МААМ-картинки

Формирование первичных экологических представлений посредством проектной деятельности у детей раннего возраста

Елена Щеглова
Формирование первичных экологических представлений посредством проектной деятельности у детей раннего возраста

Доклад на педсовете «Формирование первичных экологических представлений посредством проектной деятельности у детей раннего возраста»

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, в дошкольном детстве.

Публикация «Формирование первичных экологических представлений посредством проектной деятельности у детей раннего возраста» размещена в разделах

Экологическое образование дошкольников – это формирование у детей экологического сознания, экологической культуры и способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Именно в этом возрасте ребенок-дошкольник учится чувствовать красоту родного края, красоту земли, и осознаёт свою ответственность за охрану природы.

Интерес и любовь к окружающему миру формируется на экологических примерах своего региона. Общение детей с природой родного края, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее.

Основа воспитания экологически грамотного человека – это не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой, внутреннего сознательного отношения к природе. Важно, чтобы все участники образовательного процесса это понимали и активно участвовали в экологическом воспитании дошкольников.

Экологическое воспитание должно начинаться с первых дней поступления ребенка в детский сад. Эта та образовательная область, которая способна объединить разные сферы воспитательно-образовательной деятельности вокруг темы познания ребенком окружающего мира. Системная работа позволяет формировать не только знания, но и экологическую культуру дошкольников. Для детей раннего и младшего возраста особенно важен комплексный подход, так как он дает возможность малышу многократно в разных видах деятельности повторить изучаемый материал, закрепить его в практической деятельности.

Цели:

- Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения

устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Формирование первичных представлений о природном многообразии; элементарных экологических представлений; о том, что человек часть природы, он должен беречь природу. Воспитание любви к природе.

Задачи:

- Знакомить с доступными явлениями природы.

- Учить узнавать и называть в натуре и на картинке, в игрушках домашних животных и птиц (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей.

- Учить узнавать на картинках и в игрушках некоторых диких животных и называть их (медведя, зайца, лису и др.).

- Учить детей наблюдать за объектами природы (птицами на улице, рыбками в аквариуме, насекомыми).

- Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

- Помогать замечать красоту природы детям в разное время года.

- Воспитывать бережное отношение к животным.

- Учить основам взаимодействия с природой.

Ожидаемый результат:

- Дети проявляют любопытство и активный интерес к познавательно-

исследовательской деятельности, объектам и явлениям природы.

- Имеют первичные представления об экологических понятиях соответственно возраста (сезонные изменения в природе, животный и растительный мир, объекты неживой природы др.).

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических.

Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования.

Методика работы с детьми 2-3 лет по экологическому воспитанию

Воспитательно-образовательная работа с детьми второй группы раннего возраста осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: занятий, прогулок, наблюдений, игр, индивидуальных бесед с детьми и т. д.

Необходимо формировать у детей интерес к природным объектам, доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональную отзывчивость на общение с ними. Следует учить детей нормам и правилам поведения в окружающей обстановке; в процессе совместных игр формировать у них доброжелательное отношение к сверстникам и умение взаимодействовать друг с другом. Следует поощрять поступки малышей, направленные на оказание помощи другим детям.

Ознакомление с природой нужно начинать с ближайшего окружения. Для этого следует создать необходимые условия в групповой комнате и на участке детского сада. С помощью игрушек и картинок можно познакомить детей с домашними животными — кошкой, собакой, коровой; научить узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака с щенятами, корова с телятами). Следует развивать у детей интерес к животным, желание рассматривать их в действительности и на картинах; формировать доброжелательное отношение к ним. При рассматривании картин, на которых изображены животные, можно задать следующие вопросы: «Кто нарисован на картине? Что делает кошка (собака, корова? Что имеется у животного на голове? Как называются детеныши кошки (собаки, коровы? Какого они цвета? Что делают котята (щенята, телята? Что любят кушать кошка и котята (собака и щенята, корова и телята? Как кошка и котята мяукают (собака и щенята гавкают, корова и телята мычат?».

Вопросы должны быть краткими и понятными детям. Педагог должен делиться с детьми своими впечатлениями от встреч с домашними животными. Если дома есть кошка или собака можно попросить его рассказать о них; спросить, какого они цвета, чем питаются, как их зовут. Побеседуйте с детьми о том, как нужно заботиться о домашних животных.

В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе детского сада активно используется метод проектов.

Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении.

Педагог представлял образовательный процесс как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность всегда носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители.

Родители являются непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Проектная деятельность - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Разработка экологических проектов

Значимую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

В современных условиях проектное обучение рассматривается как развивающее, базирующееся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.

Основы проектного обучения были разработаны и апробированы американским ученым Джоном Дьюи (1859-1952).

Высокий уровень поисковой активности – это видовое отличие человека.

Проект, который исполняют дети, отмечает Д. Дьюи, должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Тогда будет осознаваться необходимость знаний, и они будут лучше усваиваться.

Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т. е. развиваться интеллектуально. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др.

Таким образом, мы можем сформулировать основные теоретические позиции проектного обучения следующим образом:

В центре внимания – ребенок.

Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.

Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.

Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Проекты можно классифицировать по следующим основаниям:

1. Доминирующая в проекте деятельность:

исследовательский проект (например, «Дерево», «Птицы нашего края» и др.);

практико-ориентированный (например, «Праздник у ворот» и др.);

творческий (например, «Цветы в вазе», «Сказки наоборот» и др.);

игровой (например, сюжетно-ролевая игра «Колобок и его друзья» и др.).

2. Предметно-содержательная область:

монопроект (в рамках одной области знаний, одного раздела программы);

межпредметный (несколько разделов программы, несколько областей знания).

3. Характер контактов:

среди детей одной группы;

среди детей нескольких групп;

среди детей дошкольного образовательного учреждения, района и т. д.

4. Количество участников проекта:

индивидуальный;

парный;

групповой;

коллективный.

5. Продолжительность проекта:

краткосрочные (1 или несколько занятий – до 1 месяца);

среднесрочный (от 1 месяца – до 2- 3 месяцев);

долгосрочный (от 3 месяцев – полугодовой и дольше).

Реализация проектного обучения на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром людей (сверстниками, воспитателем и др., партнера, консультанта.

Планируя внедрение технологии проектного обучения в систему образовательной работы с детьми, следует соблюдать следующие требования к ее использованию:

- Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи.

- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

- Самостоятельная деятельность детей.

- Структурирование содержательной части проекта.

- Использование исследовательских методов («мозговой штурм», эксперименты, опыты, наблюдения и др.).

Безусловно, что, говоря о самостоятельной деятельности детей, следует делать поправку на их возраст. Е. Евдокимова выделяет три уровня проектной деятельности дошкольников.

1. Подражательно-исполнительский (3,5-5 лет).

Данный уровень характеризуется отсутствием у ребенка жизненного опыта, недостаточным уровнем развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит взрослому.

Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности). Осуществление проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне. Его увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в планирование деятельности, реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживание результата. Первые попытки детей самостоятельно решить проблему нужно замечать и поощрять: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!».

2. Развивающий (5-6 лет).

К концу пятого года жизни дети уже накапливают определенный социальный опыт: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности; развивается самостоятельность, произвольность; самоконтроль и самооценка, они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки и поступки сверстников. Дошкольники принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой для проекта. Помощь взрослого незначительна, дифференцирована.

3. Творческий (6-7 лет).

К концу шестого и на седьмом году жизни интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития опыта.

Педагогу следует помнить, что проективные умения детей могут формироваться и развиваться лишь в их активной деятельности.

Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдение определенной последовательности этапов:

Выбор темы проекта, его типа, количества участников.

Постановка проблемы.

Постановка цели.

Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.

Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.

Промежуточное обсуждение полученных данных.

Защита проектов.

Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.

Тему и проблему формирует либо педагог, опираясь на интересы детей, а дети принимают ее; либо дети при помощи наводящих вопросов взрослого.

Пример экологического проекта «Елочка зеленая в гости к нам пришла»

Краткое содержание проекта:

Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей всех участников проекта в совместной деятельности через знакомство с елочкой и приобщение к традициям новогоднего праздника.

Тип проекта:

По количеству – групповой

По содержанию – интегрированный

По продолжительности – краткосрочный

По доминирующему виду проектной деятельности – творческо-познавательный

Основные формы работы: изготовление украшения к празднику; художественное творчество; экспериментирование; решение проблемных ситуаций; игры; наблюдение; рассматривание; экскурсия; слушание; исполнение; выполнение музыкально-ритмических движений; чтение; театрализованная деятельность.

Методы и приемы: словесные, наглядные, игровые, практические, активные, проблемного изложения, исследовательские, беседы, дидактические игры.

Продукт проектной деятельности: выставки детского творчества («Вот какая ёлочка»; «В зимнем лесу», «Ёлочные игрушки», «Огоньки на ёлочке», «Ёлочка», «Украсим ёлочку шарами»); новогодний праздник; конкурс-выставка «Мастерская Деда Мороза».

Области развития: Познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Участники проекта/ возраст детей: дети 1,5 – 3 лет, педагоги, родители

Приблизительная продолжительность проекта: 2 недели

Задачи детям:

1. Познакомить с новогодним праздником и главными его атрибутами: елочкой, Дедом Морозом, Снегурочкой.

2. Формировать эмоциональный опыт празднования новогоднего праздника.

3. Знакомить с сенсорными эталонами: цветом, величиной, формой в ходе игровой, познавательно-исследовательской, художественной деятельности.

4. Способствовать развитию речевых, музыкальных и двигательных умений.

5. Развивать интерес и любовь к природе и окружающему миру.

родители:

1. Создать в ходе реализации проекта атмосферу праздника, вызвать у всех участников положительные эмоции.

2. Пополнить пространственную предметно-развивающую, познавательно- исследовательскую среду.

3. Помогать в подготовке детей к новогоднему празднику: разучивание стихотворений, песен.

4. Способствовать педагогическому просвещению в вопросах отечественных традиций и организации новогоднего праздника для детей раннего возраста.

Результаты:

дети:

- Имеют представление об отличительных особенностях живой, искусственной, игрушечной елки; о бережном отношении к елочке.

- Имеют представление о Деде Морозе и Снегурочке, отечественных традициях празднования Нового года.

- Умеют экспериментировать с разными доступными по возрасту материалами и способами в моделировании елочки и изготовления украшений для елочки.

- С удовольствием исполняют новогодний музыкально-художественный репертуар.

родители: - Принимают активное участие в реализации проекта.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Откуда пришла елочка?

Проблемные вопросы в ходе реализации проекта:

Где растет елочка?

Чем отличается живая елочка от искусственной?

На какой праздник приходит елочка?

Кто приносит елочку детям?

Чем можно порадовать елочку?

Как нарядить елочку к празднику?

Формы, методы, приемы оценки/рефлексии

До работы над проектом: рассматривание книжки М. Приходкина «Ёлочка»,

З. Александрова «Дед Мороз», «Волшебница зима» И. Гурина.

Рассматривание иллюстраций «Ёлочка в разные времена года», «Ёлка в лесу», «Новогодняя Ёлочка»; ситуативная беседа «Когда к детям приходит ёлочка?»,

«Ель красавица наших лесов»; «С кем дружит ель?»; «Почему у ёлки колкие иголки?»; «Скоро Новый год»; беседы «Кто может обидеть ёлочку?»; «Зачем нужны ели?»; «Как можно сберечь ёлку?» «Где живёт живёт ёлочка?»

В ходе проекта: вечерние беседы с елочкой; оформление группы и

ёлки к празднику Нового года.

Итоговая презентация: Новогодний праздник; конкурс- выставка «Новогодние фантазии».

Предварительная работа:

Подбор иллюстративного материала по теме; настольно-печатных; дидактических игр; музыкально-художественного материала.

Рассматривание иллюстраций; чтение произведений; беседа.

Материалы и оборудование:

Материалы для художественного творчества и детского экспериментирования; театральные костюмы; декорации к театрализованной деятельности; видео и аудиоматериалы; живая еловая ветка; разнообразные искусственные елки; новогодние игрушки и украшения; сюжетные игрушки Деда Мороза и Снегурочки; печатная продукция; художественная литература для чтения; наглядный и раздаточный материал; дидактические игры.

Программное и методическое обеспечение, в том числе интернет-ресурсы:

Н. Ф. Губанова. «Развитие игровой деятельности, 2008г».

В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада, 2014г».

М. Ю. Картушина «Забавы для малышей».

Л. Н. Смирнова. «Развитие речи у детей 2-3 лет».

А. Н. Фролова «Умственное воспитание детей раннего возраста».

Н. А. Карпухина «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада».

С. Кантор «Развивающие игры от 1 до 3 лет».

О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой, система работы в первой младшей группе детского сада».

Е. В. Кириллова «Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста, 2010».

Л. А. Горохова; Т. Н. Макарова «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ, 2005».

Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет, 2008».

Т. Н. Доронова; С. Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре, 1992».

Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада, 2004».

О. П. Власенко; Т. В. Ковригина; В. Н. Мезенцева; О. В. Павлова (Комплексные занятия) «от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы; Т. С. Комаровой; М. А. Васильевой.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование первичных экологических представлений посредством проектной деятельности у детей раннего возраста
Опубликовано: 23 января 2024 в 21:08
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД