Система работы по развитию красноречия у детей старшего возраста в игровой деятельности

Татьяна Компанейцева
Система работы по развитию красноречия у детей старшего возраста в игровой деятельности

Человеческое общество строится на общении. Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый.

Умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения определенного результата и желаемого воздействия на слушателей и есть ораторское искусство.

Старшие дошкольники готовятся к поступлению в школу, где им придётся перейти на новый уровень общения. В школе дети перед вчерашними дошкольниками встанет проблема общения с незнакомыми людьми, как со сверстниками, так и с педагогами, и так как ведущим видом деятельности у старших дошкольников все-таки еще остается игра, я поставила перед собой цель создать систему работы по развитию красноречия у детей старшего возраста в игровой деятельности.

Исходя из поставленной цели, я предположила, что процесс развития красноречия будет успешным, если:

- будет определено содержание игр по совершенствованию выразительности речи, обогащению словаря, повышению качества и культуры речи, доступных для освоения детьми старшего дошкольного возраста.

Начиная работать в этом направлении, я определила для себя этапы работы и разработала картотеку игр для каждого этапа.

На первом этапе я работаю над развитием силы и темпа голоса, для этого я использую игру «Полет на воздушном шаре».

Для этой игры нам понадобится следующий материал: карточки с символическим изображением типа воспроизводимой речи (тихо, громко, шепотом, обычным голосом, плоскостная модель земли, плоскостная модель воздушного шара.

Я раздаю детям карточки с символическим изображением типа воспроизведения речи и предлагаю воспроизвести фразу согласно заданному знаку-символу.

На первых этапах игры я передвигаю воздушный шар по модели земли в соответствии с заданным типом воспроизведения речи (как вариант - воспроизводимым ребенком, на последующих этапах движение шара может не соответствовать заданному темпу и силе голоса.

Речевой материал:

Я по камешкам пошел

Шубу шёлкову нашел.

Трое трубачей трубят в трубы

Галка села на палку Палка ударила галку.

Тары - бары, растабары!

У Варвары куры стары!

Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду.

Шла собака через мост. Четыре лапы, пятый хвост.

Также для развития силы и темпа голоса я играю с детьми в игру «Самый быстрый скороговорщик».

Материал: картотека скороговорок различной степени сложности. Участники игры произносят скороговорки сначала медленно, тем быстро.

Кто проговорит скороговорку без ошибок, тот побеждает.

Речевой материал:

Приучить сороку

Одна морока,

А сорок сорок –

Сорок морок.

Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель

И матросы три недели Карамель на мели ели.

Ты нас, мама, не ищи:

Щиплем мы щавель на щи

В роще травы шевеля,

Мы нащиплем щавеля.

Хлещет, хлещет дождь

Скрылся волк под хвощ.

Хвост под хвощём,

А сам под дождём.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да тaк и не вылавировали.

Глядят грачата на галчат,

Глядят галчата на грачат.

Но работы над силой и темпом голоса для развития красноречия недостаточно.

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации. Об интонации очень точно сказал Бернард Шоу: «Хотя письменное искусство очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонациях. Так, например, есть 50 способов сказать «да» и 500 способов сказать «нет». В то время как написать это слово можно только один раз.», поэтому на втором этапе я работаю над интонационной выразительностью речи.

На данном этапе я использую игру «Скажи как».

Материал: шапочки (медальоны) с изображением животных.

В начале данной игры я предлагаю детям выбрать себе шапочку с изображением животного, после чего произношу слово (предложение, текст) и предлагаю играющим повторить за мной фразу с характерным звукоподражанием голосу животного, изображенного шапочке игрока.

Также развитию интонационной выразительности хорошо помогает игра «Позови соседа».

Для этой игры я предлагаю детям выбрать мнемокарту с изображением определенного эмоционального состояния человека (радость, удивление, грусть, восхищение, удивление, обида, неуверенность) и обратиться к своему соседу по имени, либо с какой-нибудь простой просьбой, которая соответствует эмоциональному состоянию, отображенному на мнемокарте.

На третьем этапе развития красноречия я работаю над правильным произношением.

Работу на данном этапе я начинаю с игры «Скажи как я».

Для данной игры у меня разработана картотека чистоговорок

Участники игры повторяют за ведущим слова, соблюдая интонацию расстановку ударений, четкость произношения.

Речевой материал:

Ла-ла-ла - сняли скатерть со стола.

Ус-ус-ус- мы несем домой арбуз.

Че-че-че - сидит кошка на плече.

Ро-ро-ро - потерял петух перо

Ся-ся-ся - мы поймали карася

Ко-ко-ко - дети любят молоко

Цы-цы-цы - в огороде огурцы

Хе-хе-хе - рыба плавает в ухе

Развитию правильного произношения, и формированию фонематического слуха способствует игра «Поставь правильно ударение»

Для этой игры у меня подобрана картотека предметных картинок, названия которых относятся к группе слов - омографов.

Педагог показывает участникам кружки и кружки, называет, их и просит повторить. Когда участники усвоят эти слова, воспитатель держит кружки на кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу.

Участники отвечают, педагог меняет предметы и снова спрашивает, где

находятся кружки, а где кружки по отношению друг к другу (участники

должны дать полный ответ).

Игра повторяется несколько раз с использованием различных предметов, названия которых относятся к группе омографов.

На четвертом этапе моя работа направлена на овладение детьми лексическими возможностями языка.

На данном этапе я использую игру «Назови другим словом».

Педагог называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие назвать иначе, другим словом?», дает образец правильного ответа: «Бросить мяч - кинуть мяч». После того как все участники поняли правила игры, педагог предлагает приступить к подбору синонимов.

• Речевой материал:

• Тяжелое заболевание (болезнь);

• Малое дитя (ребенок);

• Длинный путь (дорога);

• Спешить в детский сад (торопиться);

• Быстро прыгает (скачет);

• Погасить свет (потушить);

• Глядеть в окно (смотреть);

• Смелый человек (храбрый);

• Грустные глаза (печальные).

Аналогией данной игры является игра «Скажи наоборот».

Материал: мяч.

В данной игре дети выстраиваются в шеренгу лицом к ведущему (педагогу). Ведущий произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, участник делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто первым подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот участник продолжает игру, придумывая свои слова.

Речевой материал:

Существительные: день, утро, восход, зима, весна, добро, друг, герой, награда, холод, веселье, расставание.

Глаголы: надеть, согреться, давать, влететь, забыть, говорить, въехать, выиграть, встать, волновать, белеть, найти, начинать.

Прилагательные: умный, добрый, здоровый, новый, быстро, гладкий, высокий, чистый, толстый, пустой, горячий, передний, разный

Наречия: налево, мягко, редко, случайно, громко, поздно, глубоко, широко, ярко, полезно, трудно, тяжело, лучше.

Игру «Скажи наоборот» можно разнообразить и преобразовать в игру «Сделай наоборот»

Материал: игрушки.

Педагог демонстрирует какое-либо действие (сел, опустил руки) и задает участникам вопрос: «Что я сделал?». Участники отвечают: «Вы сели, опустили руки». Педагог спрашивает: «Сел, опустил руки, а^ наоборот. Что можно сделать?» Участники отвечают «Сел, опустил руки, а наоборот - встал, поднял руки». После объяснения хода игры педагог предлагает участникам приступить непосредственно к самой игре.

Возможные действия: опустить руки, закрыть глаза, вдохнуть,», показать левую руку, снять обувь, завязать бант, расстегнуть пуговицы, спрятать, построить, говорить, бросать, радоваться, забирать.

Окончив работу по овладение детьми лексическими возможностями языка, я перехожу к формированию представлений о конкретных признаках предмета и существенных признаках

На данном этапе я использую игру «Дорисуй».

В начале игры я предлагаю детям карточки с изображением предметов (животных, с недостающей деталью (частью тела, цветные карандаши.

Когда дети выберут себе карточку, я спрашиваю у участников об отсутствующей детали предмета и прошу дорисовать ее.

«Чего не хватает? Дорисуй». Участнику необходимо правильно назвать недостающую часть, воспроизвести ее в рисунке.

Очень нравится детям игра «Угадай по описанию»

В этой игре я прошу детей описать какой-либо предмет, назвав несколько его существенных признаков и отгадать какой-предмет был описан.

Также данную игру можно проиграть, используя «Чудесный мешочек».

Важным этапом работы по развитию красноречия у дошкольников является расширение объема словаря.

Здесь я использую игру «Алфавит вокруг нас».

Ведущий предлагает на одну из букв алфавита назвать как можно больше предметов. Побеждает тот, кто больше назовет предметов.

Заключительным этапом работы по развитию красноречия у детей старшего дошкольного возраста является развитие связной речи.

На данном этапе я использую игру «Составь предложение».

Педагог предлагает участникам составить предложения по предложенным картинкам. Речевой материал:

Земляника - лес; малина - куст; поле - ромашка; мальчик - клубника; бабочка - шиповник; береза - сережки; цветы - клумба; огород - мяч; ель - грибы; ручей - камыши; осень - овощи; фрукты - здоровье.

Так же на данном этапе я использую игры, которые не только способствует развитию связной речи, но и умению детей находить ошибочные суждения в речи окружающих, одна

Из таких игр «Исправь ошибку».

Педагог предлагает участникам внимательно выслушать предложения и исправить их, если в них встречаются ошибочные суждения.

Речевой материал:

Огурец тонкий, а кабачок тяжелый.

Лимон кислый, а яблоко круглое.

Клен высокий, а осина тонкая.

Роза крупная, а незабудка синяя.

Публикации по теме:

14 правил красивой речи 14 правил красивой речи. 1. При разговоре необходимо придать телу удобную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются.

Ораторские способности педагога Цель: Познакомить педагогов с нормами и правилами ораторского искусства. Что такое ораторское искусство. Термин ораторское искусство (лат.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Космос
  • Экология
Автор публикации:
Система работы по развитию красноречия у детей старшего возраста в игровой деятельности
Опубликовано: 10 марта 2014 в 20:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
Фоторепортаж «День государственного флага России на Поклонной горе»
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...