Дидактическая, настольно-печатная игра «Муравьи спешат домой».

Надежда Николаевна Смотрова
Дидактическая, настольно-печатная игра «Муравьи спешат домой».

Хочется рассказать о настольно-печатной игре «Муравьи спешат домой». Эту и другие подобные ей игры можно сделать вместе с детьми. Мы со своими детьми подготовительной к школе группы вначале обсуждали различные идеи игры, схематично рисовали, что с насекомыми могло произойти. В нашей игре по «дороге» муравьям встречаются различные препятствия, животные (ручьи, пауки, кроты и т. д., и приятные неожиданности. Вместе с детьми мы делали игру 3 недели!На ватманском листе нарисовали кружки – дорожку змейкой, затем «по пути» разместили все придуманные с детьми встречи, случаи. Мы рисовали карандашами, красками, вырезали из различных журналов готовые картинки и наклеивали их. Процесс работы над изготовлением игры был не менее интересен,чем сама игра. Наконец игра закончена. Все хотят играть в свою игру! Строгая очередность. С помощью кубика и разноцветных фишек, дети с удовольствием совершают эти путешествия с муравьями. Эта игра относится к тому виду игр, которые вроде не вносят ничего нового в знания детей, однако они очень любимы детьми. В игре происходит «очеловечивание» муравьев, что учит бережному отношению к муравьям (и к насекомым вообще, кроме того, в игре дети учатся применять имеющиеся знания в новых условиях. Игра развивает речевую активность, память и т. д. Сейчас эта игра "заиграна" и является самой любимой игрой. Ее всем (родителям, новичкам, гостям) показывают с гордостью.

Дидактическая, настольно-печатная игра «Муравьи спешат домой».

Дидактическая игра «Муравьи спешат домой».

Вид дидактической игры: Настольно – печатная игра по экологии.

Дидактические задачи:

• Закреплять знания детей о муравьях:

- их внешнем виде,

- как передвигаются,

- как питаются (на кого охотятся,

-какие враги есть у муравьев,

- как называется дом муравьев;

• Развивать речевую активность детей: учить описывать внешний вид муравьев, их особенности жизни, разделения труда, устройства жилища и т. д;

• Развивать фантазию, учить придумывать мини-рассказы о приключениях муравьев по ходу игры, поощрять оригинальность и неповторимость рассказов;

• Ориентироваться на плоскости, передвигать фишки вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад;

• Свободный счет (отсчет) в пределах 10-и;

• Различать реальные события, которые могут происходить в жизни муравьев, и вымышленные;

• Развивать внимание, память, сообразительность.

Игровые задачи:

• Преодолеть все препятствия, передвигая свою фишку – «муравья» по дорожке – змейке от старта к финишу.

• Воспользоваться преимуществами.

• Быстрее других привести своего «муравья» домой в муравейник.

Дидактический материал.

Игра состоит из большого игрового поля (ватманский лист, кубика с точками от одной до шести, 4 – 6 разноцветных фишек, обозначающих муравьев.

На игровом поле старт находится в нижнем левом углу, от него нарисована дорожка змейкой к финишу – муравейнику в верхнем правом углу.

Вдоль дорожки нарисованы разные растения и животные, «созданы» различные ситуации.

Муравьям по ходу игры встречаются:

- травы: чертополох, одуванчики, ромашки, рогоз и другие неизвестные, т. е. придуманные, нарисованные фантазийно;

- кустарники (придуманные);

- деревья (береза и одно неизвестное);

- грибы – мухоморы;

- различные насекомые: кузнечики, божьи коровки, «чужой» муравей у своего

муравейника, стрекозы, бабочка-бражник, красноклоп, комар, бабочки лимонницы,

клопы-водомерки, пчелы, жужелица, богомол, жук-бронзовка и несколько неизвестных;

- паук-крестовик;

- звери: мышь, кроты;

- птицы: дятел, воробей.

На пути домой муравьи попадают в различные вымышленные ситуации:

- перенос муравьев кузнечиками, бабочками, водомерками, жуками жужелицей и бронзовкой;

- использование муравьями различных подземных ходов, прорытых разными животными: червями, мышью, кротами.

События, которые могут происходить в реальной жизни муравьев:

- ползание по различным травам, деревьям;

- встречи с различными насекомыми, с «чужим» муравьем;

- попадание на листочках в лужу;

- встреча с пауком-крестовиком;

- встречи с птицами и зверями.

Игра рассчитана для детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также для младших школьников.

Ход игры.

Игровые правила:

1. Установить и соблюдать очередность хода каждого игрока (обычно по кругу).

2. Каждая точка на кубике означает переход муравья – фишки на 1 кружок.

3. Передвигать свою фишку вперед на столько кружков, сколько точек выпало на брошенном игроком кубике.

4. Только последний кружок хода – остановка - может влиять на дальнейшие действия.

5. Если после хода игрок остановился на коричневом кружке, то фишка остается на месте.

6. Если остановка на зеленом кружке, то фишка по указанной стрелке продвигается вперед.

7. При остановке на красном кружке, фишка по стрелке продвигается назад.

8. Остановка на синем кружке означает пропуск хода.

Игровые действия детей.

• Бросить кубик и посчитать, сколько точек на его верхней поверхности.

• На столько кружков передвинуть свою фишку-муравья вперед вправо, вперед вверх или вперед влево – в зависимости от участка дорожки - змейки. Рассказать по рисунку на этом пути, что произошло с муравьем. Если событие нереальное, то придумать, почему так случилось, как муравей выпутался из этой истории, передать возможные диалоги.

• На остановке, в соответствии с правилами, возможны 4 варианта дальнейших действий:

- остаться на месте;

- передвинуть фишку еще дальше вперед, не забывая рассказывать о дальнейших приятных приключениях своего муравья;

- передвинуть фишку назад, повествуя о постигших муравья неприятностях и задержках;

- пропустить ход.

Результат игры.

Основной результат – ребенок «влюбляется» в муравьев, многое узнает об их жизни и никогда не причинит им вред.

Строгое соблюдение правил организует детей. Благодаря игре, дети научились договариваться между собой, выслушивать друг друга. Воспитываются такие черты характера, как воля, честность, сдержанность. Стремясь к победе, ребенок хочет порой перебросить кубик, сделать лишний ход или, наоборот, остановиться чуть раньше, но ему приходится делать волевое усилие и играть честно. Дети учатся переживать проигрыш (выиграть можно в другой раз) и это очень важно.

Игра замечательным, незаметным для самого ребенка, способом развивает его речь. Даже те дети, которые на занятиях с трудом пересказывают какой-либо текст, с удовольствием играют в игру и не просто рассказывают по нарисованным картинкам о приключениях муравья, но и сами придумывают различные истории. Помогают неизвестные растения (у всех детей они имеют свои названия, свой характер и по разному «действуют» по ходу игры). Многие дети рассказывают очень оригинально, с большой выдумкой, стремясь придумать самую яркую историю.

Попутно, до автоматизма отработан счет в пределах 10-и.

Дети стали с легкостью ориентироваться на плоскости и уже не перепутают лево и право.

У детей возник стойкий интерес к насекомым и к муравьям в частности. Они поняли, что это очень увлекательно

Методические указания к игре.

Игру можно использовать:

1. В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий.

2. В самостоятельной игровой деятельности детей (после освоения игровых правил и содержания игры).

Одновременно может играть подгруппа детей (2 – 6 человек).

Игрок, который будет ходить первым, выбирается с помощью считалочки, по очереди или им становится тот ребенок, кто первым захотел играть и организовал других детей.

Любой воспитатель или родитель сможет сам выбрать наиболее подходящее для него и своих детей время для проведения игры.

Игру отсканировали на 8 листах (столько листов а-4 помещается на ватманском листе). Если последовательно их склеить по 4 в два ряда - получится игра.

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО. ИГРАЙТЕ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!

Публикации по теме:

Наши поделки к празднику.Наши поделки к празднику. Все к Новому году спешат сделать какие-либо поделки -динозавриков, ёлочки, снежинки, шары. Не исключение и я, со своими ребятами. Многое.

Танцевальные этюды с использованием художественного слова "Лисичка" Лисичка вылезла из норки Пошла лисичка погулять. Идёт, любуется природой: Цветами, небом, солнцем – глядь Вдруг заяц прошмыгнул.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Дидактическая, настольно-печатная игра «Муравьи спешат домой».
Опубликовано: 18 февраля 2013 в 12:10
+18
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...