Папки-передвижки

Что нужно знать, чтобы не бояться детей с РАС

Анна Совостьянова
Что нужно знать, чтобы не бояться детей с РАС

За последние годы количество детей с аутизмом стремительно растет. Под расстройством аутистического спектра (РАС) или аутизмом подразумевается расстройства в развитии центральной нервной системы.

Точная природа появления РАС до сих пор не выяснена до конца. Некоторые ученные считают, что это генетическая предрасположенность. Другие думают, что развитие РАС может быть спровоцировано негативным воздействием на плод в пренатальный период. Многие родители связывают это с прививками. Ни первое, ни второе не доказано. Над вопросом влияния прививки на развитие данного заболевания лаборатории всего мира работают постоянно и не находят подтверждения.

Публикация «Что нужно знать, чтобы не бояться детей с РАС» размещена в разделах

Из-за довольно специфической симптоматики РАС можно заметить в раннем возрасте, еще до года, но нет единого мнения, можно ли считать их симптомами аутистического расстройства. Наиболее заметными они становятся после года.

Что ребенок делает не так? Никак не реагирует на появление мамы; не узнает людей, которые постоянно находятся с ним, не улыбается им; с малышом очень трудно установить зрительный контакт, ребенок имеет проблемы со сном, очень много времени бодрствует; при попытке взять малыша на руки он выгибается так, что невозможно его прижать к груди. Все эти признаки могут проявляться у ребенка уже в 3 месяца, но ни один специалист не поставит в таком возрасте диагноз «аутизм», потому что ещё идёт процесс формирования режима дня и познавательной деятельности.

После года у малыша появляются явные признаки РАС: монотонные движения; отсутствие интереса к окружающим людям, нежелание контактировать с ними; испуг при смене обстановки; ребенок не играет в сюжетно-ролевые игры; длительные периоды молчания сменяются монотонным повторением одного и того же звука или слова.

Такое поведение абсолютно нормально для маленького аутиста, он не испытывает дискомфорт. Часто родители думают, что ребенок глухой, так как не реагирует на то, что его зовут, никак не реагирует на громкие звуки. На самом деле никаких проблем со слухом у ребенка нет, просто он живет в своем мире и не считает нужным реагировать на внешние раздражители. Так происходит до тех пор, пока это не начинает причинять малышу дискомфорт.

Развитие детей с РАС отличается от других детей, так как у них отмечаются нарушения в следующих сферах:

-Коммуникации. Нет привязанности к родным, они необщительны. Сами не играют с другими детьми и в свою игру никого не принимают. Они не реагируют, когда их зовут или обращаются с просьбой.

-Игры. Носят однообразный характер, предпочтение отдает неигровым предметам (камни, палочки, прищепки, пуговицы). Часто любят пересыпать песок, переливать воду. Да, они могут принимать участие в играх с другими, но при этом не понимают правила игры и не реагируют эмоционально сами и не понимают эмоций детей. Окружающим такое поведение не нравится, вследствие чего появляется неуверенность в себе. Поэтому эти дети предпочитают находиться в одиночестве.

- Речевая сфера. Своеобразное взаимодействие с окружающим миром не может не отразиться на формировании речи ребёнка. В связи с тем, что маленький аутист не обращает внимание на речь окружающих его взрослых, его собственная речь либо не формируется, либо напоминает комментирование. Характерно наличие эхолалий (непроизвольных повторений за людьми). Ребенок не употребляет местоимение «Я», о себе говорит во втором и третьем лице. Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым разным: от одаренности в отдельных областях знаний до выраженной формы умственной отсталости.

О. С. Никольская выделяет четыре основные группы раннего детского аутизма:

1 группа – дети с отрешенностью от внешней среды (тяжелое нарушение психического тонуса и произвольной деятельности, с отрешенностью от окружающего, полным отсутствием потребности в контакте, отсутствием навыков самообслуживания). При условии интенсивной психолого-педагогической коррекции у этих детей могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

2 группа – дети с отвержением внешней среды (избирательный контакт со средой, реагируют на холод, голод и боль, аффекты, страхи, протесты, плач при изменении привычной окружающей обстановки. С тревогой и страхами борются при помощи многочисленных стереотипий: двигательных - прыжки, взмахи руками, раскачивание, перебежки; речевых - скандирование слов, стихи, эхолалия; сенсорных – самораздражение зрения, слуха, трясение тряпочек, веревочек, закручивание шнурков). Так они заглушают неприятные воздействия из вне. У этих детей однообразные игры, задержка формирования навыков самообслуживания, возможно паническое бегство без учета опасности. Малодоступны к контакту, отвечают односложно или молчат.) При адекватной длительной коррекции дети второй группы могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе.

3 группа – дети с замещением внешней среды (имеют более сложные формы защиты от переживаний и страхов, которые выражаются в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. Их поведение ближе к психопато-подобному. Владеют более развернутой монологической речью, но к диалогу не способны. Возможны вспышки агрессии как способ обратить на себя внимание: могут хватать за волосы, за лицо. Лучше адаптируются в быту и овладевают навыками самообслуживания). При активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

4 группа – дети со сверхтормозимостью ( выражены неврозоподобные расстройства: тормозимость, робость, пассивность, пугливость в контактах, сверхосторожность. Активно усваивают поведенческие штампы, образы правильного социального поведения. Игры тихие и малоподвижные. Особо чувствительны к замечаниям. Настроение зависит от эмоционального состояния близких. При изменении обстановки уходят от контактов. Любят природу, мелодичную музыку, стихи. Дети данной группы часто обнаруживают парциальную одаренность). Дети данной группы могут быть подготовлены к обучению в массовой школе. А иногда и без специальной подготовки.

Большинство детей с РАС обладают сенсорной чувствительностью, которая выше либо ниже нормы, в отношении зрения, звуков, запахов, вкуса и прикосновений. Это называется нарушением сенсорной чувствительности. Наличие такой проблемы может очень глубоко повлиять на все аспекты жизни человека. Обычные сенсорные стимулы могут вызывать у этих людей сильный стресс, истощение и даже боль. Это становиться причиной поведенческих трудностей.

Они бояться испачкаться красками, пластилином, боятся громких звуков, часто прикрывают уши. Или могут долго кружиться на одном месте, кусают и жуют не съедобные предметы. Многие разуваются при первой возможности, не могут терпеть варежки на своих руках.

Наша задача организовать окружающую среду так, чтобы он чувствовал себя в безопасности.

У специалистов всегда должна быть под рукой «волшебная коробка», в которой находятся подобранные игрушки для тактильной и зрительной стимуляции, помогающей ребенку в самостимуляции.

Не стоит бояться детей с расстройством аутистического спектра, прежде всего они дети, у каждого есть сильные стороны, если они молчат, это не означает, что им нечего сказать, они хотят дружить, но не знают, как это делать.

Будьте терпеливы и терпимы, и обязательно найдёте подход к такому ребенку и сможете выманить его из его раковины.

Публикации по теме:

«Чтобы весело играть, ветер нужно нам поймать». Фотоотчёт о тематической неделе «Воздушная»«Чтобы весело играть, ветер нужно нам поймать». Фотоотчёт о тематической неделе «Воздушная» Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вашему вниманию фото отчёт о прошедшей тематической неделе "Воздушная" в нашей.

Консультация «Что нужно знать родителям о профилактике сколиоза у детей»Консультация «Что нужно знать родителям о профилактике сколиоза у детей» Позвоночник человека представляет собой некую ось, на которой держится всё тело. Он внутри себя содержит спинной мозг – своеобразный центр.

Фотоотчет о проведении тематического дня «Гепатиты: знать и не бояться» в рамках Всемирного дня борьбы с гепатитомФотоотчет о проведении тематического дня «Гепатиты: знать и не бояться» в рамках Всемирного дня борьбы с гепатитом Ежегодно, 28 июля, во многих странах проводится Всемирный день борьбы с гепатитом. Цель этого дня - увеличить количество людей, знающих.

Консультация для родителей «Бояться школы не нужно!» Консультация для родителей «Бояться школы не нужно!» Подготовка ребенка к школе – это, пожалуй, один из самых сложных и болезненных вопросов.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о девочке»Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о девочке» Независимо от возраста, девочкам требуется больше заботы. Задача родителей - дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы.

Консультация для воспитателей «Что нужно знать родителям о коронавирусе»Консультация для воспитателей «Что нужно знать родителям о коронавирусе» Уважаемые коллеги! Обычно простудные сезоны достаточно тяжелы для родителей — дети приносят из детских садов и школ весь ассортимент инфекций.

Правила дорожного движения нужно знать! (фотоотчёт)Правила дорожного движения нужно знать! (фотоотчёт) Здравствуйте уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет конкурса " Светофорчик", который проходит в нашем районе, с помощью.

Стихотворения для детей в возрасте от 4 до 11 лет на тему «Чтобы нам не заблудиться, нужно многому учиться» Здравствуйте уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. Часто в жизни детей возникают стрессовые ситуации: заблудился в лесу или.

Стихотворения для детей в возрасте от 4 до 8 лет на тему «Чтобы жить нам вместе дружно, помогать друг другу нужно» Здравствуйте уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. Когда дети растут, появляется проблема, как научить ребёнка помогать дома.

Занятие по ОБЖ в старшей группе «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?» Задачи: • формировать представление о роли воды в природе, о ее свойствах; • прививать навыки экологически грамотного поведения в быту,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Что нужно знать, чтобы не бояться детей с РАС
Опубликовано: 18 февраля 2023 в 17:18
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД