Адаптация детей раннего возраста

Елена Матвеева
Адаптация детей раннего возраста

Проблема адаптации ребенка к изменившимся условиям жизни была и остаётся актуальной в наше время. Эта проблема занимает умы научных и практических работников. Особенно актуальна тема адаптации в раннем возрасте, когда ребенок из семейной стабильной среды переходит в другую, подчас более агрессивную среду. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, где всё так незнакомо. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. В результате нарушаются сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, все это сопровождается соматическими заболеваниями, подчас переходящими в хронические. Именно поэтому, насколько быстро и менее болезненно пройдет процесс адаптации, настолько благополучным будет состояние ребенка и его здоровья.

Дети, которые первый раз приходят в детский сад, очень эмоциональны и впечатлительны, постоянно испытывают потребность в любви и поддержке.

В связи с этим в нашем детским саду была разработана система, с учётом требований ФГТ, по адаптации детей, поступивших в детский сад. Основной целью системы является, ранняя социализация детей, позволяющая обеспечить их успешную адаптацию в детском саду.

Малыш уже многое умеет делать сам, а еще большему он может научиться делать с помощью взрослых. Поэтому передо мной стояли основные задачи адаптационного периода:

-охрана психического и физического здоровья детей;

- формирование способов общения со взрослыми и сверстниками;

-установление контакта с родителями, с целью полноценного развития ребенка.

В основе адаптационного периода я использовала сказки, потешки, стишки, песенки - это развивает интеллект и духовные качества ребёнка, успокаивает его, способствует созданию доверительных отношений. Малыши очень любят быть «котятами», «зайчиками». Они с большим удовольствием принимают образы животных, играя в сказку. Так же я использую музыкальное сопровождение, как терапевтическое средство успокоения. Ежедневно в своей работе использую физкультминутки, пальчиковые игры, их систематическое использование способствует развитию мыслительной деятельности, памяти и внимания.

В течении дня находила время, чтобы доставить детям радость, выполняя упражнения: потянулись как кошечка, попрыгать как зайчики, наклоняться как неваляшки, походить как уточка, помахать крылышками как птичка. К тому же это очень важно для развития и укрепления опорно-двигательного аппарата.

Родителям предлагала рекомендации по проведению различных гимнастик, упражнений проводимых в домашних условиях, советую литературу, консультирую родителей по проблемам, возникающим в процессе адаптации.

Когда дети уже начинали привыкать, я стала использовать дифференцированный подход в организации игр по подгруппам.

На мой взгляд, в особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

1) «Собирание сокровищ».

2) «Кто в кулачке?».

3) «Игра с кистями рук».

Данные игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному, ребенку.

1) «Покатаемся на лошадке».

2) «Игра с куклой».

3) «Соберем игрушки».

Дети 2-3 лет могут с интересом наблюдали друг за другом, прыгали, взявшись за руки, и при этом оставались совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Мы взрослые должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период, а помогают в этом игры:

1) «Передай колокольчик».

2) «Зайка».

3) «Мяч в кругу».

4) «Мы топаем ногами».

В связи с проведенной работой с учетом ФГТ, и в совместной работе с родителями, у детей легче протекает адаптационный период, они быстрее привыкают, охотно посещают детский сад.

Публикации по теме:

Благоприятная адаптация к детскому саду с помощью устного народного творчества Детский фольклор, как часть фольклора, представляет собой произведения, обращенные к детям, а также произведения, бытующие среди детей и.

Статья «Адаптация детей раннего возраста в детском саду» Кирилова А. Ю. воспитатель МДОУ д/с №62 г. Тверь Адаптация детей раннего возраста в детском саду Проблема адаптации человека к изменившимся.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Адаптация детей раннего возраста
Опубликовано: 4 января 2014 в 13:45
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет в старшей группе «Здравствуй, Дедушка Мороз»
Всем коллегам и просто вольным пользователям нашего прекрасного и познавательного образовательного портала МААМ добр го вечера! Хочется поделится и...
Лэпбук «Город Асбест на Урале».
Доброго выходного дня, уважаемые маамовцы! Представляю Вашему вниманию мой новый лэпбук "Город Асбест на Урале" Город Асбест- это жемчужина среднего...
Лэпбук по экологии
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию первый мой лэпбук. Лэпбук, как известно - это картонная папка, в которой собран...
Мастер-класс по конструированию из бумаги  «Лягушка»
Предлагаю Вашему вниманию игрушку, сделанную из цветной бумаги. Материал для работы: квадрат – зелёного цвета 10 * 10 см. ; клей карандаш; ножницы; цветная...
Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе «Путешествие по станциям»
Цель: обобщить знания детей к концу учебного года по ФЭМП , познавательному развитию и конструированию, закрепить знания детей о цифрах, учить соотносить...