Получи документы

Детский экологический проект «Моя муравьиная ферма»

Дарья Шевлягина
Детский экологический проект «Моя муравьиная ферма»

Детский исследовательский проект

«Моя муравьиная ферма»

Автор: воспитанник МБДОУ «Егорка» группы Колобок Ваня К. 5 лет.

Руководитель: воспитатель Шевлягина Д. В.

Введение.

В детском саду мы изучали различных насекомых. Больше всего меня заинтересовали муравьи. Мне стало интересно: как они живут? Какие они сильные и отважные!

Публикация «Детский экологический проект „Моя муравьиная ферма“» размещена в разделах

Летом я отдыхал у бабушки Иры в деревне. Недалеко от дома был большой муравейник. Я наблюдал за поведением муравьев в природе.

Вернувшись, домой, однажды, я посмотрел передачу «Чудо техники», в которой говорилось, что муравьев можно содержать дома и наблюдать за ними. После этого была приобретена ферма для разведения муравьев.

Актуальность:

Возможность наблюдать и изучать поведение насекомых в домашних условиях.

Цель исследования:

Изучить особенности жизни муравьев в ферме (формикарии).

Задачи:

1. Изучить научную литературу про муравьев

2. Вести постоянное наблюдение за их жизнью.

3. Провести эксперименты

4. Сделать выводы и поделиться результатами исследования с одногрупниками. (показать презентацию)

Объект исследования: Черные садовые муравьи.

Предмет исследования: Домашняя муравьиная ферма.

Гипотеза: Предполагаю, что наблюдать за жизнью муравьев можно круглый год у себя дома.

Методы исследования:

1. Анализ литературы.

2. Наблюдение.

3. Эксперимент.

4. Обобщение.

1. Общие сведения

Из прочитанной литературы я узнал, что муравьи произошли от существ, похожих на ос примерно 130 миллионов лет назад. Они жили одновременно с динозаврами. Колонии муравьев могут достигать нескольких миллионов особей. Существует 12000 видов муравьев. Они бывают разных размеров. Самые большие – 5 сантиметров. Термиты не являются родственниками муравьев. Муравьи могут брать в плен муравьев других видов и заставлять их работать в своей колонии. Муравьи сильнее слонов, потому-что они могут переносить предметы в 5000 раз тяжелее их самих.

Рабочие муравьи живут до 3 лет, а муравьиная королева может прожить и 30 лет.

Тело муравья состоит из трех частей: голова и соединенные между собой тонкой талией грудь и брюшко. Глаза, состоящие из множества линз, позволяют различать движение, но не дают четкого изображения. Передвигаются муравьи при помощи шести тонких лапок, вооруженных коготками, позволяющими насекомому карабкаться вверх. Усики, расположенные на голове, являются органами осязания и позволяют улавливать запахи, воздушные потоки и вибрацию почвы.

Запах играет в жизни муравьев большую роль: с помощью запаха муравьи отличают членов своего сообщества от других насекомых, узнают о месте нахождения корма, подают сигнал тревоги или призыв к оказанию помощи. От врагов муравьи защищаются, применяя муравьиную кислоту или яд, которые вырабатываются специальными железами. Для обороны также используются мощные жвала муравья, позволяющие ранить противника.

Муравьи слышат коленями и ступнями - они улавливают колебания грунта.

У муравьев, как и людей, есть свои профессии:

-матка, или королева, это глава колонии. Её задача - воспроизводство новых муравьев. Она почти непрерывно откладывает яйца, которые через 2-3 недели окукливаются, а спустя 4-6 недель из них появляются муравьи.

- муравьи-воины, или солдаты, защищают муравейник и захватывают новые территории;

- муравьи-няньки ухаживают за маткой, яйцами и личинками;

- муравьи-строители занимаются постройкой муравейника и уходом за ним;

- муравьи-фуражиры, или добытчики, обеспечивают сбор и доставку пищи в муравейник;

- муравьи-фермеры занимаются разведением тли, медяниц, червецов и грибов.

Кроме того, существуют муравьи разведчики, хранители пищи, медики, уборщики, могильщики и т. д. В течение жизни муравья возможна неоднократная смена профессии в зависимости от его возраста, состояния здоровья.

Черные садовые муравьи очень неприхотливы к условиям содержания и питанию. При этом колония живет по своим четким правилам, отличается строгой организацией и разделением труда.

2. Формикарий (ферма)

Формикарий (искусственный муравейник) - это небольшое сооружение для содержания муравьев. Состоит из двух основных частей, жилые камеры (или ходы) и арена - свободная площадка, где муравьи собирают пищу, складывают мусор.

Необходим доступ воздуха, поддержание необходимой температуры и влажности. Для муравьев достаточна комнатная температура.

Переселение муравьёв из пробирки в ферму у меня заняло 2 дня. Вытряхивание муравьёв из пробирки-инкубатора может вызвать у них стресс. Лучше пусть уйдёт больше времени, зато безопасней для муравьёв. В моей пробирке было 24 муравья и одна королева. Пробирку-инкубатор я положил на арену, и открыл ватку-затычку. Затем залил воду в камеру увлажнения; накрыл систему ходов тряпочкой. В течение нескольких часов после этого муравьи изучали новую для себя территорию. Колония сама выбрала для заселения камеру, и постепенно перенесла туда всё необходимое. Другие камеры я закрыл перегородками. Они будут заниматься по мере роста колонии. У моей фермы есть две перегородки.

Кормление муравьёв в формикарии.

Не стоит давать муравьям больше пищи, чем им требуется. Если лишней пищи слишком много, то маленькая колония может не справиться с уборкой, что грозит забиванием камер отходами и появлением плесени. Исключение составляют семена растений. Муравьи, будут рады заполнить свои хранилища зерном. Давать нужно муравьям проверенный корм. Запрещено давать им кисломолочные продукты и кондитерские изделия.

Также можно давать варёное мясо (не соленое) и яйцо. Размер кусочка должен быть больше прохода в камеры, чтобы муравьи не занесли его внутрь системы ходов.

Увлажнение формикария.

В ферме есть специальная камера для увлажнения. С помощью шприца нужно залить в камеру 1,5 мл воды. После этого гипс меняет цвет с белого на серый. Через 2-4 дня, когда гипс начинает белеть, процедуру нужно повторить.

ВАЖНО! Вода должна быть чистой и комнатной температуры, иначе из-за перепада температур на стекле может появиться конденсат.

Очень многое зависит от расположения фермы. Поставить её можно в любом месте, если соблюдать следующие правила:

1. избегайте попадания на ферму прямых солнечных лучей;

2. не ставьте ферму близко к настольной лампе;

3. не допускайте перепада температур (нежелательно ставить возле батарей, на подоконниках, где возможны сквозняки);

4. не ставьте ферму возле источников сильного шума и вибраций;

5. возле фермы не должно быть источников резких ароматов.

6. убирайте с арены мусор, который выносят муравьи.

Если переувлажнили ферму, запасы семян намокли и появилась плесень, необходимо разобрать ферму и промыть её водой. Муравьев временно переселить в другую емкость.

Наблюдать и любоваться муравьями можно в любое время суток, но лучше не тревожить обитателей колонии резким светом и тряской. Дополнительный стресс может негативно отразиться на скорости развития муравьев, а в редких случаях может довести её до гибели, если их беспокоить слишком часто. Крышка арены должна быть закрытой.

3. Практическая часть.

Опыт 1: «За сколько по времени выйдут муравьи из колбы и заселятся?»

После того, как я увлажнил ферму (рис. 1, я положил колбу с колонией муравьев

на арену и вытащил из неё ватку-затычку (рис. 2)

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Решил понаблюдать: за сколько по времени муравьи выйдут из неё? Через 1 час муравьи разведчики начали переносить маковые зерна - еду из колбы. Но затем вернулись обратно. Так я наблюдал за ними до вечера, но выходить из колбы они не собирались. На утро я увидел, что муравьи ещё не выбрались из колбы, но за ночь мусор из неё вынесли на арену (рис. 3)

Результат наблюдения: На третий день муравьи заселились в формикарий в три камеры. В первую они сложили пищу (зёрна, во вторую заселились сами, а в третью перенесли свои отходы (рис 4).

Вывод: Муравьи - очень умные насекомые, и прежде чем что-то сделать, они все проверят и перепроверят. Они не будут подвергать опасности свою семью. А ещё они очень аккуратные.

Опыт 2: Любят ли муравьи свет?

Я решил проверить, как муравьи реагируют на свет (дневной и комнатный). Первое что я сделал - поставил ферму возле окна, и муравьям это не понравилось. Они стали беспорядочно бегать по всем камерам.

Затем я решил посмотреть, как они будут вести себя вечером при комнатном свете. Я направил на ферму лампу. И ситуация повторилась. Муравьи стали хватать свои яйца и еду, бегать в панике. Как мне показалось, при освещении лампой они ещё больше испугались.

Вывод: Муравьи не любят свет. Когда я накрыл ферму тряпочкой, то им стало комфортно.

Опыт 3: Реакция муравьев на различные звуки (пылесос, музыка)

Я решил проверить, как мои муравьи будут реагировать на различные звуки, шумы, вибрации. Для начала я включил в розетку мощный пылесос и поставил рядом ферму. Муравьи сначала не шевелились, но затем начали беспокойно бегать в испуге. Однако через два месяца муравьи спокойно относились к шуму пылесоса и вели обычный образ жизни. Затем я включил на телефоне спокойную музыку и поднёс телефон к ферме. Муравьи никак не реагировали на музыку.

Вывод: Муравьи не любят громких звуков, а предпочитают спокойную музыку

Опыт 4: Предпочтение в еде

Я всегда думал, что муравьи питаются только растениями и зёрнами. И решил проверить, что же любят есть мои муравьи?

Для начала я положил на арену фермы варёное яйцо. Сначала муравьи особо не проявили интерес. Через 10 минут начали облеплять его и затаскивать в ферму внутрь в отделение с едой.

В следующий раз я положил яблоко и апельсин на арену. Большой интерес был у муравьев к яблоку. Они его облепили и быстренько съели, а кусочек апельсина остался лежать внутри (рис 5, 6).

Но самый интересный для меня эксперимент был, когда я положил на арену кусочек отварного мяса, сваренной без соли. Муравьи все вылезли из своего укрытия, и даже матка. Через 10 минут на арене мяса уже не было. Я очень удивился! (рис 7).

Вывод: Муравьи любят не только зерно и фрукты, но мясо и яйца.

Выводы по наблюдениям за домашней муравьиной фермой в течение долгого времени:

1. Наблюдая за муравьями, я заметил, что с ночью они практически не шевелятся, но рано утром начинают активно двигаться.

2. Если матка перемещается из одного отделения фермы в другое, то все муравьи бегут за ней и несут еду и яйца.

3. Муравьи очень чистоплотные насекомые, они всегда убирают за собой мусор и все остатки. В моей ферме за год всегда было чисто.

4. У муравьев распределены обязанности, и они никогда не отклоняются от них. Они - трудяги.

4. Заключение. Выводы

Владеть формикарием - очень интересное и познавательное занятие. Наблюдать за муравьями можно и в домашних условиях.

В жизни муравьев особый уклад, они разумные и любят порядок.

У муравьёв есть, чему поучиться – они трудолюбивы и организованы. Жизнь муравьев похожа на нашу. Они не бросают своих, умеют вместе преодолевать трудности и быть справедливыми.

Наблюдая за муравьями, я научился наблюдать, ухаживать за другими. Мне захотелось стать, как они, трудолюбивым и смелым.

Считаю, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, о том, что наблюдать за жизнью муравьёв можно круглый год дома, была полностью доказана.

План работы:

Буду ухаживать за своими питомцами, и увеличивать численность колонии. Хочу приобрести ещё одну ферму и соединить с моей, чтобы понаблюдать, как две колонии будут друг с другом взаимодействовать.

Вопросы к интервью с Ваней К.

«Моя муравьиная ферма».

- Добрый день дорогие члены Клуба «Умники и умницы».

- Сегодня, на нашем заседании Клуба Ваня Кривохатько презентует нам свой исследовательский проект «Моя муравьиная ферма».

- Как нам всем известно Ваня уже год наблюдает за жизнью муравьев в домашних условиях. И сейчас он поделится с нами своими знаниями и наблюдениями, а также результатами проведенных им опытов.

-Давайте поприветствуем его дружными аплодисментами.

- Итак, начнем:

- Ваня, расскажи нам пожалуйста, почему ты решил заняться изучением муравьев?

(Актуальность)

- Скажи, пожалуйста, что ты хотел узнать, начиная свои исследования?

(Цель проекта)

- Какую гипотезу ты выдвинул, начиная свой проект?

(Гипотеза)

- Какими методами ты пользовался проводя свои исследования?

(методы исследования)

- С чего ты начал свою работу?

(чтение литературы, просмотр научного видео)

- С чего началась твоя работа с фермой?

(Заселение фермы муравьями)

- Как происходит кормление муравьев?

(Кормление)

- Увлажнение формикария?

(увлажнение)

- Какие условия необходимы для содержания муравьев в ферме?

1. избегайте попадания на ферму прямых солнечных лучей;

2. не ставьте ферму близко к настольной лампе;

3. не допускайте перепада температур (нежелательно ставить возле батарей, на подоконниках, где возможны сквозняки);

4. не ставьте ферму возле источников сильного шума и вибраций;

5. возле фермы не должно быть источников резких ароматов.

6. убирайте с арены мусор, который выносят муравьи.

- Какие опыты ты проводил с муравьями?

(Опыт №1 «Время заселения муравьев в ферму»

- Какой вывод ты сделал?

(Опыт №2 «Любят ли муравьи свет?»)

- Какой вывод ты сделал?

(Опыт №3 «Реакция муравьев на различные звуки (пылесос, музыка)

- Какой вывод ты сделал?

(Опыт 4: «Предпочтение в еде»)

- Какой вывод ты сделал?

- Как происходит появление муравьев на свет?

- Какие обязанности у твоих муравьев и как они их выполняют?

- Изменилось ли количество муравьев в формикарии за прошедший год?

- Какие выводы ты сделал, наблюдая за муравьями?

- Есть ли чему поучиться у муравьев?

- Подтвердилась ли твоя гипотеза, выдвинутая в начале исследования, о том, что наблюдать за жизнью муравьёв можно круглый год дома?

- Какие у тебя дальнейшие планы, связанные с разведением муравьев?

- Ребята, давайте поблагодарим Ваню за проделанную исследовательскую работу и его интересный доклад.

- Может быть у кого-то есть вопросы?

- Ещё раз давайте поблагодарим докладчика и вручим ему диплом настоящего юного ученого.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история»Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история» Мои любознательные дети всегда готовы прийти на помощь. Вот и в этот раз помощь понадобилась муравьишке, который оказался далеко от дома,.

Мастер-класс «Муравьиная семейка»Мастер-класс «Муравьиная семейка» В нашем детском саду стартовал проект «Экологическая тропа» с различными «улицами», «переулками» и «остановками». На площадке средней группы.

Экологический проект «Огород на окне» Тип проекта • Познавательно - исследовательский, творческий • Групповой, с привлечением родителей • Долговременный (год) Участники проекта.

Экологический проект «Берегите птиц»Экологический проект «Берегите птиц» Экологический проект «Берегите птиц».Тип проекта: познавательный, краткосрочный (Одна неделя). Цель: Формирование бережного отношения, обобщенное.

Экологический проект «Как лягушки лес спасли»Экологический проект «Как лягушки лес спасли» Проект подготовили Кузнецова Марина Рафаильевна – музыкальный руководитель, Наволоцкая С. Н., Кучина Т. В. – воспитатели, родители Каждый.

Экологический проект «Лягушка»Экологический проект «Лягушка» Цель:Формировать у детей "Экологическое чувство",чувство сопричастности всему живому,прививать детям экологическую и моральную ответственность.

Экологический проект «Мой цветочек»Экологический проект «Мой цветочек» Мы уже посадили огороды на подоконниках, скоро наступит пора работ на настоящих огородах, а значит, пора выращивать рассаду. Не забудем.

Экологический проект «Муравьи»Экологический проект «Муравьи» Проект «Муравьи» (вторая младшая группа) Название проекта: «Муравьи». Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с.

Экологический проект «Первоцветы» .

Экологический проект «Туристический поход в лес»Экологический проект «Туристический поход в лес» Чтоб всегда здоровым быть Нужно нам в поход ходить На природе отдыхать Свежим воздухом дышать Вид проекта: познавательный Цель проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский экологический проект «Моя муравьиная ферма»
Опубликовано: 12 ноября 2021 в 20:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД