Папки-передвижки

Дети с ОВЗ: кто они? Какие они?

Ирина Польшина
Дети с ОВЗ: кто они? Какие они?

Дети с ОВЗ: кто они? Какие они

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Публикация «Дети с ОВЗ: кто они? Какие они?» размещена в разделах

Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

1. Дети с нарушением слуха ;

2. Дети с нарушением зрения ;

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

А теперь давайте рассмотрим некоторые категории детей с ОВЗ более подробно.

5. Дети с умственной отсталостью нуждаются в специализированном учреждении.

6. Задержка психического развития (ЗПР)-нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально- волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР относится к разряду слабо выраженных отклонений в психическом развитие и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Поэтому чрезвычайно важно вовремя оказать помощь ребенку с ЗПР. Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительной психолого-педагогический коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-волевой и когнитивной сфер. Суть её заключается в проведении занятий с психологом, логопедом, дефектологом. Если психокоррекции недостаточно, её подкрепляют медикаментозным лечением. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже об умственной отсталости.

7. Ранний детский аутизм (РДА) является врожденным синдромом, для которого характерен особый тип нарушения психического развития. Критериями постановки данного диагноза являются трудности коммуникации, т. е. аутизм как таковой – стереотипное поведение ребенка, особая задержка и нарушение развития речи, прежде всего ее коммуникативной функции, раннее проявление (до 2,5 лет) указанных расстройств.

Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях, являются:

а) выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими;

б) эмоциональная холодность или безразличие к близким;

в) страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке;

г) однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям.

Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко:

• речь и коммуникация;

• социальное взаимодействие;

• воображение, эмоциональная сфера.

Формирование навыков коммуникации является важной целью коррекционной помощи детям с ранним детским аутизмом. Главная задача педагога – вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Инклюзивное образование

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе. Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

Создание «безбарьерной» образовательной среды

Базовая проблема инклюзивного образования - создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило - доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации. В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности. Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.

Проблемы и трудности инклюзивного образования

Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям. Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за "своего". Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения. В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с "особенным" ребенком. В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

В заключение хотелось бы призвать всех педагогов дошкольных учреждений к внимательному отношению к детям с особыми вариантами развития. Воспитание их в массовых детских садах - одно из проявлений гуманизации общества. Мы хотели бы, чтобы данное выступление вызвало у педагогов желание изучать детей с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе сверстников, а главное - наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Публикации по теме:

Фотозарисовка «Какие разные цветы»Фотозарисовка «Какие разные цветы» Фотозарисовка "Какие разные цветы" Воспитатель: Назарова Т. А. Цветы чисты, красивы и невинны, И дарят сил прилив и красоту. И ощущаю я.

Фотоотчет «Вот какие мы большие»Фотоотчет «Вот какие мы большие» Фотоотчет «Вот какие мы большие» Татьяна Плюхина В 2-2,5 года каждый ребенок может одеваться сам! Если взрослые помогут ему овладеть процессами.

Консультация для родителей «Какие они, наши дети»Консультация для родителей «Какие они, наши дети» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией "Какие они, наши дети". Не.

Лэпбук «Рыбы: какие они»Лэпбук «Рыбы: какие они» Использование лэпбуков в работе с воспитанниками позволяет воспитателю дошкольного образования с помощью игровых заданий познакомить с.

Педагогический проект «Ох, какие сказки!»Педагогический проект «Ох, какие сказки!» Вид проекта: творческий, взросло-детский. Участники проекта: дети, родители группы, специалисты детского сада. Срок реализации проекта:.

Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.

Сценарий досуга «Вот какие у нас девочки, вот какие мальчики» Материал будет полезен педагогам и музыкальным руководителям при организации досуга с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий.

Стенгазета «Какие бывают снежинки!»Стенгазета «Какие бывают снежинки!» Зима - пора творчества для педагогов и для родителей. Вот и в эту зиму я не дала полениться родителям своим воспитанников и дала задание.

Стенгазета выпускной группы  «Вот какие мы!»Стенгазета выпускной группы  «Вот какие мы!» Сегодня я предлагаю Вам, дорогие друзья, посмотреть мою стенгазету, выпущенную в мае этого года для своих выпускников! Выпускной - это.

Выпускной «Вот какие мы большие» (фотоотчет)Выпускной «Вот какие мы большие» (фотоотчет) Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Спасибо, что заглянули на мою страничку! В этом году по осени, мы с моей напарницей, Волковой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дети с ОВЗ: кто они? Какие они?
Опубликовано: 23 августа 2021 в 19:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД