МААМ-картинки

Cодержание психологического сопровождения детей с ДЦП в условиях реабилитационного центра

Ольга Федорян
Cодержание психологического сопровождения детей с ДЦП в условиях реабилитационного центра

Психологическое сопровождение детей с ДЦП – это сложная система реабилитационных мероприятий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции, формирование системы ценностей, ценностных ориентаций, развитие интеллекта [3].

Сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:

Публикация «Cодержание психологического сопровождения детей с ДЦП в условиях реабилитационного центра» размещена в разделах

• Диагностика существа возникшей проблемы ребенка с ДЦП и его семьи или лиц их заменяющих;

• Информация о возможных путях решения проблемы;

• Консультирование на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;

• Помощь специалистов при реализации плана решения.

В сопровождение как динамический процесс включены пять взаимосвязанных компонентов:

- систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка с ДЦП в динамике его психического развития;

- создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей, имеющих ДЦП, в социуме;

- систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;

- систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей и подростков с проблемами в развитии;

- организация жизнедеятельности ребенка с ДЦП в социуме с учетом их психических и физических возможностей [1].

В теории сопровождения развития ребенка с ДЦП важным положением выступает утверждение о том, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее дружеское окружение ребенка.

Основными принципами сопровождения ребенка, имеющего ДЦП, в условиях реабилитационного центра являются :

Рекомендательный характер советов сопровождаемого. Ответственность за решение в поле проблем остается за ребенком, его родителями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окружением. Если одна из сторон сопровождения не может принимать участие в принятии решения, то функции этой стороны принимают на себя другие носители проблемы. На разных этапах развития проблемы специалисты сопровождения могут стремиться дополнить своими советами «неработающие элементы» системы.

Приоритет интересов ребенка, «на стороне ребенка». Очень часто на стороне ребенка только он сам и еще специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной для ребенка пользой.

Непрерывность сопровождения. Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение. Специалист сопровождения прекращает поддержу ребенка только после решения его проблемы, а в случае детей, имеющих ДЦП, обеспечивается непрерывное сопровождение в течение всего периода его становления, обучения.

Мультидисциплинарность сопровождения. В этом случае речь идет о согласованной работе «команды» специалистов, владеющих единой системой методов [2].

Отслеживание психологического статуса ребенка с ДЦП является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка. Следует выделить основные этапы процесса психологического сопровождения :

1. Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:

- установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

- определение объема работы и последовательности процесса сопровождения;

- подготовка необходимой документации;

- составление графика работы.

2. Ориентировочный этап:

- установление контакта с родителями и родственниками ребенка;

- установление контакта с группой, которую посещает ребенок;

- ознакомление специалистов с результатами психологического обследование;

- совместное обсуждение с другими специалистами особенностей психического развития ребенка с ДЦП.

3. На этапе планирования происходит создание индивидуальной программы сопровождения ребенка с ДЦП и утверждение этой программы со специалистами.

4. Этап реализации индивидуальной программы включает в себя:

- оказание необходимой помощи родителям ребенка, педагогам в создании условий, необходимых ребенку с нарушением в развитии для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей.

- оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса.

- просвещение и консультирование всех специалистов, работающих с ребенком с ДЦП.

5. На заключительном этапе проверяется эффективность проведенной работы, даются рекомендации по дальнейшему психологическому сопровождению ребенка, имеющего ДЦП [4].

Следует отметить, что деятельность реабилитационного центра, в котором организованы службы психологического сопровождения, направлена на обеспечение двух согласованных процессов: индивидуальное сопровождение детей и системное сопровождение детей, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом,

- индивидуальное сопровождение детей в реабилитационном центре предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Система индивидуального сопровождения дает возможность на реализацию права каждого ребенка с ДЦП на образование в соответствии с его способностями и возможностями и право на индивидуальную программу реабилитации.

- системное сопровождение детей осуществляется в нескольких направлениях:

• Разработка и реализация программ развития образовательных систем с учетом создания более благоприятных условий для развития детей;

• Создание профилактико-коррекционных программ, направленных на преодоление проблем, характерных для детей с ДЦП.

Анализ сложившийся практики психологического сопровождения позволяет выделить пять основных направлений деятельности служб:

• Решение проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья детей;

• Решение социально-эмоциональных проблем;

• Преодоление затруднений в учебе (как основного компонента жизнедеятельности ребенка);

• Помощь ребенку в выборе образовательного маршрута или выборе пути дальнейшего профессионального образования и трудоустройства [5].

Таким образом, теоретический анализ литературы показал, что психологическое сопровождение детей с ДЦП направлено на :

- обучение детей адекватному отношению к своим и чужим ошибкам;

- избавление от чувства стыда и неприятия собственного дефекта;

- научение жить в мире с самим собой, обретая к себе уважение;

- обучение адекватному оцениванию своих возможностей;

- развитие индивидуальности и уверенности в своих силах;

- обучение навыкам общения со сверстниками и взрослыми [4].

Литература:

1. Гончарова М. Н., Гринина А. В., Мирзоева И. И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. Л. «Медицина», 1974.

2. Кокосова И. В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - №3.

3. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб. : Речь, 2006.

4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка. /Под ред. Л. М. Шипициной. – М., 2003.

5. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М. ;1972.

Публикации по теме:

Из опыта организации лекотеки. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Важнейшей задачей модернизации российского образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация.

Укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста посредством здоровьезберегающих технологий в условиях ДОО Комплекс тематических гимнастик пробуждения для детей с нарушениями зрения. Тема Текст рифмовки Описание действий и инструкций педагога.

Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы.

Особенности моделирования программы психолого-педагогического сопровождения детей Особенности моделирования программы психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения коммуникативной и когнитивной функций.

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Юные таланты» Пояснительная записка Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра (изостудия) Чем бы ни занимался.

Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со.

Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики. Идеи психолого - педагогического.

Отражение психологического сопровождения образовательных областей в рабочей программе педагога-психолога Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности педагогов –психологов ДОУ по освоение основных положений, понятий и принципов.

Социально-педагогическая программа трудового воспитания подростков в условиях социально-реабилитационного центра .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Cодержание психологического сопровождения детей с ДЦП в условиях реабилитационного центра
Опубликовано: 22 ноября 2015 в 15:11
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД