Макет-лэпбук «Русская изба»

Елена Викторовна Коробашкина
Макет-лэпбук «Русская изба»

Коробашкина Е. В., Ашурбекова В. В.

Дидактическое пособие макет - лэпбук «Русская изба» с наборами: утвари, посуды, мебели, кукол предназначено для детей 4-5 летнего возраста.

Дидактическое пособие познакомит дошкольников с убранством русской избы, укладом русской семьи, а так же традициями русского народа. Дети небольшими группами (до 8 человек) могут самостоятельно организовать режиссерские игры.

В основу разработки данного дидактического пособия положена концепции Н. А. Коротковой и авторская программа «Духовно-нравственного воспитания дошкольников «Тропинкой добра», одна из тем которой «Приглашаем в гости к нам», где воспитанники знакомятся с русской избой, её убранством и утварью.

Методическая разработка может быть использована воспитателями ДОУ при проведении ОД по ознакомлению дошкольников с русской избой, русскими народными сказками, в театрализованной и изобразительной деятельности.

Пояснительная записка

Одна из задач ФГОС ДО «….приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности….»

Наши дети мало получают информации о русской культуре, быте. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и свою культуру.

Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Цель методической разработки: развитие познавательной активности в процессе знакомства детей среднего возраста с русской избой.

Ожидаемый результат

Макет-лэпбук

-познакомит воспитанников с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания;

-разовьет познавательную активность и любознательность через ознакомление с бытом и традициями русских людей;

-активизирует и пополнит словарный запас новыми словами;

-позволит проявить инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

Особенность и новизна данного дидактического пособия заключается в том, что оно включает в себя макет избы, а также лэпбук, который находится на обратной стороне макета. Лэпбук: описание каждого угла избы, загадки и пословицы о русском быте, дид. игры «Назови, что это», «Найди отгадки».

Дети самостоятельно могут трансформировать пособие (построить крышу, потолок, добавить или убрать содержимое, внести экспонаты из «Музея деревянной игрушки»). Изба получилась мобильной, ее можно переставлять с места на место. По желанию пособие можно поставить на стол, пол, выкатную платформу, чтобы было удобно играть.

Данное методическое пособие можно использовать и в работе с детьми старшего дошкольного возраста, соответственно усложнив задачи и добавив материал.

Содержание методической разработки:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня побываем в русской избе.

Посмотрите, ребята, это-горница, так раньше называли комнату.

- На чем сидели хозяева и гости?

Д: На лавках.

В русской избе 4 угла.

Первый угол

Хозяева избы почитали

Красным углом называли.

Гостей в красный угол провожают,

За стол на лавки сажают,

Да хлебом солью угощают.

-Что находится в красном углу?

Д: Иконы.

Само название «красный» угол означает «красивый», «хороший», «светлый». Красный угол" - самое почетное место в доме. Человек, приходящий в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. "Красный угол" старались держать в чистоте и нарядно украшали. Вот и я вас пригласила сюда.

Стол занимал главное место в доме. Он тоже стоял в Красном углу. Он был большой.

- А почему?

Д: Потому что семья была большая.

Стол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом своё место.

- Кто сидел во главе стола?

Центральное занимал глава дома – хозяин.

Другой угол русская печь занимала,

Семью от бед оберегала.

Русская печь необычна,

Для зимы придумана отлично.

Холодной зимой на печи лежали,

Старые да малые бока отогревали.

Внутри печь пустая,

Там топка большая.

Дровами ее заполняли,

Огонь разжигали.

Заслонкой печь закрывали,

Тепло в печи сохраняли.

В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. В ней готовили еду, она обогревала дом, на ней спали дети и старики. А еще в печи даже мыли детей.

-Как вы думаете, чем топили печь?

Д: Дровами.

-В какой посуде готовили русские хозяйки?

Д: В горшках, в чугунках.

- Ой, а как же поставить горшочек, в печке то горячо?

- Для этого использовали ухват. (Показывает ухват).

Третий угол избы напротив печи.

Здесь женщины и девицы

Пряли, ткали

Да детей забавляли.

Этот угол печным называли.

Царством женщины считали,

Здесь хозяюшки колыбельку качали,

В тепле старые да малые обитали.

Возле печки дети играли,

На палатях в тепле спали.

Четвертый угол мужской,

Этот угол не простой.

Здесь лавка – коник стоит,

Инструменты хозяин хранит.

Вечером мужчина на лавке сидит,

Для хозяйства что – то мастерит.

В русской избе было почти все сделано своими руками. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая.

- Чем ели раньше? Какая была посуда?

Раньше ели деревянными ложками, а вилок и вовсе не было.

Воду для чая кипятили в самоваре. Самовар берегли и передавали по наследству.

Воду для самовара приносили вёдрами, используя коромысло.

-Какую одежду носили люди раньше?

Излюбленной одеждой на Руси были рубахи, да сарафаны.

-Где русские хозяйки хранили одежду?

Д: В сундуке.

А сейчас отгадайте мои загадки. А отгадки перед вами.

Загадки:

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.

/Самовар/

В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.

/Печь/

Из русской печи

Кашу из печи тащи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил …

(Ухват.)

Всех накормлю с охотою,

А сама безротая.

(Ложка)

Три братца

Пошли на реку купаться,

Два купаются,

Третий на берегу валяется. (Ведра, коромысло)

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля (Чугунок)

Список литературы

1. Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст / Под ред. Н. А. Коротковой. – М.: Линка-Пресс, 2010.

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

3. Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208с.: ил. – (Первые шаги).

4. Тропинкой добра: программа дополнительного образования детей дошкольного возраста / Е. Л. Шейкова, Е. В. Бычкова, И. Л. Лебедок, Е. В. Коробашкина. – Арзамас: АГПИ, 2012-62с.

Макет-лэпбук «Русская изба»
Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» " Русская изба" Цели и задачи музея. Осуществлять комплексный подход к нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников. Способствовать.

Фотоотчёт «Русская изба»Фотоотчёт «Русская изба» Фотоотчёт «Русская изба» В рамках проведения недели «Культура и традиции русского народа» мы посетили мини – музей, который находится в.

Макет «Русская изба». Видеоотчет Макет русской избы был задуман для того чтобы продемонстрировать как жили люди на Руси. Дети с удовольствием рассмотрели по открывали двери,.

Макет «Русская изба» в средней группеМакет «Русская изба» в средней группе Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи. именно с этой целью мной был подготовлен.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Макет-лэпбук «Русская изба»
Опубликовано: 26 мая 2018 в 23:42
+150Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 57.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Занятие по ФЭМП «Путешествие в страну Смешариков» в средней группе
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с друг другом. ( Слайд «Доброе утро») Кричите там, где это нужно, Кричите громко, дружно, дружно слово Привет!...
Логопедическая ритмика как форма организации здоровьесберегающей работы
С каждым годом, по наблюдениям специалистов, растет количество детей с различными патологиями и особенно речевыми нарушениями ( ФНР, ФФНР, ОНР, моторная...
Познавательно-творческий проект для детей средне-старшей группы «Моя дружная семья»
Вид проекта: краткосрочный познавательно-творческий, коллективный. Сроки реализации проекта: июль. Продолжительность: краткосрочный. Участники проекта:...
Видеоурок «Лето. Поэтапный урок аппликации»
Как сделать аппликацию "Лето" ( поэтапный урок № 4 ) Аппликация -портрет по цветному фону «Лето » 3+ На нашем уроке – по аппликации. Вы научитесь: 1....
Конспект подвижной игры «Самолетики» для младшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Самолетики» Цель игры. Учить детей двигаться цепочкой, обходить препятствия, поднимать руки в стороны. Материал. Игрушечный...