Папки-передвижки

Игра как средство воспитания детей с ОВЗ

Светлана Афанасьева
Игра как средство воспитания детей с ОВЗ

Доклад на тему:«Легко и весело!»

(Игра, как средство воспитания детей с ОВЗ)

воспитателя МБДОУ №19 "Звездочка"г. Альметьевск

Для успешного воспитания детей с ОВЗ необходимо пробудить их интерес к занятиям, мобилизовать их внимание и переключение с одного вида деятельности на другой, активизировать их деятельность через игры (познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивные и др.). Несмотря на такое разнообразие игр, практически любая игра носит познавательный характер.

Публикация «Игра как средство воспитания детей с ОВЗ» размещена в разделах

Мы хотим добиться какого то результата, чтобы ребенок усвоил умения и навыки, пожалуйста: игра вам придет на помощь. Но игра должна быть востребована ребенком, ему должно быть комфортно, интересно, весело. Почему же так происходит? А потому что игры несут разнообразие в процесс обучения, наполняют жизнь ребенка радостными переживаниями, эмоционально обогащают его, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности.

Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;

Развитие эмоционально- волевой сферы;

Обогащение представлений об окружающем мире;

Формирование коммуникативных навыков;

Формирование культурного поведения;

Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

Цель – создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в макромире, для коррекции и развития личности.

Для решения поставленных целей и задач во внеурочное время использую следующие игры:

а) – дидактические;

б) – сюжетные;

в) – ролевые;

г) – театрализованные;

д) – подвижные;

е) – конструктивные.

Каждый вид игры выполняет определённые функции.

1. Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.

2. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.

3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа.

4. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т. к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.

5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

Игра – понятие многогранное. Игра сейчас встаёт в строй самых насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства. Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности.

Игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующих систем, и практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой человеческой активности.

Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.

Наиболее важные функции игры:

1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.

2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.

3 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.

6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.

7 – Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.

Какие бы формы игры не были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:

1) Игра должна содействовать сплочению коллектива.

2) Иметь познавательное значение.

3) Активизировать общественную деятельность детей.

4) Обеспечивать мыслительную активность участников игры.

5) Создавать условия для детского творчества.

При проведении игры необходимо помнить, что игра должна исключить даже малейшую возможность риска, угрожающую здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила (если это подвижные игры, выполнить которые нелегко.

Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны.

Игра не должна быть слишком азартной, унижать достоинство играющих. Ребята должны понимать смысл и содержание игры, её правила, усвоить идею каждой игровой роли.

Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, её выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития и кругозора.

Конец игры должен быть результативным – победа, поражение или ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержательным.

Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой.

Игра требует столь же внимательного отношения к себе, как и другие средства воздействия на ребят с отклонениями развития.

Организуя познавательную игру, не стоит забывать и о зрителях (болельщиках).

Таким образом, какая бы не проводилась игра, мы должны помнить – педагог всегда должен стремиться зажечь искорку интереса к той или иной области знаний.

Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлечённости, пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее ярко и интересно пройдет игра.

Всегда помнить, что игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир.

Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет игровая деятельность, которая в жизни ребёнка продолжает занимать первостепенное место с первого класса.

Публикации по теме:

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей»Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей» Доброе время суток, дорогие друзья! Нам посчастливилось отдыхать в чудесном уголке нашей области-санатории «Снежка». Красота, уникальность.

Фотоотчет «Здоровьесберегающие технологии как средство воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни» Я не боюсь еще раз и еще раз повторить: Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Игра как средство воспитания младшего школьника Игра — это ведущий вид деятельности младших школьников. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формирующихся.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Дидактическая игра как средство патриотического воспитанияДидактическая игра как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство воспитания детей с ОВЗ
Опубликовано: 15 октября 2020 в 20:44
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД