Лучший педагог года

Мобильный макет «Русская изба» (18 фото)

Ольга Зайцева
Мобильный макет «Русская изба»

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Мобильный макет

«Русская изба»

Разработала:

воспитатель

Зайцева О. В

Пояснительная записка: Когда мы читаем сказки, часто встречаем термины «изба», «печь», «люлька», «лавка», «прялка» и т. д. Современным детям сложно представить, как жили раньше люди без телевизоров и компьютеров, как спали на печке, вещи хранили в сундуках, малышей укладывали спать в люльки. Так как эта тема мне интересна я решила изготовить макет «Русской избы», который можно использовать для проведения НОД, бесед, театрализации сказок, для игр детей, на которых дошкольники воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получают здесь положительные эмоции, учатся воображать. Макет «Русская изба» мобильный. Его можно переставлять с места на место, по желанию макет можно поставить на стол, чтобы было удобно играть.

Публикация «Мобильный макет „Русская изба“» размещена в разделах

Цель: Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа. Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением.

Развивающие: Развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством избы. Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.

Воспитательные: Приобщать к культуре своего народа. Пробуждать у детей интерес к истокам русской народной культуры, дать детям понять, что они – часть великого русского народа.

Мобильный макет «Русская изба»

ОПИСАНИЕ НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ.

Макет представляет уменьшенную копию русской избы с элементами быта.

ЭЛЕМЕНТЫ МАКЕТА:

Избы строились из сосны или ели. Строили, не используя гвозди. Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой, зимой, когда не хватало корма скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм.

Макет выполнен из коробки: стены обклеены фотографиями сруба (фотографии сруба, окна, иконы с просторов интернета); пол проклеен фотографиями дощечек.

Фото «Русская изба»
Мобильный макет - фото
Фото №1 ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Мобильный макет

Печь - кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, сушили одежду. В печи готовилась еда, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные полезные травы. Печь даже баней служила. А ещё печь нужна для обогрева жилища. Поэтому печь занимает особое место в избе.

Печь изготовлена из картона и покрашена акриловыми красками.

Фото №2 Русская изба Русская изба Разработала воспитатель Зайцева О

Возле печи всегда стояли: ухват, кочерга и метла. Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом стряпуха ловко цепляла пузатые глиняные горшки и отправляла их в жар. Ухват (рогач) необходим для установки в печь и изъятия оттуда чугунов, используемых вместо кастрюль. Кочерга — для перемещения, выгребания углей и дров в растопленной печи. Эти предметы сделаны из дополнительных материалов: (ухват, веточки (метла, аллюминевая проволока расплющенная (кочерга). Внизу лежали дрова, которые пилили пилой. Дрова изготовлены из веточек. Незаменим в хозяйстве был чугунок. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Чугунок выточен из деревянного бруска.

Фото №3 В Пояснительная записка Когда мы читаем сказки часто встречаем термины изба печь люлька лавка прялка и т

Стол – одна из основных частей избы. В старину за столом собиралась вся крестьянская семья, сидя на лавках обсуждались все вопросы, при этом лавки служили и местом ночлега крестьян. Стол и лавки изготовлены из палочек от мороженого, склеенных между собой клеевым пистолетом.

На столе стоит самовар, а так же ложки, чашки и кружки. Они выточены из деревянного бруска.

Фото №4 Современным детям сложно представить как жили раньше люди без телевизоров и компьютеров как спали на печке вещи хранили в сундуках малышей укладывали спать в люльки

Обязательным атрибутом русской избы был сундук, в котором хранили одежду и разные вещи. Сундук являлся часто основным и универсальным предметом мебели. Мог исполнять роль стола, стула, кровати и, конечно, — непосредственно хранилища одежды, предметов домашнего обихода, ценностей. Сундук является предшественником и прообразом шкафа.

Мой сундук найден в детских игрушках.

На стенах висят полки для посуды.

Фото №5 Так как эта тема мне интересна я решила изготовить макет

Водопровода не было и воду приносили из колодца на коромысле в ведрах, которые стояли у входной двери на лавке или на стуле. А, чтобы набрать воду из ведра, на нем висел специальный ковш. Коромысло изготовлено из расплющенного кусочка проволоки, ведро изготовлено из палочек от мороженного, ковш выточены из деревянного бруска.

Фото №6 Так же хорошо развивается разговорная речь детей расширяется словарный запас дети получают здесь положительные эмоции учатся воображать

Коромысло – приспособление для переноса ведер, бадеек, корзин. Изготавливалось из липы, осины, ивы, древесина которых отличается легкостью, гибкостью, упругостью. На Руси наиболее широко были распространены гнутые коромысла. Их выгибали из распаренной древесины, придавая форму дуги. Коромысло такого типа удобно располагалось на плечах женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные выемки, почти не качались при ходьбе. Во многих районах России встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелся вырез для шеи. Ведра с водой закреплялись на длинных крючьях, спускавшихся от концов коромысла. Коромысло в виде круглой в сечении палки, с подвижными подвесками-крючьями на концах, хорошо известное в Западной Европе, на Руси встречалось редко.

Ведро – деревянная емкость для переноса воды. На Руси традиционно изготавливалось из еловых, сосновых, осиновых дощечек – клепок. Древесина этих деревьев отличалась легкостью, прочностью, влагоустойчивостью. Она позволяла сделать ведро легким, что очень ценилось, надежным в работе. Обручи, стягивавшие остов ведра в верхней и нижней части, мастерили из ивы, черемухи, сирени, ветви которых были гибкими и крепкими. Ведра всегда делали «в подъем женщине», т. е. такие, чтобы женщина могла легко нести их на коромысле. Стандартная емкость русского ведра – около 12 литров.

Люлька

Малышей укачивали в люльке, которая подвешивалась к деревянной жерди,люлька изготовлена из рогожи.

Фото №7 Макет Русская изба мобильный

Икона

Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Икона взята и распечатана из интернета

Фото №8 Его можно переставлять с места на место по желанию

Крыша

Крыши чаще покрывали соломой, так как крестьяне были ограничены в своих возможностях. Под крышами обычно сушили разные травы для лечения болезней.

Фото №9 Изготовление наглядных пособий для детей макет можно поставить на стол чтобы было удобно играть

Прялка

Фото №10 Публикация Мобильный макет Русская изба размещена в разделах Макеты

Прясть пряжу – это был исконно женский труд. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы. Пряха изготовлена из материалов «Технониколь» и картона.

ЛАПТИ.

Фото №11 Изготовление наглядных пособий для детей Русская изба Русская изба

Лапти — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, берёсты или пеньки). Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти). Лапти изготовлены из рогожи и связаны крючком.

Утюг

Фото №12 Макеты Темочки Цель Расширять представления детей о жизни быте традициях и обрядах русского народа Фото №13 Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей

Старинный чугунный утюг был изготовлен из чугуна., который нужно было нагревать в печи или на огне, или была предусмотрена емкость под раскаленные угли. Утюг изготовлен из жестяной банки из под «Coca Cola».

Керосиновая лампа

Фото №14 Задачи Образовательные Познакомить с устройством крестьянского жилища предметами домашнего обихода их названиями и назначением

Керосиновая лампа - это светильник, действие которого основано на сгорании керосина, продукта, получаемого в результате перегонки нефти. Принцип работы лампы таков: в ёмкость заливается керосин, опускается фитиль. Другой конец фитиля зажат поднимающим механизмом в горелке, сконструированной таким образом, чтобы воздух подтекал снизу. В отличие от масляной лампы, фитиль керосиновой лампы - плетёный. Сверху горелки устанавливается ламповое стекло, необходимое для обеспечения тяги воздуха, а также для защиты пламени от ветра. Керосиновая лампа изготовлена из пробок от шампанского.

В нашей избе поселились куклы – берегини

.

Фото №15 Развивающие Развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян убранством избы

Чаще всего в Древней Руси изготавливались тряпичные куклы-обереги, служившие владельцам на протяжении всей жизни. Обрядовая, или обережная, кукла считалась мощным талисманом во благо рода.

Куклы-берегини делались без применения иголок и ножниц, чтобы они не могли нанести вред своим хозяевам. Нитки обрывались руками или перекусывались зубами. Даже ткань в старину рвали руками. Каждая куколка мастерилась с белым или однотонным лицом, символизирующим чистоту помыслов и одушевление хозяев. В процессе создания приговаривали: «Светлая голова, чистая, наполненная добром и любовью». Славяне никогда не рисовали и не вышивали своим берегиням глаза, рот и нос, чтобы в них не вселились злые духи и не перенеслись злые мысли. Мои куклы изготовлены из ниток.

Новизна этого пособия заключается в том, что для детей такой макет - это своего рода интерактивная игрушка, которую можно применять не только в совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей.

Пособие ориентирует образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми на интересы и возможности каждого ребенка.

Направления работы с пособием:

1) «Русская изба» - беседы: знакомство с историей русской избы, интерьера, домашней утвари, укладом семьи.

2) «Фольклор»: знакомство с устным народным творчеством русского народа – мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, скороговорки, считалки, дразнилки

(театрализация).

3) «Декоративно-прикладное искусство»: знакомство с народными промыслами русского народа.

4) «Народный костюм»: знакомство с русскими народными костюмами.

5) «Преданья старины глубокой»: рассказы детям об истории родного края.

6) Театрализация сказок, сказаний, легенд, потешек, колыбельных.

7) Экскурсия по избе в стихах

8) Самостоятельная игровая деятельность (сюжетно –ролевые игры).

Варианты игр с пособием «Русская изба»:

«Крестьянский быт»

Цель: Учить детей составлять описательный рассказ по теме «Крестьянский быт». Отвечать на вопросы по теме. Обогащать словарь детей за счет слов: изба, печь, ухват, чугунок и другие.

Игровое задание: расскажи, что ты видишь в крестьянской избе.

Правила игры: описать как можно точнее предметы быта, сообща составить рассказ.

«Знакомство с кухонной утварью»

Цель: познакомить с многообразием предметов домашнего обихода русского народа, их названиями и назначением. Закреплять умение различать предметы по характерным признакам.

Игровое задание: найди предметы, которые относятся к кухонной утвари. Правила игры: детям предлагают описание вариантов действий с тем или иным предметом кухонной утвари (В чем варят еду в печи? Этим предметом достают чугунок из русской печи? и т. д.). Дети отгадывают предмет. Возможно в ходе игры использование русских народных потешек, загадок, пословиц.

«Угадай, что спрятали»

Разложить предметы обихода, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; воспитатель убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятали.

«Знакомство с родственными связями»

«Кто живет в семье».

Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи. Приобщать детей к народному фольклору.

Ход игры: дети рассматривают и называют каждого члена семьи.

Пословицы: У реб нка заболит пальчик, а у матери – сердце.

Не нужен и клад, когда в семье лад.

Всякой матери сво дитя мило.

«Кто возле кого?»

Задачи: обогатить речь детей пространственными предлогами; закрепить правильное называние членов семьи, согласовывая слова с предлогами.

Ход игры: вопрос детям: -Кто возле мамы?

- Кто рядом с дедушкой?

-Кто около сестры? И т. д.

«Знакомство с колыбелью, колыбельными песнями».

Цель: - познакомить детей с устным народным творчеством (пестушками, потешками, колыбельными)

Колыбельные:

Баю-баюшки-баю,

Песню тихо я пою.

Спят все звери на земле:

Кто в берлоге, кто в дупле.

А цыплята спят в лукошке.

А бычку приснились рожки.

Не снимает петушок

На ночь красный гребешок.

Баю-баюшки-баю,

Песню тихо я пою.

«Закрепление знакомых сказок».

Цель: развивать речевую активность, художественно-творческие способности, воображение, эмоциональную сферу ребенка дошкольника.

Игровое задание: расскажи сказку, используя макет.

Правила игры: детям предлагаются герои знакомых сказок для самостоятельного обыгрывания сказки с помощью макета русской избы. («Курочка ряба», «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка» и др.). Возможно дополнение героев сказок из различных видов театра.

В режиссерских играх ребенок выступает в роли режиссера, берет на себя все игровые роли своих персонажей, сам себе и окружающим с удовольствием поясняет сюжет. В процессе действия с игрушками ребенок упражняется в общении, во взаимоотношениях. Развиваются речь, мышление, воображение, повышается самостоятельность и активность, проявляются конструктивные и актерские способности. Используя разные предметы, ребенок исследует, получает новые знания.

Режиссерская игра предоставляет детям широкие возможности для самореализации.

Макет русской избы делает доступным внутреннее убранство и знакомит со своими жителями.

В режиссерской игре ребенок остается самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет свое творчество, свои знания.

После детального ознакомления с устройством жилища дети ведут самостоятельные игры по мотиву «жизнь русской семьи». Они погружаются в быт наших предков через игровые ситуации, рассказы, сказки, потешки, пословицы, песенки, загадки, что позволяет им расширять свой кругозор, словарный запас, развивать познавательную деятельность в плане русских традиций и русского быта.

Занятия детей с макетом «Русская изба» – это отличный способ закрепить определённую тему, провести исследовательскую работу, в процессе которой дети участвуют в изучении информации. Такая форма работы способствует лучшему запоминанию. Создание макета позволяет разнообразить работу и повысить познавательный интерес у детей. У них появилась возможность наглядно увидеть, как жили русские люди.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Макет «Русская изба»Дидактическое пособие «Макет «Русская изба» Продолжая изучать с ребятами особенности убранства русской избы, из большой картонной коробки я сделала макет "Русская изба". Мне хотелось.

Конспект НОД по ИЗО «Русская изба»Конспект НОД по ИЗО «Русская изба» Конспект НОД по изо "Русская изба" Цель: знакомство дошкольников с условиями жизни и бытом русского народа. Задачи: Образовательные  .

Макет-лэпбук «Русская изба»Макет-лэпбук «Русская изба» Коробашкина Е. В., Ашурбекова В. В. Дидактическое пособие макет - лэпбук «Русская изба» с наборами: утвари, посуды, мебели, кукол предназначено.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Цель: развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств. Задачи: познакомить детей с предметами быта, постройками,.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Добрый, дорогие коллеги и гости моего блога! Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого, как они жили и.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Предлагаю вашему вниманию макет русской избы своими руками. Хотя мои дети маленькие, первая младшая группа, но мне очень захотелось сделать.

Макет «Русская изба» в средней группеМакет «Русская изба» в средней группе Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи. именно с этой целью мной был подготовлен.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию макет «Русская изба», сделанный из бумаги и картона. Скачайте готовый макет на МААМ Мы его.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию макет "Русской избы», для воспитания у детей интереса к истории жизни и быта русского народа.

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими - то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мобильный макет «Русская изба»
Опубликовано: 21 августа 2022 в 21:50
+262Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД