МААМ-картинки

Дидактическая игра по ФЭМП «Невероятные истории Горизонтальки и Вертикальки»

Татьяна Алекберова
Дидактическая игра по ФЭМП «Невероятные истории Горизонтальки и Вертикальки»

МАДОУ детский сад №161 «Ёлочка»

комбинированного вида г. Улан-Удэ

Игры по ФЭМП

«Невероятные истории Горизонтальки и Вертикальки».

Выполнила: старший воспитатель

Алекберова Татьяна Ивановна

Г. Улан-Удэ

2021 год

Игры по ФЭМП для детей дошкольного возраста на основе наборного полотна

«Невероятные истории Горизонтальки и Вертикальки».

I ИГРЫ ПО ГОРИЗОНТАЛИ

Публикация «Дидактическая игра по ФЭМП „Невероятные истории Горизонтальки и Вертикальки“» размещена в разделах

Создание ситуации провокации: в группе поселяются два человечка Вертикалька и Горизонталька. Они постоянно спорят, кто главнее? Горизонталька говорит, что все находится на земле, все горизонтально и приносит горизонтальное плотно. А Вертикалька, наоброт, все самое любимое – это вертикальное и показывает вертикальное полотно. От их лица проходят все игры и занятия. Горизонталька участвует в играх по горизонтали, в Вертикалька – главное действующее лицо в играх по вертикали.

Игра «Один и много» (для детей младшего возраста)

Цель: закреплять с детьми понятия один и много

Материалы: наборное полотно, карточки изображением игрушек, предметов (по одному, по много).

Дидактическая задача : закрепить умение различать количество предметов (один – много, активизировать в речи детей слова «один, много, ни одного»

Игровая задача: собрать грибы

Игровое действие: дети рассматривают поляну и отвечают на вопрос «Сколько грибов?», по указанию педагога складывают в корзину только один гриб и отвечают на вопрос «Сколько грибов ты положил в корзину?»

Оборудование: корзины, грибочки (из картона)

Игра «Цифровой ряд»

Цель: закреплять с детьми последовательность прямого счета от 1 до 5 (средняя группа, до 10 (старшая группа, до 20 (подготовительная группа). С детьми старшего возраста закреплять обратный счет.

Материалы: наборное полотно, карточки с цифрами от 1 до 20, 10 картинок с изображением игрушек для порядкового счета. Карточки с изображением предметов в соответствие с цифрой.

Ход: Детям предлагается посчитать от 1 до5 (соответственно по возрасту до 10, 20).

Детям старшего возраста предлагается посчитать в обратном порядке от 10 до одного. Дети старшего возраста определяют порядковый счет, что стоит между, за, перед, соседей цифр. Учатся отвечать на вопрос: «Который по счету?».

Вариант игры №2. «Чего не стало». Детям предлагается закрыть глаза, а в это время воспитатель либо убирает карточку, либо меняет карточки местами. Дети открывают глаза, и называют, чего не стало или что поменяли.

Вариант игры №3 Дети старшего самостоятельно играют, выбирая ведущего, который выполняет роль воспитателя.

Вариант игры №4. На наборном полотне выставляются картинки в любой последовательности. Детям дается время для запоминания. Картинки убираются или закрываются и дети должны устно рассказать, какие картинки были и в какой последовательности стояли. (Количество картинок постепенно увеличивается от 5 до 10).

Игра «Назови дни недели»

Цель: закреплять с детьми умение называть последовательность дней недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материалы: наборное полотно, карточки с цифрами от 1 до 7, соответственно дням недели карточки по цветам (цвета недели выбираются детьми по их инициативе).

Ход: Детям предлагается назвать все дни недели. При знакомстве с днями недели, все карточки помещаются в наборное полотно последовательно. При закреплении карточки меняются местами, и детям предлагается правильно расставить дни недели. Закрепить понятия «вчера, сегодня, завтра».

Вариант игры №2. «Когда это было». Детям предлагается соотнести дни недели с определенными событиями (занятиями, впечатлениями, событиями) и нарисовать соответствующие карточки. Дети самостоятельно определяют и называют последовательность дней недели.

Вариант игры №3. «Живая неделя». Дети предлагаются карточки на выбор: с цифрами от 1 до 7, цветные карточки, либо нарисованные карточки. Под музыку дети двигаются в рассыпную. Музыка заканчивается, и дети должны выстроиться в порядке дней недели, назвать себя. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек и детей.

Игра «Назови части суток»

Цель: закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь).

Материалы: наборное полотно, карточки с изображением частей суток.

Ход: (для детей средней группы) Воспитатель повторяет с детьми из скольких частей состоят сутки, предлагает их назвать, выбрать и показать соответствующие картинки, выложить их в правильной последовательности.

Вариант №2 (для детей старших групп) «Что перепутали». На наборном полотне выставляются картинки в неправильной последовательности, дети должны правильно поставить картинки и объяснить, что они делают в разное время суток.

Игра «Занимательная математика» Раздел «Количество и счет»

Цель: Закрепление навыков счета, умение соотносить число с количеством предметов, развитие внимание.

Оборудование: 10 (9,8,7,6,5,4,3,2,1) предметов на наборном полотне. Напротив, предметов соответствующее число.

Ход игры: Воспитатель предлагает воспитанникам придвинуть к числу столько предметов, какое число указано на картинке.

Игра «Сутки»

Цель: закреплять умение складывать цифры, вычитать, дать понятия больше, меньше

Материалы: наборное полотно, карточки с изображением частей суток.

Ход: (для детей средней группы) Воспитатель повторяет с детьми из скольких частей состоят сутки, предлагает их назвать, выбрать и показать соответствующие картинки, выложить их в правильной последовательности.

Вариант №2 (для детей старших групп) «Что перепутали». На наборном полотне выставляются картинки в неправильной последовательности, дети должны правильно поставить картинки и объяснить, что они делают в разное время суток.

Игра «Круглый год» (по стихам С. Маршака) (для детей старшего возраста).

Цель: закреплять понятие о месяцах года.

Материалы: наборное полотно, карточки с изображением предметов от 1 до 12.

Ход: Воспитатель раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраивают на наборном полотне по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. В итоге все выстроенные карточки превратились в «Круглый год», то есть в 12 месяцев. Каждый «месяц» вспоминает стих С. Маршака про это месяц и рассказывает, называет свой месяц, говорит приметы своего месяца.

Вопросы воспитателя: «Третий месяц, как тебя зовут?», «Какой месяц за июнем? Который он по счету?», «Какой месяц находится между сентябрем и ноябрем?» и т. д.

Задания с усложнением (для детей подготовительной группы) : Февраль, загадай загадку о своем месяце, Май, вспомни пословицу о себе, Август, ты какой по счету месяц, Апрель, в какой сказке говорится о тебе, Ноябрь, расскажи о приметах ноября, о праздниках в ноябре, и т. д.

Вариант №2 (для детей старших групп) «4 времени года». Для этого используются картинки с изображением сезонных явлений. Детям предлагается выбрать картинки, соответственно времени года: осенние, зимние, весенние, летние и выложить на наборном полотне в последовательности. Для разнообразия игры предлагается детям самим нарисовать приметы всех времен года дополнить на наборном полотне.

Вариант №3 Соревнования «У природы нет плохой погоды». Дети делятся на 4 команды по сезонам и рисуют картинки с приметами, выигрывает та команда, которая назовет и нарисует больше примет, расскажет стихи об этом времени года, вспомнит пословицы и праздники.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: закреплять умение называть цвета спектра

Материалы: наборное полотно, карточки с изображением цветов спектра.

Ход: (для детей средней группы) Воспитатель повторяет с детьми, из скольких частей состоит спектр, называет последовательность цветов. Дети должны запомнить и в правильной последовательности раскладывать на наборном полотне цветовую гамму.

Вариант №2 (для детей старших групп) «Что перепутали». На наборном полотне выставляются картинки цветовой гаммы в неправильной последовательности, дети должны правильно поставить картинки и рассказать какие цвета.

Вариант №3 (для детей старших групп). «Смешанная история». На наборном полотне выставляются основные цвета, в результате смешения которых получается новый цвет:

Игра «Графический диктант»

Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур. Запоминать названия объемных геометрических фигур (шар, куб, призма, конус, и т. д.)

Материалы: картинки с плоскостными геометрическими фигурами (черно-белые и цветные) на наборном полотне, картинки с изображением объемных геометрических фигур. У детей карточки и наборы плоскостных геометрических фигур (черно-белые и цветные).

Ход: На наборном полотне выставляются геометрические фигуры (черно-белые) в любой последовательности. Детям дается задание рассмотреть и запомнить порядок расположения фигур. Полотно закрывается, и дети по памяти выкладывают у себя на карточках геометрические фигуры (черно-белые). Полотно открывают, и дети сравнивают правильность выполнения задания.

Вариант №2. На полотне выставляются фигуры в определенной последовательности, с пропуском фигуры в повторяющемся варианте. Дети у себя за столами выкладывают фигуры, заполняя пустое пространство нужной фигурой.

Вариант №3. Графический диктант с цветными геометрическими фигурами.

Вариант №4. На наборном полотне выставляются попарно плоскостные геометрические фигуры и соответственно объемные. Дети запоминают названия плоскостных и объемных фигур. Усложнение: на наборном полотне выставляются плоскостные фигуры, а дети должны подобрать пары к ним из объемных фигур и назвать их.

Игра «Дорисуй орнамент» по нац. компоненту

Цель: учить запоминать элементы и рисовать национальные орнаменты.

Материалы: картинки с элементами национальных орнаментов (русский- хохлома, дымка, городец, украинский, белорусский, семейский, бурятский, эвенкийский, татарский). У детей листочки и карандаши цветные, мелки, краски, кисточки.

Ход: На наборном полотне выставляются элементы национальных орнаментов

Детям дается задание рассмотреть и запомнить порядок расположения элементов. Дети рисуют за столами на листочках элементы национальных орнаментов, повторяя и чередуя их. Рассказывают, к какой национальности принадлежат элементы нарисованного орнамента

Игра «Подбери пару» (для детей старшего возраста)

Цель: учить детей определять виду декоративно-прикладной росписи.

Материалы: парные карточки с элементами декоративно-прикладной росписи: дымковская роспись, хохлома, гжель, городец, жестово, полхов-майдан, семеновская роспись, каргопольская игрушка, эвенкийский орнамент, семейская домовая роспись, бурятский орнамент, татарский орнамент на наборном полотне. Игрушки, предметы, картины с видами народных росписей.

Ход: На наборном полотне выставляются по одной карточке с определенным видом росписи. Детям даются остальные карточки. Задание - подобрать пары в соответствии с видом росписи и назвать вид росписи.

Вариант №2. В группе расположены предметы с видами росписей. Дети в соответствии с картинками на наборном полотне находят игрушки, предметы и называют вид росписи.

Игра на воображение «Составь свой узор»

Цель: учить детей составлять горизонтальный узор в определенной последовательности.

Материалы: карточки с геометрическими фигурами, цветочками, листочками, ягодками, элементами росписей.

Ход: На наборном полотне по желанию и выбору ребенок составляет узор с повторяющимися элементами. Задание детям – повторить узор, представленный на полотне у себя на карточках на столе.

Вариант №2. Дети за столами выполняют свои варианты узоров, соблюдая правило – повторения, чередования элементов узора.

II ИГРЫ ПО ВЕРТИКАЛИ

Музыкально-дидактическая Игра «Веселые нотки»

Цель музыкально - дидактической игры "Весёлые нотки" - научить детей узнавать расположение нот на нотном стане, клавиатуре и их название.

Задачи: Развитие памяти, мышления и внимания;

Изучение нотной грамоты;

Формирование позитивного настроя.

Правила игры:Может играть один или несколько детей. Ребёнок называет рисунок (лягушка, синичка и т. д., после того, как педагог показывает определённую карточку.

Атрибуты: Карточки с нотным станом, картинки, по названию нот, клавиатура и расположение нот на ней.

Результат: Дети в игровой форме легко запоминают название нот и их расположение на клавиатуре фортепиано.

Игра «Дом»

Цель научить детей узнавать расположение этажей в доме

Задачи: Развитие памяти, мышления и внимания;

Закрепить понятия сверху, снизу, между этажами.

Правила игры: Может играть один или несколько детей. Детям предлагается карточка с животным. Дети должны назвать, на котором этаже живет это животное. И так далее.

Возможные вопросы: кто живет выше, кто ниже, какой этаж находится между 2-ым и четвертым и т. д.

Атрибуты: Карточки с изображением домика, этажи, картинки животных.

Совместные игры

Спорили, спорили Вертикалька и Горизонталька и решили нарисовать свои любимые линии и вот что получилось. На что это похоже, ребята?

1

А 2 3 4 5

Б

В

Г

Д

Дети: это похоже на шахматную доску, поле для игры в морской бой, это план местности, это может быть карта, схема.

В. и Г. :Где же мы еще нужны сразу вместе?

Дети: при измерении высоты - Вертикалька, а при измерении длины – Горизонталька. А все вместе это будут размеры предметов, мебели, дом и т. д.

Игра в шашки

Атрибуты: доска 8 на 8 квадратов и по 12 шашек на каждого игрока.

Ход игры: Фигуры на доске надо расставить так, чтобы правый нижний угол был белым и пустым. Игру начинают белые фигуры. Шашка перемещается по диагонали на ближайшее свободное поле. Чтобы съесть фигуру противника, нужно перепрыгнуть через нее на свободное поле. Если есть возможность съесть фигуру, это обязательно надо сделать.

Игра в морской бой

Цель: закрепления у детей понятий "столбец", "строка" и умения ориентироваться на листе в клетку.

Атрибуты: таблица из 11 столбцов и 11 строк. Клетки обведены толстой линией. начиная со второй клетки, в первый столбец вставлены буквы, а в первую строку - цифры. Количество- 4 штуки. 1- "Моя эскадра", 2 - "Эскадра противника".

2. Вырезанные "Корабли" : четырехпалубный-1, трехпалубный-2,двухпалубный-3, однопалубный-4.

Точно такие же "Корабли" другого цвета.

3. Колечки из пластмассовой трубки - выстрел "мимо", для того, чтобы отмечать на поле произведенные выстрелы.

Квадратики из блестящего красного картона - результативный выстрел ("ранен" или "потоплен",

Правила игры:

-корабли нужно располагать так, чтобы они не касались друг друга и края игрового поля; - после результативного выстрела предоставляется дополнительный.

Вариативность: Когда дети научатся расставлять простые корабли, можно добавить корабли другой конфигурации.

Игра «Кто первый»

Цель: развитие внимания

Материалы: наборное полотно и горизонтальное и вертикальное. На полотнах разнородные картинки игрушек. Молоточек музыкальный.

Ход: Горизонталька (Г) и Вертикалька (В) договариваются с детьми откуда начинают пересчет Г: слева, справа, В :сверху, снизу. Начинает игру Г. Она ударяет несколько раз молоточком. Дети должны посчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Далее играет В, в той же последовательности, только на вертикальном полотне. Выигрывает тот, кто правильно назовет игрушку.

Вариант №2. Выигравшие дети самостоятельно проводят игру.

Публикации по теме:

«Машины и гаражи». Дидактическая игра по ФЭМП«Машины и гаражи». Дидактическая игра по ФЭМП "Машины и гаражи" дидактическая игра по ФЭМП. Цель: Закрепить знания о четырех основных цветах - красный, желтый, синий, зеленый. Комплект.

Дидактическая игра по ФЭМП «Кот на заборе»Дидактическая игра по ФЭМП «Кот на заборе» С удовольствием беру на заметку интересные разработки. Но не всегда есть под рукой то, что предлагают (материал для поделок). Так увидела.

Дидактическая игра по ФЭМП «Ласточкины гнёзда»Дидактическая игра по ФЭМП «Ласточкины гнёзда» Дидактическая игра по ФЭМП «Ласточкины гнёзда». Цель : формирование умения соотносить количество предметов с цифрой. Задачи: - закреплять.

Дидактическая игра по ФЭМП «Почини коврик»Дидактическая игра по ФЭМП «Почини коврик» Дидактическая игра по ФЭМП «Почини коврик» Цель: Закреплять умение выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств – формы и величины,.

Дидактическая игра по ФЭМП «Смайлики»Дидактическая игра по ФЭМП «Смайлики» Смайлики Хочу предложить вам,милые педагоги игру "Смайлики", сделанную из бросового материала. Игра делается по типу старой игры "Крестики-нолики".

Дидактическая игра по ФЭМП «Весёлый паровозик»Дидактическая игра по ФЭМП «Весёлый паровозик» Попова Валентина Развитие познавательных способностей детей является важной задачей при подготовке к школе. Начиная с ясельного возраста.

Дидактическая игра по ФЭМП «Ювелиры»Дидактическая игра по ФЭМП «Ювелиры» Цель: Задачи: 1. Отработка навыка соотношения количества предметов с числом. 2. Знакомство с драгоценными камнями (рубин, изумруд, сапфир,.

Дидактическая игра по ФЭМП «Ёжик»Дидактическая игра по ФЭМП «Ёжик» дравствуйте, уважаемые коллеги. Разрешите представить вам пособие "Ёжик" Цель:дать представление о еже, развивать мелкую моторику,эстетическое.

Дидактическая игра по ФЭМП «Веселая гусеница»Дидактическая игра по ФЭМП «Веселая гусеница» Одной из составляющих образовательной области "Познание" является формирование элементарных математических формирований. Чтобы научить детей.

Дидактическая игра «Волшебные истории»Дидактическая игра «Волшебные истории» Работа с камешками никогда не бывает механической, так как яркие цвета поддерживают интерес и улучшают продуктивность. Я решила привлечь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра по ФЭМП «Невероятные истории Горизонтальки и Вертикальки»
Опубликовано: 25 ноября 2021 в 03:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД