МААМ-картинки

Доклад из опыта работы на тему: «Использование Блоков Дьенеша в целях подготовки мышления детей к усвоению математики»

Нина Голоденко
Доклад из опыта работы на тему: «Использование Блоков Дьенеша в целях подготовки мышления детей к усвоению математики»

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной современной жизни. И, поскольку развитие общества носит динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.

Публикация «Доклад из опыта работы на тему: „Использование Блоков Дьенеша в целях подготовки мышления детей к усвоению математики“» размещена в разделах

Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач и выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка; ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Развитие логического мышления возможно посредством игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша. Блоки Дьенеша – это самое известное пособие, это развивающая технология. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Логические блоки Дьенеша являются уникальным по своим возможностям дидактическим материалом.

Итак, давайте вместе заглянем в коробку и ознакомимся с его содержимым.

Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

48 геометрических фигур

четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

трех цветов (красный, синий, желтый);

двух размеров (большой, маленький);

двух видов толщины (толстый, тонкий)

Игровые упражнения по данной методике доступно знакомят детей с математическими представлениями, способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.

С Блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.

Игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

• для развития умения выявлять и абстрагировать свойства

• для развития умений сравнивать предметы по их свойствам

• для развития действий классификации и обобщения

• для развития способности к логическим действиям и операциям

КАК РАБОТАТЬ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

1. Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры - потрогать, перебрать, подержать в ручках - и поиграть с ними.

2. Постепенно дети овладевают сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями

ИТАК, найдите и покажите

- маленькие фигуры

- фигуры такого же цвета, как эта (желтая фигура).

- Затем можно попросить ребенка дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; далее распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.

3. Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами

Задание:положить перед собой все круги (чем похожи и чем отличаются)

4. На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам.

На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам.

• Например, им предлагается найти и показать любой квадрат. Затем положить на стол все квадраты. Среди 48 блоков различной формы дети находят только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству (по форме).

• Далее предлагается найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т. е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме).

• После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, например - квадратный синий большой блок. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер).

• И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам. Например - квадратный синий большой толстый блок. (цвету, форме, размеру, толщине).

В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.

5. На новом этапе детям предлагаются игры и упражнения, где свойства блоков изображены на карточках.

• Так, цвет изображается пятном.

• Величина – силуэтом домика (большой, маленький).

• Форма – соответственно контурами фигур.

• Толщина – условным изображением человеческой фигуры (тонкий, толстый).

Имеются и карточки с отрицанием свойств (не синий….)

Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором дидактического материала.

В игру включается соревновательный элемент. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

Предложить педагогам (красный, не маленький, тонкий круг)

Подобные игры позволяют моделировать такое понятие, как кодирование и декодирование информации, важное не только в математике, но и в информатике.

6. После того, как дети познакомятся со знаками, можно вводить игры на заполнение таблиц.

7. И наконец наиболее сложные задачи на разбиение по свойствам. Вариантом таких игр являются игры с обручами.

При подготовке дошкольников к подобным играм нужно сформировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии.

Расположить внутри синего обруча все круглые блоки, а внутри красного обруча – все красные.

Необходимо ответить на вопросы: (беседа)

Какие блоки лежат внутри синего, но вне красного обруча?

Внутри красного, но вне синего

Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову». Но прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени –это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он вырос из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянуться к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Для занятий с блоками Дьенеша можно также использовать альбомы, предназначенные для разных возрастов. Так, для детей 2-3 лет подойдет альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких». Накладывая разноцветные блоки на красочные рисунки в альбоме, малыш научится соотносить плоскостные изображения с объемными фигурами. Рисунки в альбоме могут служить схемами для составления фигур из блоков на столе или на полу. С детьми постарше провести занятия Вам помогут пособия «Давайте вместе поиграем» (3-7 лет); «Поиск затонувшего клада»(5-8лет).

Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если вы дополните их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насытите» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности, научите догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит:«Ум без догадки и гроша не стоит

Публикации по теме:

«Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша» Актуальность. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Доклад из опыта работы: «Нетрадиционные способы аппликации — как средство развития мышления у детей»Доклад из опыта работы: «Нетрадиционные способы аппликации — как средство развития мышления у детей» В работе с детьми отдаю большее предпочтение занятиям изобразительной деятельностью. Наблюдения за детьми показали, что занятия изодеятельностью.

Доклад «Использование блоков Дьенеша на занятиях с детьми дошкольного возраста» Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях с детьми дошкольного возраста». # В дошкольной педагогике существует множество.

Итоговое занятие по развитию логического мышления детей при помощи логических блоков Дьенеша «Грузовик»Итоговое занятие по развитию логического мышления детей при помощи логических блоков Дьенеша «Грузовик» Конспект НОД по теме: «Грузовик» Цель: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии, закреплять.

НОД по формированию логического мышления в старшей группе с использованием блоков Дьенеша «Путешествие по Черному морю»НОД по формированию логического мышления в старшей группе с использованием блоков Дьенеша «Путешествие по Черному морю» КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЧЕРНОМУ МОРЮ». ЦЕЛЬ.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью логических блоков Дьенеша Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации. Дети с умственной отсталостью,.

Система работы по обогащению сенсорного опыта дошкольника среднего возраста посредством использования блоков Дьенеша В настоящие время реализуется новая концепция дошкольного воспитания (ФГОС, идёт поиск неординарных, альтернативных путей, методов, технологий.

Статья «Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни»Статья «Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни» Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания.

Самообразование в ДОУ «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Тема по самообразованию в ДОУ: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Актуальность:.

Планирование по самообразованию «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Тема по самообразованию в ДОУ: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Задачи на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад из опыта работы на тему: «Использование Блоков Дьенеша в целях подготовки мышления детей к усвоению математики»
Опубликовано: 6 декабря 2017 в 17:06
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД