Дидактические игры на формирование у дошкольников представлений о времени

Ольга Полковникова
Дидактические игры на формирование у дошкольников представлений о времени

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Уже несколько лет я веду углубленную работу по развитию у детей временных представлений. Считаю эту тему достаточно сложной для детского восприятия. Трудности связаны как со специфическими особенностями времени: текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм (нельзя увидеть, услышать, так и с особенностями детского мышления. Тем не менее эта тема достаточно интересна, дает необыкновенный простор для фантазии. Её можно интегрировать практически во все образовательные области. Достаточное количество наглядного материала делает усвоение содержания интересным и более полным. Хочу познакомить Вас с имеющимся у нас наглядным и дидактическим материалом, изготовленным мною. Брала его из различных источников, что-то переделывала, видоизменяла, дорабатывала. Вот что получилось в итоге.

Дидактические игры для формирования представлений о частях суток (младшая и средняя группа).

Дидактическое упражнение с картинками "Когда это бывает?"

Дидактические игры на формирование у дошкольников представлений о времени

Варианты заданий: 1. Показать детям картинки с контрастными частями суток (утро-вечер, день-ночь, побеседовать, что нарисовано на картинке, когда это бывает, почему ты так думаешь, что ты делаешь утром (днём, какое сейчас время суток.

2. Показать картинки со смежными частями суток;

3. Выбрать картинку, где нарисовано утро (день, вечер, ночь);

4. Разложить картинки по порядку, что сначала, что потом;

Для усложнения можно предложить набор картинок сказочного содержания, связанных с деятельностью взрослого в разное время суток.

Дидактическая игра "Части суток"

Взрослый раскладывает на столе 4 картинки-домика, каждый соответствует одной части суток, читает стихотворение о каждой части суток, а ребенок выбирает нужный домик и ставит в него игрушку.

Дидактическая игра "Домик дней"

Эта игра поможет детям запомнить названия суток "вчера", "сегодня", "завтра" и активизировать их в речи. Педагог читает детям стихи и предлагает поселить каждое стихотворение в соответствующее окошечко.

Игра на формирование представления о текучести времени

Дидактическая игра "Сначала и потом".

На карточках изображения, предложить ребенку заполнить картинкой свободное окошечко, подумав, что получилось из того, что было.

Дидактические игры для формирования представлений о днях недели (старший дошкольный возраст).

Дидактическое упражнение "Веселый клоун"

К детям "в гости " приходит Веселый клоун, педагог предлагает сосчитать, сколько у него воздушных шаров и узнать сколько дней в неделе. Потом нужно найти, какой шарик означает понедельник, вторник, и т. д. Найти шарик без цифры и догадаться, какой это день недели.

Дидактическое упражнение "Винни-Пух идёт в гости"

Предложите детям проводить Винни-Пуха в гости к Дням недели, дети должны догадаться, где живет каждый день недели, если известно, что домик Воскресенья отличается от других.

Дидактическая игра "Чья неделька быстрее соберется?"

Каждый цвет сегментов круга определяет один день недели (в соответствии с цветами радуги). Предложить детям расставить сегменты по порядку следования дней недели, начиная с понедельника. Для усложнения можно предложить детям выполнить задание на скорость.

Дидактические игры на формирование представлений о временах года.

Дидактическая игра "4 времени года"

Детям предлагаются 4 маленьких карточки с символическим изображением каждого времени года и большие иллюстрации времен года, ребенку необходимо выбрать иллюстрации с временем года, символ которого он получил и подробно рассказать о нём.

Игра-путешествие "В гости к зиме"

Игра-путешествие "В гости к весне"

Это игры с фишками. Фишка передвигается на нужную остановку, если игрок выполнит задание. Также на игровом поле есть и неожиданности (вернуться на 1 ход, пройти вперед на 2 хода, назвать литературное произведение о времени года, если не называет, то на 1 ход назад).

Дидактическая игра "Что было и что будет" (для детей 7 лет)[/h4

Эта игра знакомит детей с тем, что каждый бытовой предмет - результат деятельности человека, предметы со временем меняются, формирует ретроспективный взгляд на предметы.

В игре 3 "Музея" - прошлого, настоящего и природы. Задача игрока - распределить экспонаты по Музеям. При этом необходимо рассказать о предмете рукотворного мира и найти предшествующий ему предмет из мира прошлого. Потом необходимо найти аналог предмета из мира природы.

Также у нас в группе есть модели часов, которыми мы пользуемся, когда учимся определять время по часам.

Здесь показана литература, которой я пользовалась для изготовления этих пособий:

А эти настенные пособия мы используем в работе почти каждый день:

Благодарю всех за внимание!

Публикации по теме:

Итоги тематической проверки по теме: «Формирование у детей представлений о социальной значимости труда» Результаты:            Тематический контроль по выявлению уровня формирования.

Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» 1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Экология
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Дидактические игры на формирование у дошкольников представлений о времени
Опубликовано: 3 ноября 2012 в 17:06
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультурный досуг с элементами театрализации «Детский сад у нас хорош, лучше сада...
Цель: обогатить малышей яркими впечатлениями, доставить радость от собственных движений. Предварительная работа : разучивание песен, танцев, подвижных...
«Яселькам, яселькам, радуются дети! Ясельки, ясельки, лучше всех на свете!» Из опыта...
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Мы знаем, что воспитатели, работая в детском саду, всегда сталкиваются с таким понятием, как...
Фотоотчёт. Физкультурное развлечение в группе раннего возраста «Колобок-румяный бок»
И взрослые, и дети знают, что самая главная ценность у каждого человека - это здоровье, поэтому в детском саду мы стараемся уделять большое внимание...
Детский мастер-класс «Модный показ. Осенняя коллекция». Работа детей с природным...
Сегодня ребята нашей группы выступили в роли дизайнеров – модельеров. По замыслу ребят представлять модную осеннюю коллекцию должны лесные обитатели –...
Фотоотчет. Создание мини-музея «Займище» в детском саду
нтересной формой знакомства детей с родной культурой в дошкольном учреждении является создание мини-музеев. В любом возрасте дети задают множество...