Григорьевна Ирина
Беседы с логопедом. Вопросы и ответы
КОНСУЛЬТАЦЫЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Вместе с детьми.
Н. Г. Свободина
Беседы с логопедом. Вопросы и ответы.
Жизнь до …
Что такое 6 лет нашей жизни? чем старше становится человек, тем быстрее летит время. Вспомните момент рождения вашего малыша – беспомощный плачущий комочек, который полностью зависит от вас и вот прошло всего 6 лет, а он уже спорит с вами, сопротивляется вашим решениям, пытается проявить самостоятельность и скоро пойдет в школу!
Публикация «Беседы с логопедом, Вопросы и ответы» размещена в разделах
Дошкольный возраст, что это? о чем важно знать родителям, дабы не упустить драгоценное время?
Многие бы хотели воспитывать ребёнка дома, уделять ему свободное время, заниматься с ним, возить в спортивные секции, музыкальную школу и дать ему всё, что нужно. Но, к сожалению, реалии нашей жизни большинству семей не позволяют даже одному из родителей длительное время не работать, посвятив себя ребенку. И тут на выручку приходит детский сад. Проработав много лет с дошкольниками, я сделала вывод, что необходимо учить родителей правильному отношению к дошкольному учреждению. Большинство взрослых относятся к детскому саду, как к месту, где ребенка можно оставить под присмотром на то время, пока они на работе. Садик выбирается по внешнему антуражу: возят ли в бассейн, много игрушек, красивая мебель – значит, он хорош. И мало кто из родителей поинтересуется, а КАК и ЧЕМ занимаются в этом саду с детьми, КАК с ним играют и играют ли вообще, КАК проходят прогулки – играют ли с детьми на улице или они предоставлены сами себе.
Система дошкольного воспитания в нашей стране еще в доперестроечные времена считалась одной из самых лучших и признавалась за рубежом. Из многочисленных источников знаю достоверно, что до сих пор наши дети, попадающие в детские учреждения в Европе или США, поражают своей осведомленностью об окружающем мире, многими умениями, которыми не обладают их сверстники. За последние 30 лет педагоги, занимающиеся с дошкольниками, постарались сохранить самые ценные методики обучения. Недаром сейчас говорят не только о дошкольном воспитании, но и дошкольном образовании.
Детский сад – не просто воспитательное учреждение, но и образовательное. Это очень важный момент. Никто не говорит, что малыша надо сажать за парту. этого делать ни в коем случае нельзя, и хорошие дошкольные педагоги никогда не допустят переноса начального школьного обучения в детский сад, но период дошкольного детства очень важен для ребёнка. Здесь большая ответственность лежит на родителях, а они, к сожалению, очень часто к рекомендациям воспитателей и требованиям, которые предъявляет детское учреждение, относится крайне не серьёзно, а иногда и негативно. Почему – то родители считают – дитя ещё маленькое, вот пойдет в школу, тогда и начнёт заниматься вплотную. Но когда ребёнок придет в школу, будет поздно приучать его к самоорганизации, порядку, выполнению элементарных требований, без которых невозможна школьная деятельность.
Предвижу многочисленные реплики о том, что у детей забирают детство, слишком загружают их. Но речь идёт не о переносе обучения в ранние годы, а о той ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЕ, когда дети не предоставлены себе, а с помощью разнообразных игр, соответствующих их возрасту, развиваются. Разбудить воображение, творческие способности, научить общаться с окружающими, дать основы человеческой орали, развивать речь, память, внимание, не забывая и о физическом здоровье и, конечном итоге, подготовить ребенка к важному шагу в школьный мир – вот чем необходимо заниматься в дошкольном детстве. И в программах дошкольного образования все это включается. Другое дело, что не везде и не всеми это выполняется. Родители должны контролировать этот процесс, обязательно интересоваться, чем занимался ребёнок в детском саду в течение дня.
Статья 18. Дошкольное образование.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте.
Не игнорируйте эту статью Закона. Как часто отдав ребёнка в ясли, родители перестают заниматься его развитием, полностью переложив эту обязанность на воспитателей и заняв такую позицию – мы отдали вам ребёнка, вот и занимайтесь с ним. Простейшие навыки по самообслуживанию становятся обременительны для малышей, так как дома, в целях экономии времени, его одевают, кормят, умывают и делают за него ещё массу вещей. Конечно, это намного легче и быстрее, чем терпеливо учить ребёнка завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и тому подобное. Но здесь и совершается главная ошибка – уходит золотое время, его потом не вернёшь.
Как говорил Лев Толстой: «До пяти лет – вся жизнь, после пяти – один шаг» И в результате, к моменту поступления в школу, ребёнок не обладает основными умениями и навыками, необходимыми для учёбы. А отсюда и низкая организация своей деятельности, и недостаточное развитие мелкой моторики, и ещё много проблем, которые смогут превратить его так ожидаемое обучение в школе в кромешный ад.
Вот вопросы, которые задают родители малышей.
Мария. Саратов. У нас сын, ему два года, 8 месяцев. До не давнего времени это был спокойный, ласковый, послушный ребенок. Проблем не было. Но в последнее время мы замечаем, что он стал капризным, все пытается сделать наоборот, а если что – то ему не нравится, то устраивает истерики. Мы прочитали в книгах о так называемом «кризисе трех лет», но ведь нашему сыну меньше. Что с ним происходит?
Если у ребенка все в порядке со здоровьем, если в вашем воспитании нет каких – то грубых просчетов - это, скорее всего, действительно кризис трех лет. Ведь календарный возраст человека далеко не всегда совпадает с его биологическим возрастом. И если вашему малышу 3 года исполняется через месяц, это не значит, что ожидаемые проблемы наступят через месяц. Они могут появиться как раньше, так и позже.
Чем же так знаменит этот кризис, хотя он не первый в жизни ребёнка? У маленького человека начинает проявляться собственное «я» осознание себя как личности. Проявляются негативизм к словам и просьбам взрослых, упрямство, своеволие, иногда до резкого протеста. Ребёнок часто возражает просто так, ради самого отрицания. Вот пример из жизни:
- Антошка, сегодня поедем к бабушке Оле.
- Нет! НЕ-е-т! Не сегодня не поедем не к бабушке не к Оле…
Во время кризисного периода ребёнок в своём развитии переходит к качественно новому этапу. Меняется его личность, он часто находится в состоянии конфликта как внутреннего, так и внешнего, на фоне эмоциональной неустойчивости, глубоких переживаний могут появиться невротические реакции: неспокойный сон, страхи, энурез. Родителям надо быть очень внимательными и чуткими.
Особо надо сказать о развитии речи трёх летнего ребёнка. Если она развивалась в соответствии с возрастными нормами, то к трём годам уже достаточно сформировалась в лексическом и грамматическом плане. Постепенно у малыша развивается слуховой контроль над своей речью, формируется фонематическое восприятие, сложнее становиться связная речь. Даже если у ребёнка были проблемы, к 3 годам, при условии отсутствия тяжёлых патологий, его речь в своем развитии делает скачёк. В это время также резко возрастает познавательная активность ребёнка. Родителям важно не перегрузить малыша информацией. Телевизор, компьютер, постоянное чтение книг, не соответствующее возрасту в ущерб играм и беседам, на фоне негативных проявлений кризисного периода иногда приводят к возникновению заикания. Причём вначале это могут быть еле заметные запинки, повторение первых слов в предложении. Если вы заметили, что - то подобное у своего малыша, обязательно обратитесь к психоневрологу или неврологу. Консультации только логопеда здесь недостаточно.
Галина, Москва. Моему ребёнку 4 года, но он очень плохо говорит. Нам предлагают логопедический детский сад, но я не хочу, чтобы мой ребёнок ходил в группу с ненормальными детьми. Как с ним надо заниматься?
Прежде всего, следует учитывать, что сейчас во всём мире принята определённая лексика, касающаяся детей с какими – то серьёзными нарушениями. Это люди с ограниченными возможностями здоровья.
В логопедические группы принимаются с нарушением речевого развития при сохранном интеллекте только по направлению логопеда детской поликлиники и прошедшие психолого – медико-педагогическую комиссию. Если в 4 года ребёнок почти не говорит или говорит очень плохо, прислушайтесь к советам специалистов. В логопедической группе с детьми занимаются ежедневно в течение дня разные специалисты. Вы не сможете обеспечить ребёнку дома такую коррекционную помощь (если только не наймёте няню с логопедическим образованием и с опытом работы именно логопедом). В коррекционных программах главное внимание направленно на то, как говорит ребёнок. Вы, конечно, можете заниматься с логопедом частным образом, но это будет 2 -3 раза в неделю, и занятие, как правило, будет длиться не менее 30 -40 минут. А в группе логопед занимается по 10 -15 минут ежедневно, что для маленького ребёнка является самым оптимальным вариантом. При решении логопедических проблем необходим комплексный подход, который гораздо реальней осуществить в рамках детского учреждения. Если же вы решите не отдавать ребёнка в детский сад, а заниматься с ним дома, наберитесь терпения. Самое сложное заниматься с ребёнком систематически. Очень часто родители на первичной консультации на всё согласны и с энтузиазмом берутся за дело, но выдерживают 2 -3 недели, а потом занимаются все реже и реже. В любом случае без помощи специалиста вы обойтись не сможете.
Очень много вопросов возникает по проблемам дошкольного детства достаточно широкого спектра. Поговорим о речевых проблемах и им сопутствующих.
Наталья, Москва. Моей дочери 6 лет. На следующий год ей идти в школу. Меня беспокоит то, что она шепелявит – язык проскакивает между зубами. Я обращалась к разным логопедам – всё без толку. Шепелявый ребёнок может стать поводом для шуток, издевок среди детей. Что бы Вы могли посоветовать в этом случае. Как избавиться от этой напасти?
Пятилетнему ребенку, имеющему проблемы со звукопроизношением, без помощи специалиста не обойтись. Совет один – заниматься. Возможно, звук поставлен, а в речь ребёнок его не водит. Это зависит от многого – воли ребёнка, его самоконтроля, последовательности в действиях родителей. Автоматизировать звук –самое сложное в логопедической работе. И сам процесс автоматизации и контроля, как правило, ложиться на родителей и тех взрослых, которые находятся рядом с ребёнком. Прекращать работу нельзя, иначе проблема со звукопроизношением не будет решена. Поставить звук и ввести его в речь (автоматизировать) можно в любом возрасте (помимо случаев тяжелых патологий). Самый оптимальный возраст для успешной работы от 5 до 8 – 9 лет и после 14 лет. Первые еще достаточно послушные, с ними можно договориться, их можно заинтересовать какими – то приёмами. Вторые – это те дети, с которыми в своё время по каким – то причинам не была проведена коррекционная работа или таковая не дала результата. Но после 14 лет у подростка уже достаточно развит самоконтроль, а самое главное – появляется хорошая мотивация для занятий - первое увлечение, симпатия, какие – то новые занятия помимо школы, где неправильное звукопроизношение может служить серьёзным препятствием.