Папки-передвижки

Деятельность воспитателя в ДОУ по развитию внимания у старших дошкольников

Татьяна Косьянова
Деятельность воспитателя в ДОУ по развитию внимания у старших дошкольников

Деятельность педагога основывается на основных принципах проведения коррекционно-развивающей работы по развитию внимания. Принципы определяют цели, задачи, методы и средства психологического воздействия.

1. Принцип учета возрастно-психологических индивидуальных особенностей, включает соответствие психического и личностного развития ребёнка возрастной норме. Учёт индивидуальных особенностей позволяет оптимизировать воздействие на ребёнка.

Публикация «Деятельность воспитателя в ДОУ по развитию внимания у старших дошкольников» размещена в разделах

2. Деятельстный принцип определяет проведение работы через организацию активной деятельности ребёнка, в ходе которой создаётся основа для развития его личности.

3. Принцип комплексности методов – необходимость использования всего комплекса методов и приёмов психологического воздействия.

4. Принцип возрастания сложности заключается в том, что каждое задание должно проходить ряд этапов - от простого к сложному. Уровень трудности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволит поддерживать интерес к развивающему заданию и дает возможность испытать радость от преодоления.

5. Принцип учёта объёма и разнообразия материала заключается в переходе к новому материалу только после того, как усвоится прежний. Разнообразить и увеличить объем нужно строго постепенно.

6. Принцип учёта эмоциональной сложности материала. Этот принцип требует, чтобы проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции. Занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

7. Принцип активного привлечения ближайшего окружения, семьи, ребёнка. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно и в единстве с ним.

Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.

Из этого следует, что развитие внимания происходит во всех видах детской деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность.

Внимание – важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования. «Внимание, - писал К. Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка».

Причинами низкой сосредоточенности в старшем дошкольном возрасте являются : недостаточная интеллектуальная активность; несформированность навыков и умений учебной деятельности; несформировавшаяся воля.

При организации НОД необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся :

- структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более легкому восприятию);

- организация НОД (четкое начало и окончание; наличие необходимых условий для работы и т. д.);

- темп ведения занятия (при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки, при медленном – работа на захватывает ребенка);

- последовательность и систематичность требований взрослого;

- смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.

Формирование внимания всегда было важным звеном процесса обучения.

Непроизвольное внимание обычно связано с внезапным появлением какого-либо объекта, сменой его движений, демонстрацией яркого, контрастного предмета. Слуховое, непроизвольное внимание возникает при внезапно раздающихся звуках, оно поддерживается выразительной речью воспитателя : сменой интонации силы голоса.

Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью.

Однако в процессе обучения нельзя все сделать настолько интересным, чтобы при усвоении знаний не требовалось усилия воли. Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что требует от ребенка значительного напряжения. Тем не менее, эти усилия воли могут уменьшаться или даже совсем исчезать. Это наблюдается в тех случаях, когда в процессе НОД появляется интерес к самой работе. Произвольное внимание переходит в после произвольное. Наличие после произвольного внимания свидетельствует, что деятельность захватила ребенка и уже не требуется значительных волевых усилий для ее поддержания. Это качественно новый вид внимания. От непроизвольного оно отличается тем, что предполагает сознательное усвоение.

Значение после произвольного внимания важно для педагогического процесса, так как длительное поддержание внимания с помощью волевых усилий утомительно.

Воспитатели знают, что привлечь внимание ребенка нетрудно. Но сохранить его нелегко. Для этого необходимо использовать специальные приемы.

Внимание детей приобретает определенные качества в зависимости от деятельности, в которой оно проявляется и формируется, и как направляется эта деятельность.

Очень важен организационный момент проведения занятия. Если он проходит спокойно и быстро, все необходимое приготовлено заранее и у воспитателя есть время обратить особое внимание на тех, у которых замедлен переход от игры к «рабочему состоянию», то, как правило, отмечается быстрое сосредоточение детей, длительность организационного момента не должна превышать минуты.

Включение детей в работу, способствует, способ раскрытия цели занятия, его содержание, то есть мотивация. Важно чтобы сообщаемое на занятии вызывало у детей живой интерес и любознательность, привлекало их внимание к словам воспитателя.

Иногда целесообразно и прямо указать на трудности в работе. Можно сказать, что предстоящее занятие по подклейке книг трудное, его могут выполнить только дети подготовительной группы, им надо быть внимательными и аккуратным.

Настроенность на НОД создается и с помощью загадок, предложением вспомнить пословицы, поговорки. Это активизирует мышление детей, развивает у них речь, сообразительность.

Внимание детей необходимо поддерживать в течение последующих этапов занятия. Объяснение, по данным А. П. Усовой, не должно затягиваться более 5 минут, иначе наступает ослабление внимания.

Объяснение задания должно быть немногословным, нацеливать детей на главное. Дети выполняют его самостоятельно или с помощью воспитателя.

Во время объяснения и в течении занятия необходима известная эмоциональная разрядка, смена приемов. Воспитатель приводит интересные примеры, используя иллюстрации, задает вопросы в несколько необычной форме, напоминает отдельным детям, что спросит их.

Сочетание слова воспитателя с применением наглядности широко используется в практике обучения. Формы этого сочетания различны: использовать образец или вместо него картинку, рисунок, и не только в начале объяснений, но и в середине, конце.

Особенно важно направлять деятельность детей в процессе НОД по речевому развитию. Умело ставя вопросы, подчеркивая, на что обратить внимание, как можно сказать по-другому, что интересного в ответе товарища, воспитатель тем самым активизирует детей. Неумение воспитателя организовать работу всех детей обязательно приведет к ослаблению их внимания.

Для создания устойчивого внимания и сохранения его воспитатели усложняют задания, ставя на каждом занятии перед детьми умственную задачу.

При однообразном ведении НОД внимание сохранить трудно.

Немаловажное значение имеет и характер вопросов, задаваемых воспитателем. На вопросы, непонятные детям или носящие слишком общий характер, типа: «Какая бывает зима? и т. д.» - ребенок не может ответить правильно. Ему приходится догадываться, что хочет спросить воспитатель. Неудовлетворенность ребенка своими ответами может ослабить внимание.

В конце занятия воспитатель обычно подводит итог деятельности, рефлексия, поэтому целесообразно использование разных форм выбора и оценки работ, ответов: анализ работ воспитателем, выбор и оценка лучших работ, игровая форма анализа, 3- 4 минут для этого достаточно.

Игровая деятельность :

игры с правилами; сюжетно-ролевая игра; дидактические игры; настольно-печатные игры; игровое упражнение; учебная тренировка.

Развитие внимания дошкольников воспитателем ДОО осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Традиция широкого использования дидактических игр в целях развития внимания детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов.

Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимы следующие условия:

- отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;

- привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;

- возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;

- создание благоприятных условий для деятельности, т. е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т. д.). Легкая, негромкая звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его;

- тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей. На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых. Под влиянием игры внимание ребенка достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности.

Коммуникативная деятельность : Беседа, ситуативный разговор; речевая ситуация; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; игры с правилами; викторины; заучивание пословиц и поговорок, стихов; составление рассказов;

Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, воспитателю надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенок будет постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их деталях и свойствах.

Для работы по развитию внимания воспитатель ДОО использует методы и приемы:

1. Наглядные (схемы, иллюстрации, карточки, таблицы, игрушки) :

- Схемы для конструирования различных фигур из счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша.

- Схемы составления цепочек

- Схемы путей – лабиринтов

- Иллюстрации для нахождения различий, ошибок, путаниц, различных головоломок, красочные иллюстрации героев игр.

- Карточки с цифрами, буквами, с предметными и сюжетными картинками. Игрушки – в роли гостя или героя игры.

2. Практические (показ воспитателя) :

- Посмотри и повтори. Выполнение по показу «Запретное движение»

- Смотри на руки. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».

3. Словесные (объяснение, беседы, рассказ) :

- Объяснение правил игры, заучивание считалок, кричалок, потешек.

- Рассказ о животном в игре «Правда – неправда».

- Беседа в игре «Да и нет».

Работа ведется в коллективной, подгруппами и индивидуальной форме. Дети отправляются в путешествия, помогают героям сказок, строят города, ищут пути решения различных ситуаций.

Дошкольники должны научиться играть, соблюдая правила игры и решая поставленную задачу.

С детьми старшего дошкольного возраста воспитатель ДОО широко использует словесные игры, требующие большого внимания и умственного напряжения. Например, дидактическая игра «Не ошибись». В зависимости от программных задач, к игре подбираются обобщающие слова (поле, огород, сад и т. д)

Таким образом, воспитатель ДОО для развития внимания дошкольников использует различные методы и приемы, которые направлены на развитие произвольного, не произвольного, устойчивого внимания во всех видах и формах деятельности. Под влиянием различных видов деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Литература:

1. Бондарев, И. П. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии. – 2010. – № 5. – С. 127 – 131.

2. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский – М. : Эксмо, 2013. – 1008 с.

3. Дормашев, Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, А. Я. Романов. – М. : Триволта, 2012. – 336 с.

4. Матюгина, И. Ю. Как развивать внимание / И. Ю. Матюгина. – Донецк: Сталкер, 2011. – 432 с.

5. Усова, А. П. Обучение в детском саду. – М. : «Просвещение», 1970. – 208 с.

6. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М. : Изд-во МГУ, 2012. – С. 56-83.

Публикации по теме:

«Сердечные» подарки для любимых мам (продуктивная деятельность старших дошкольников)«Сердечные» подарки для любимых мам (продуктивная деятельность старших дошкольников) Приближается самый добрый, самый нежный, самый любимый праздник - 8 Марта! И всех нас, педагогов, беспокоит один главный вопрос: какой.

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Фотоотчёт «Продуктивная деятельность старших дошкольников. «День космонавтики»Фотоотчёт «Продуктивная деятельность старших дошкольников. «День космонавтики» Доброго дня Вам, уважаемые посетители моего блога! 12 апреля - День космонавтики! Этот тематический день прошёл в нашей группе интересно,.

Консультация для родителей старших дошкольников «Тренировка внимания» Быть внимательным и сосредоточенным - один из главных навыков, которые пригодятся в школе. Ребенок может быть очень развит интеллектуально,.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелемПознавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность старших дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Продуктивная деятельность старших дошкольников ко Дню космонавтикиПродуктивная деятельность старших дошкольников ко Дню космонавтики С тех пор как первый человек покорил космические просторы, в нашей стране 12 апреля ежегодно отмечается День космонавтики И в детском.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Экспериментальная деятельность для старших дошкольников в летний период Примеры экспериментов, проводимых в летний период 2016 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Аистёнок» Объекты экспериментальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельность воспитателя в ДОУ по развитию внимания у старших дошкольников
Опубликовано: 8 мая 2023 в 08:09
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД