Папки-передвижки

Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников

Елена Домарева
Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников

Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В. А. Сухомлинский.)

Публикация «Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из основных направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В этой связи проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших.

Воспитывая будущее поколение, мы должны не забывать, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель- создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны. Многовековая история человечества свидетельствует, что цивилизация выдержала самые суровые испытания, пока были живы традиции, и не оскудела историческая память. Современная жизнь доказывает необходимость возвращения к приоритетам любви к своему отечеству. И этот процесс необходимо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви и уважения к своей Родине.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.

Ведущая идея работы – создание педагогических условий для патриотического воспитания дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность; формирование нравственных правил и норм поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, позитивное восприятие национальных различий, языка, традиций.

Новизна заключается в создании организационно-педагогических условий патриотического воспитания дошкольного возраста при использовании краеведческого материала через цикл дидактических игр.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Задачами нравственно – патриотического воспитания дошкольников являются :

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах России;

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют наши дети». Именно педагог должен правильно организовать игры, которые не только были бы интересны, но и приносили бы максимальную пользу всестороннему развитию и воспитанию дошкольников. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлечённости, посильности дидактической задачи.

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей.

ИГРЫ С МАТРЕШКАМИ

Д/и «Восстанови порядок»

Цель: закреплять знания детей о народной игрушке - матрешке и умение выделять фигурки по величине.

Д/и «Найди пару»

Цель: формировать умения находить пару по определенным признакам

Д/и «Составь матрешку»

Цель: формировать умения составлять целое из частей

Д/и «Найди тень»

Цель: формировать умение находить тень для символа России

Д/и «Узнай символ»

Цель: формировать умения детей находить и называть символы России (матрешка, березка, герб, балалайка, медведь и т. п.)

ГЕРБ И ФЛАГ

Д/и «Найди флаг»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны

Д/и «Составь флаг»

Цель: формировать умения детей отличать флаг своей страны от флагов других стран, рассказать детям о флаге, как об одном из главных и отличительных символов страны, развивать интерес к истории своей страны.

Д/и «Составь картинку»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, (города, области, закрепить основные цвета флагов.

ГЕРБ

Д/и «Найди герб»

Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, области) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает

Д/и «Составь картинку»

Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, области) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает

Д/и «Герб России»

Цель: закрепить представление детей о гербе России; уметь выделять герб из других знаков. Детям предлагается рассмотреть герб России и отметить отличительные особенности от других гербов. Дети по контурному шаблону собирают из мозаики герб России.

Д/и «Флаг и герб»

Цель: способствовать умению соединять герб и флаг страны, города, области

Д/и «Флаг, герб, костюм»

Цель: формировать умение подбирать флаг, герб и костюм страны

Д/и «Подбери семейку»

Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора флага, герба, костюма, президента

Д/и «Народы России»

Цель: формировать умения находить и называть народы России

Д/и «Главные люди страны»

Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми города, области, страны

Д/и «Флаги и народы»

Цель: расширять представление детей о странах Земли и их флагах, прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями

Д/и «Дерево-символ России»

Цель: способствовать умению детей выбирать из деревьев символ России

Д/и «Игрушка-символ России»

Цель: способствовать умению детей находить из игрушек символ России

Д/и «Одень куклу»

Цель: знакомить детей с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине

Д/и «Олимпийские игры»

Цель: закреплять знания о флагах стран и о разнообразии видов спорта

КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ

Д/и Составь узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, закрепить умения детей узнавать и называть ту или иную роспись, называть элемент росписей, прививать интерес к русским традициям

Д/и «Укрась пирог к празднику»

Цель: расширять знания о праздниках России, развивать творчество, фантазию

Д/и «Укрась яйцо»

Цель: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Д/и «Назови праздник»

Цель: закреплять знания детей о праздниках России

Д/и «Я имею право»

Цель: расширить область правовых знаний детей

Список используемой литературы:

1. Андреева Н. Ф. «Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ. - №1. – 2005.

2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // «Управление ДОУ». – .№ 7 - 2010.

3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста : // «Управление ДОУ». – №8–2006.

4. Наследие. И быль и сказка: пособие по нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры. / Е. В. Соловьёва, Л. И. Царапенко – М. : Обруч.

5. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2005.

.

Публикации по теме:

«Моя педагогическая находка» Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания«Моя педагогическая находка» Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания .

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 10 октября 2023 в 16:41
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД