волшебный мешочек") несколько предметов, среди которых один-два камня, и предлагает кому-нибудь из детей определить, что находится внутри ящика, и вынуть именно камни. Как ребёнок определяет, что у него в руках камень, а не другой предмет? Какой камень на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплы, холодный,тяжелый, легкий и т. д.

2 вариант В "ящике ощущений" лежат только камни. Количество камней соответствует количеству детей. Каждый ребёнок вытаскивает один образец, предварительно рассказав о его особенностях, которые он определил на ощупь. Когда все камни окажутся на столе, дети сравнивают их.

3 вариант. Взрослый описывает камень, а ребёнок на ощупь находит его среди других образцов, например: "Выбери, пожалуйста, круглый, гладкий, маленький камушек". В этом случае камни в "ящике ощущений" должны хорошо отличаться друг от друга по ряду признаков.

Воспитатель предлагает детям исследовать разные камушки и организует опыты. Дети внимательно их рассматривают, какие бывают камни, находят самый большой и самый маленький (самый красивый и самый невыразительный).

Воспитатель просит выложить в камни ряд - от самого большого к самому маленькому, от самого шершавого к самому гладкому и т. д. Предлагает закрыть глаза и на ощупь выбрать самый гладкий, круглый камушек, потом - самый не ровный. Внимательно рассмотреть самый круглый морской камень. Он называется "галькой". Почему у него нет острых углов? А раньше были? Можно взять несколько камней и потрясти их. Чувствуется, как они стучат друг о друга. Вода двигает камни, ударяет их друг о друга; трутся они о песок. Острые углы постепенно исчезают, камушек становится округлым.

Дети рассматривают камни через лупу. Что они видят (кристаллики, трещины, узоры?

Ребёнок берёт в одну руку камушек, в другую - кусочек пластилина и сжимает ладони. Сравнивает, сто произошло с камушком, а что с пластилином, и объясняет, почему. (Камешек твёрдый, твёрже пластилина). Пробует постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чём разница?

Дети пробуют нацарапать что-нибудь на камушке монеткой или другим твёрдым предметом. Что получается? Можно посмотреть на результат через лупу.

Воспитатель предлагает подумать, что произойдет, если положить камешек в воду? (Каждый ребёнок формулирует своё предложение).Камушек утонет или будет плавать? Дети бросают камешек в воду и наблюдают за происходящим. (На воде образуются круги).Может ли камень плавать?

Ребёнок опускает в миску ещё несколько камушков, трогает их прямо в воде и вынимает. Воспитатель может положить в ёмкость большой камень и полить его водой. Что изменилось? Какого цвета мокрые камушки по сравнению с сухими? Какие из них красивее?

Воспитатель рассказывает, что раньше у людей не было зажигалок и спичек, но зато был камень под названием "кремень".Показывает, как можно получить огонь ударом двух камушков друг о друга. Видна ли искра? Дети нюхают камни и определяют запах после удара. Твёрдый камень или мягкий?Почему говорят "крепкий как кремень"?

Может ли камень издавать звуки? Воспитатель предлагает постучать по очереди разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем отличаются?

Воспитатель предлагает выяснить, каким камушком лучше всего рисовать на фанерке. Дети пробуют это сделать мелом, улём, кремнем графитом. (Тоже самое можно сделать во время прогулки на асфальте.)

Воспитатель предлагает потрогать разные камни: они холодные или тёплые? Зажать камушек в кулаке: стал ли он теплее? Подержать пд лампой: что изменилось?(Камни нагреваются.)

В заключение воспитатель делает вывод: камни бывают разными, они отличаются по цвету, форме, величине. Есть камни шершавые, есть гладкие. Камни твёрдые, они тонут в воде (большинстве из них, меняют цвет воде, некоторыми из них можно рисовать.

Последующая работа:воспитатель предоставляет детям возможность для самостоятельных игр, экспериментирования с камешками. Проводит игры, например: "Камень, ножницы, бумага". Её можно использовать в качестве разминки, паузы. Дети делятся на группы по 2-3 человека и договариваются, какими движениями они будут обозначать эти предметы. Например, открытые ладони означают бумагу, сжатые кулаки - камень, два выпрямленных пальца (остальные сжаты в кулак) - ножницы. Взрослый говорит: "Камень, ножницы, бумага!" Услышав последнее слово, участники игры при помощи рук изображают один из указанных предметов. Каждый доказывает, что его "предмет" победил. Так, ножницы режут бумагу, значит, они "сильнее", зато камень может затупит ножницы, а его, в свою очередь, можно завернуть в бумагу и т. п. Выигрывает тот, чей "предмет" может "победить" все остальные.

Игра "Что исчезло". Воспитатель кладёт на стол несколько камней, отличающихся друг от друга по внешнему виду. Дети запоминают, какие камушки лежат перед ними. Затем отворачиваются, а воспитатель убирает один камушек. Задача детей - определить, какой именно камень исчез, и описать его. Чем больше камней выкладывается и чем меньше они различаются, тем сложнее задача. В эту игру можно играть и во время прогулок, нарисовав на земле квадраты, в каждый из которых выкладывается один камешек.

Игра "Найди свой камень" Каждый ребёнок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра проводится на улице, то сам его находит, внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает. Затем все камни складываются в одну кучку и перемешиваются. Задание: найти свой камушек.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группеФотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группе Игра - это способ познания окружающего мира. Цель: Развивать у детей диалогическую и монологическую речь посредством игровой деятельности.

Конспект интегрированной НОД по музыке (с элементами логоритмики) и познанию окружающего мира во второй младшей группеКонспект интегрированной НОД по музыке (с элементами логоритмики) и познанию окружающего мира во второй младшей группе КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО НОД ВО 2-Й МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО МУЗЫКЕ (С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛОГОРИТМИКИ) И ПОЗНАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "ПОМОЖЕМ ЗАЙКЕ ПОДЛАТАТЬ.

Конспект занятия по познанию окружающего мира на тему «Медузы» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познанию окружающего мира на тему «Медузы» для старшего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора и познавательного интереса по теме "Жители морей и океанов" Задачи: - Воспитывать любовь и заботу к окружающему.

Конспект интегрированного занятия по познанию окружающего мира в старшей группе «Спасение сказочной планеты» Программное содержание: расширять и уточнять знания детей об окружающем мире; учить применять свои знания о растительном и животном мире.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа по познанию окружающего мира в старшей группе «Камни и их свойства»
Опубликовано: 19 марта 2024 в 16:18
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД