Папки-передвижки

Поскостной вариант игр с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста (3 фото)

Татьяна Лесонена
Поскостной вариант игр с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста

В работе с детьми я использую логические блоки Золтана Дьенеша. Моя тема по самообразованию: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр" И игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно–три свойства одновременно.

Публикация «Поскостной вариант игр с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Вторая составляющая игры – карточки, на которых закодирована информация о геометрической фигуре и ее признаках. Одни кодовые карточки разделена на две части: первая указывает на то, какую геометрическую фигуру (логический блок) мы ищем; вторая содержит информацию о том, какого цвета эта фигура. На следующих карточках к указанной информации добавляются такие понятия, как величина геометрической фигуры и ее толщина.

Я самостоятельно изготовила плоскостной вариант блоков Дьенеша и кодовых карточек. Все тоже самое, те же характеристики, кроме толщины фигур. Активно использую игры в занятиях по ФЭМП и как самостоятельные игры.

Поскостной вариант игр с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста

Применяя логические блоки в качестве одного из эффективных средств развития мыслительной активности, я использовала такие этапы ознакомления детей с новой игрой:

1. Внесение нового пособия (игры) в группу. Цель. Познакомить детей с новой игрой, ее особенностями и правилами, с понятиями «логический блок», «кодовая карточка», учить с помощью кодовой карточки искать нужный логический блок.

Для начала познакомите вашего воспитанника с блоками. Выложите перед ним набор и дайте вволю наиграться с фигурами: потрогать, перебрать, подержать их. Чуть позже предложите следующие задания:

* Найди все фигуры такого же цвета, все фигуры треугольной формы, все большие фигуры и т. д.

* Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине?

Игры и упражнения с блоками

Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства:

2. Собственно игра. Цель. Развивать логическое мышление, представление о множестве, учить объяснять сходства и различия. Выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, потом одна исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

*Все фигуры складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

*Все фигуры снова складываются в мешок. Ребенок достает одну из них из мешка и характеризует по одному или нескольким признакам либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

*Выкладываются три фигуры. Нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (цвет, форма, размер или толщина).

*Надо найти все фигуры, не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).

*Надо найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

*Следует продолжить цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (по форме, размеру и толщине).

*Надо выложить фигуры так, чтобы последующая отличалась от предыдущей одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

*Надо выложить цепочку, чтобы рядом не было фигур, одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т. д.).

*Надо выложить цепочку, чтобы рядом были одинаковые по размеру, но разные по форме фигуры и т. д.

*Надо выложить цепочку, чтобы рядом оказались фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Каждому блоку нужно найти пару, например: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т. д.

*Перед ребенком выкладывают восемь блоков, под одним из них прячут «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» – «Нет», «Под красным?» – «Нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

*По аналогии с предыдущей игрой в коробку можно спрятать одну из фигур, ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что лежит в коробке.

*С одной стороны выкладывается три фигуры, с другой четыре. Где блоков больше и как их уравнять?

*Выкладываем в ряд пят –шесть любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

*Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

*Ребенку предлагают выложить фигуры по начерченной схеме, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т. д.

*В коробку педагог убирает только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем педагог убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т. д.

*Нужно распределить фигуры между таким образом, чтобы взрослому достались все круглые, а малышу все желтые фигуры. Блоки складываются в два обруча или очерченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.

цвет обозначается пятном;

величина – домиком (большой, маленький).

форма – контуром фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; если синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; если синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – синие круги т. д.

3. Самостоятельная игра с развивающим материалом. Цель. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

*Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

4. Занятия с использованием логических блоков Дьенеша. Цель. Формировать представление о таких математических понятиях, как кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.

Фото №1 В работе с детьми я использую логические Фото №2 Блоки Дьенеша блоки Золтана Дьенеша

Публикации по теме:

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Технологическая карта проекта: «Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного.

Логические игры с «Блоками Дьенеша»Логические игры с «Блоками Дьенеша» «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Формирование логико-математической компетентности детей старшего дошкольного возраста на основе игр по методике З. Дьенеша Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является одной из насущных проблем нашего времени. Дошкольники.

Игра с блоками Дьенеша «Собери букет»Игра с блоками Дьенеша «Собери букет» Игра с блоками ДьенешаСобери букет Игра предназначена для детей от 3-х лет. В игре используются карточки содержащие сведения о блоках, они.

Играем с блоками Дьенеша «Играем с блоками Дьенеша» Игры для детей 3-5 лет. Для начала предложите ребёнку самые простые игровые задания на выделение блоков по какому-то.

Игры с блоками ДьенешаИгры с блоками Дьенеша Игры с блоками ДьенешаПавельева Елена Александровна В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными.

Игры с блоками Дьенеша (первая часть) Игры с логическими блоками Дьенеша Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на.

Математические дидактические игры с блоками Дьенеша Дидактические игры с блоками Дьенеша “Автотрасса” (построй дорожку) Цель: развитие умений выделять свойства в предметах,.

Методика обучения детей в работе с палочками Х. Кюизенера и блоками Дьенеша Работа с палочками Х. Кюизенера. Во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером.

Технология обучающего развития с блоками Дьенеша. Технология обучающего развития с блоками Дьенеша. Цели: Развитие логического мышления, формирование мыслительных умений и способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поскостной вариант игр с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 сентября 2016 в 14:41
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД