МААМ-картинки

Особенности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников

Наталия Аникина
Особенности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников

Тема, которую мы взяли для исследования, на сегодняшний день является актуальной. У детей к старшему дошкольному возрасту должна быть сформирована полноценная речь, что является необходимым условием их успешного обучения в школе. Однако анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показывает, что количество детей имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточно развитого звукопроизношения и фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно в овладении письмом и чтением. Кроме того недостаточно ясная речь затрудняет отношения с окружающими, влияет на личность ребёнка, ведёт к возникновению у детей закомплексованности, мешая им в полной мере раскрыть свои способности и интеллектуальные возможности. Поэтому важно своевременно выявлять и исправлять различные нарушения звукопроизношения у детей.

Публикация «Особенности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников» размещена в разделах

В связи с этим была поставлена цель данного исследования – изучить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования явились особенности речи детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования – состояние звукопроизносительной стороны речи у детей 5-6 летнего возраста.

Гипотеза данного исследования такова:

1. Своевременное и качественное выявление нарушений звукопроизношения у детей позволяет эффективно снизить уровень речевой патологии.

2. Нарушения в строении речевого аппарата и его моторики не позволяют формироваться чётким и правильным кинестезиям, необходимым при становлении звукопроизношения.

3. Недоразвитие фонематического слуха тормозит процесс формирования правильного произношения звуков у детей.

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой данного исследования, нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научно- методическую литературу по данной проблеме;

2. Выявить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста;

3. Обследовать состояние звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста;

4. Разработать рекомендации для родителей по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Для решения этих задач был проведён теоретический анализ научно – методической литературы по данной проблеме, который показал, что в онтогенезе развитие и становление звукопроизносительной стороны речи происходит постепенно, в определённой последовательности по мере созревания речеслухового и речедвигательного анализаторов и тесно связано с развитием фонематического слуха. В норме к пяти годам у ребёнка должна быть полностью сформирована звукопроизносительная сторона речи. Но существует множество причин (биологических и социальных, которые отрицательно сказываются на формировании правильного звукопроизношения у детей, и 5-6 летние дети продолжают неправильно произносить звуки речи.

Данная проблема определила необходимость проведения констатирующего эксперимента, целью которого явилось:

1. Выявить у дошкольников нарушения в строении артикуляционного аппарата;

2. Выявить степень подвижности органов артикуляционного аппарата, умение выполнять упражнения в статике, в движении;

3. Выявить нарушения звукопроизношения : обследовать умение детей произносить звук изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи;

4. Выявить особенности фонематического восприятия – как дети воспринимают звуки на слух и как они их различают.

Диагностической основой нашего экспериментального исследования явилась методика А. В. Лопатиной.

Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ № 133 «Одуванчик». В экспериментальном исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения звукопроизношения, посещающими логопеда детской поликлиники: пять мальчиков и пять девочек.

Приступая к обследованию мы познакомились с данными медицинской документации и сделали вывод, что физический слух всех исследуемых детей соответствует норме, интеллект соответствует возрасту.

Было проведено анкетирование родителей для сбора анамнестических данных, из которых мы сделали вывод о том, что серьёзной патологии раннего физического развития ни у кого из детей не наблюдалось. Особенности в том, что двое детей рождены через кесарево сечение, остальные – естественным путём. Раннее речевое развитие происходило с опозданием только у одного ребёнка экспериментальной группы.

Далее проводилось обследование анатомического строения артикуляционного аппарата, где выяснилось, что только у одного ребёнка нет нарушений в строении органов артикуляции, а у 90% детей в т ой или иной степени присутствуют отклонения (короткая подъязычная уздечка, неправильный прикус, редкие зубы, узкое нёбо). Это можно увидеть на рисунке 1.

При обследовании артикуляционной моторики мы предлагали детям выполнить ряд упражнений: «Улыбка – Хоботок», «Лопаточка», «Часики», «Горка», «Качели», «Лошадка».

При выполнении данных упражнений выяснилось, что у 100% детей есть отклонения в подвижности органов артикуляции. В основном нарушения проявлялись в том, что язык и губы были малоподвижны.

Следующим этапом было обследование состояния звукопроизношения, где детям предлагалось 4 задания:

1. Произнести звук изолированно;

2. Повторить слоговые ряды – прямые и обратные;

3. Назвать картинку, где звук слышится в начале, в середине, в конце слова;

4. Повторить стихотворение.

Подводя итог всех выполненных заданий, выяснилось, что самые большие трудности у детей вызывает произношение сонорных звуков [р], [р`], [л] – это 35% от всех нарушений, а также шипящих звуков – 38% от всех нарушений. Произношение звука [л`] – у всех детей в норме.

Это представлено на данной диаграмме.

Самым распространённым нарушением среди исследуемых детей наблюдалось искажение шипящих и сонорных звуков, также присутствовали замены на другой звук и пропуск звука.

О состоянии звукопроизношения у детей ЭГ можно судить по данной диаграмме.

На высоком уровне – 20% детей

На среднем уровне – 60% детей

На низком уровне – 20% детей

Далее нам было необходимо провести обследование состояния фонематических функций у детей.

Для этого детям было предъявлено 2 задания:

1. «В каком слове слышится звук»

2. «Назови первый и последний звук в слове».

Проведённые диагностические задания дают основание сделать вывод, что у 80% детей экспериментальной группы фонематическое восприятие нарушено (средний и низкий уровень, у 20% детей – фонематический слух в норме.

Таким образом по результатам констатирующего эксперимента, исходя из данных всестороннего логопедического обследования мы сделали вывод, что у 20% детей наблюдалось простое мономорфное нарушение звукопроизношения, т. е. нарушено произношение звуков одной артикуляционной группы – сонорных (2х-3х звуков). Кроме того у этих детей присутствуют механические повреждения артикуляционного аппарата, фонематический слух в первом случае страдает, во втором – не нарушен.

У 80% детей ЭГ определилось сложное полиморфное нарушение, т. е. нарушено произношение большого количества звуков (от 5 до 14) из разных артикуляционных групп (в основном шипящих и сонорных). Кроме того у этих детей отмечалась неточность, малоподвижность органов артикуляции, затруднения в переключении с одного движения на другое. Дети затруднялись в произношении слов, где звук стоит в разной последовательности, в произнесении многосложных слов.

К тому же у этих детей выявлено значительное снижение фонематического восприятия. Это дети среднего и низкого уровня. Причём у 20% детей кроме всего перечисленного страдает и лексика и грамматика.

Исходя из полученных данных, подводя итог констатирующего эксперимента мы сделали вывод, что из всех детей экспериментальной группы – 80% детей- с фонетико-фонематическим недоразвитием;

20% детей- с наличием только фонематического дефекта.

У одного ребёнка было выявлено общее недоразвитие речи. Данный ребёнок был направлен на медико-педагогическую комиссию.

Для успешности и результативности логопедической работы одной из важных наших задач было убеждение родителей в необходимости регулярных посещений детьми логопедических занятий, в выполнении домашних заданий, в осуществлении контроля за речью ребёнка.

Т. о. результаты проведённого исследования в констатирующем эксперименте доказывают то, что дети с нормальным физическим слухом очень часто испытывают трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи. К тому же нарушения в строении речевого аппарата и его моторики тормозят процесс становления звукопроизношения.

Таким образом цель данного исследования – изучить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста была достигнута. Задачи решены. Гипотеза нашла своё экспериментальное подтверждение.

Публикации по теме:

Формирование звуковой стороны речи младших дошкольников. .

Нравственное воспитание и психологические особенности старших дошкольников в процессе формирования межличностного общения Базовая концепция дошкольного образования в Российской Федерации определяет главные задачи дошкольного образования – помочь ребенку в овладении.

Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня. Актуальность нашего исследования обусловлена.

Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня Речь человека, как психическая функция, имеет тесную взаимосвязь с языком, является средством выражения норм языка и его законов. Мельчайшей.

Особенности графомоторного навыка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Профессор Р. Е. Левина, изучая тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала категорию детей, у которых наблюдалась недостаточная.

Особенности развития познавательной активности у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным искусством Активность – предмет исследования различных наук, естественных и общественных. Каждая наука исследует специфические для нее закономерности.

Особенности усвоения детьми младшего дошкольного возраста звуковой стороны родной речи Ребенок начинает осваивать звуки на первом году жизни, когда овладевает слуховым и речевым аппаратами. Лепет появляется при определенном.

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Цель: Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

ЭОР и особенности их использования в непосредственной образовательной деятельности старших дошкольников Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников
Опубликовано: 17 января 2017 в 13:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД