Папки-передвижки

Дидактическое пособие по формированию звуковой культуры речи «Волшебная полянка»

Берестова Юлия Петровна
Дидактическое пособие по формированию звуковой культуры речи «Волшебная полянка»

Авторское дидактическое пособие

по формированию звуковой культуры речи

«Волшебная полянка».

Берестова Юлия Петровна,

воспитатель,

структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области начальной школы

с. Красноармейское муниципального района Красноармейский

Самарской области детский сад "Солнышко"

Цель пособия : формирование звуковой культуры речи.

Публикация «Дидактическое пособие по формированию звуковой культуры речи „Волшебная полянка“» размещена в разделах

Используя пособие можно решать ряд задач:

- закреплять правильное звукопроизношение;

- развивать фонематический слух;

- подбирать слова близкие по звучанию;

- учить называть слова с заданным звуком;

- развивать умение интонационно выделять звук в слове;

- учить детей проводить звуковой анализ слова;

- учить находить одинаковые звуки в словах.

Для организации игровой деятельности дошкольников, с целью развития звуковой культуры речи, мною было разработано дидактическое пособие «Волшебная полянка», которое я хочу представить вашему вниманию.

Описание пособия.

Дидактическое пособие по воспитанию звуковой культуры речи «Волшебная полянка» предназначено для детей 5-7 лет. Пособие можно использовать как с подгруппой детей, так и для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста. Пособие представляет собой полянку, разделённую на две половины (розового и фиолетового цвета). По краю полянки на правой и левой частях расположено одинаковое количество кругов – цветочков (по пять, к которым с помощью липучки крепятся картинки. За полянкой расположено 8 цветочков, к которым так же с помощью липучки крепятся картинки. Для пособия подобраны предметные картинки (на кругах такого же размера, как цветы на полянке). В центре полянки прикреплена двойная стрелка желтого и красного цвета. Так же на пособии расположены кармашки, в которые размещены картинки для игр. Важно регулярно менять картинки, чтобы у детей не потерялся интерес к пособию.

Вариантов заданий при работе с «Волшебной полянкой» множество, начиная от простых: назови слово; покажи стрелочкой самое короткое или самое длинное слово и т. д., до более сложных, где детям предлагается показывать слова на определенный звук; выделить в слове последний звук; назвать и обозначить фишкой первый звук в слове; найти пару слов, отличающихся друг от друга одним звуком и другие.

Вариативность использования дидактического пособия

«Волшебная полянка»

ИГРА «НАЗОВИ И ОБОЗНАЧЬ ФИШКОЙ ПЕРВЫЙ ЗВУК»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове, учить называть обобщающее слово.

Воспитатель раскладывает на цветочки, расположенные на фиолетовой части полянки картинки с изображением фруктов.

Воспитатель. Как одним словом можно назвать то, что находится на фиолетовой части полянки?

Ответы детей.

Воспитатель. Назовите все картинки, выделяя первый звук в слове. Подберите фишку, обозначающую этот звук, и поместите в цветок, на который указывает желтая стрелочка.

ИГРА «НАЗОВИ ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК»

Цель: упражнять детей в выделении последнего звука в слове.

Воспитатель помещает картинки на цветочки, которые расположены на фиолетовой части полянки. Остальные картинки раскладывает на цветочки, расположенные за полянкой и сообщает детям :

Воспитатель. Сейчас я буду указывать красной стрелкой на картинки, а вы будете называть то, что на них нарисовано.

Ответы детей. На картинке нарисована ракета

Воспитатель. Какой последний звук в этом слове?

Ответы детей. Звук А

Воспитатель. Найдите картинку на этот звук.

Ответы детей. Ананас.

Воспитатель. Поместите картинку на цветочек, куда указывает желтая стрелочка.

Затем дети самостоятельно называют предмет, на который указывает красная стрелка, определяют последний звук и из предложенных картинок, выбирают слова, которые начинаются на этот звук.

Например: ракета – ананас; лошадь – дельфин, дом – малина, автобус – слон, карандаш – шапка

ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

Воспитатель помещает картинки на цветочки, которые находятся в левой части полянки. Остальные картинки размещает на цветочках, расположенных за полянкой и сообщает детям :

Воспитатель. Наша полянка разделена на две части. В левой части размещены картинки. Красная стрелка указывает на картинку, а желтая - на пустой цветок справа. На этот цветок нужно поместить картинку, которая звучит сходно с названием предмета, на который указывает красная стрелка.

Воспитатель указывает красной стрелкой на картинку, ребёнок проговаривает это слово и подбирает сходное по звучанию из предложенных картинок.

Например: дрова – трава, коза – коса, рак – мак, жук – лук, грач – врач.

ИГРА «ПОДРУЖИ КАРТИНКИ»

Цель: автоматизация звука Л, развивать логическое мышление.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать картинки.

Воспитатель. Сегодня мы подружим картинки из правой и из левой части полянки, которые можно объединить обобщающим словом или как-то иначе по смыслу.

Воспитатель указывает красной стрелкой на картинку, на которой нарисована ложка.

Воспитатель. Назовите картинку и подберите для неё пару.

Ответы детей. Вилка. Дети проговаривают слова, выделяя звук Л.

Воспитатель. Как можно назвать эти предметы одним словом?

Ответы детей. Это посуда.

Воспитатель. Из слов, на которые указывают обе стрелки, составьте предложение.

Ответы детей. На столе лежали ложка и вилка.

Пример слов: ложка и вилка; стол и стул; белка и волк; кукла и юла, молоток и пила.

ИГРА «НУЖНЫЕ ВЕЩИ»

Цель: автоматизация звука З.

На один из цветочков, расположенных на фиолетовом цвете полянки, прикрепляется картинка – заяц. На цветочках, расположенных за полянкой, воспитатель прикрепляет картинки. Далее ребенок называет все изображённые предметы. Затем ему предлагается для зайки выбрать только те предметы, в которых есть требуемый звук (звук З) и расположить их на цветочки розовой полянки.

Например: зонт, роза, ваза, забор, замок.

Литература

1. Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. ,Старжинская Н. С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. – М. Н. : Нар. Асвета, 1992. -72 с.

2. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 265 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей Примеры занятий Занятие 1 Программное содержание: укреплять артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд»Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд» Цель: 1. Закреплять умение определять указанный звук в словах. 2. Развивать умение определять количество звуков в словах. 3. Развивать.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Звуковой фланелеграф»Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Звуковой фланелеграф» Многофункциональное пособие позволяет в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, слогов и слов, развить фонематический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическое пособие по формированию звуковой культуры речи «Волшебная полянка»
Опубликовано: 15 ноября 2023 в 23:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД