Получи документы

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей в раннем возрасте

Ершова Людмила Анатольевна
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей в раннем возрасте

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребенок останется ребенком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - это процесс неравномерный, его линии идут одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей в раннем возрасте» размещена в разделах

В раннем возрасте следует воспитывать у детей привычку к чистоте, аккуратности, порядку, причем большое значение следует уделять в нашем учреждении, так как это дети, которые остались без попечительства, без семьи. Здесь они проводят всё своё время. Поэтому нужно уделять особое внимание воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей. Ведь они проводят большую часть времени и где воспитатели не сядут за стол, не предварительно не вымыв руки, и для воспитанников это становится законом. В эти годы дети могут освоить все основные культурно- гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко и быстро, правильно их выполнять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Мы, стараемся создать условия, которые способствуют формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены.

Я считаю эту тему очень актуальной не сегодняшний день, ведь культура поведения - это показатель воспитанности.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам общества. Хочешь, чтобы уважали тебя - уважай других. Культура отношений - дело не только личное, но и общественное. Нормы поведения человека, его отношение к окружающим, в основе которых лежат принципы нравственности - важнейший показатель культуры.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Задачи по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста.

В работе нашего учреждения уделяется большое внимание воспитанию у воспитанников культурно-гигиенических навыков. Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста включает следующие задачи:

1. Учить воспитанников под контролем воспитателя, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, после еды насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

2. Формировать умение с помощью воспитателя приводить себя в порядок.

3. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовой платок, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

5. Обучать воспитанников порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи воспитателя формировать умение снимать одежду, обувь, расстегивать пуговицы, застёжки на липучках. В определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду, правильно одевать одежду и обувь.

В процессе гигиенического воспитания и обучения необходимо сообщать детям разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня.

Значение воспитания культурно-гигиенических навыков.

Основой полноценного физического развития детей раннего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу - воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и является гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.

Гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Приучая детей к порядку и чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых. По мере усвоения культурно-гигиенические-навыки переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление игровой деятельности. В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе игровых процессов. В игре дети имитируют бытовые действия (мытьё рук, приём пищи, тем самым закрепляют действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и по.). Они также отражают правила, которые стоят за выполнением культурно-гигиенических навыков : одежду куклы нужно аккуратно складывать, посуду на столе расставить красиво. Формирование навыков культуры поведения направлены на самого ребенка. Выполняя гигиенические процедуры, дети знакомятся с собой. Дети начинают обращать внимание на грязные руки, замечают неполадки в одежде, просят воспитателя помочь привести себя в порядок, у него формируется потребность в чистоте и опрятности. Обучаясь малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки - ручки.

В процессе повседневной работы с детьми мы стремимся к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. С самого раннего возраста приучаем правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережёвывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

Приучаем к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, предварительно научив его этому.

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослым их устраняет.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения я использую целый ряд педагогических приемов с учётом возраста детей : прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Навыки у воспитанников становятся прочными если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий (кто-то стал значительно опрятнее, красивее, приятно кушать за столом и т. д.)

Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте знали элементарные правила общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной, например: соблюдать чистоту в общественных местах, мыть грязные руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других людей.

Овладение детьми правилами личной, общественной гигиены предпологает умение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает. Они должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в группе, но и во дворе, транспорте.

Все сведения по гигиене принимаются детьми в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала нашего учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Гигиеническое воспитание - единство требований со стороны взрослых. Дети приобретают гигиенические навыки в общении со взрослыми. Обязанность воспитателя - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском доме. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример.

Пути формирования культурно-гигиенических навыков

Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. В первую очередь надо научить овладению предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например: ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственное положения: малыш открывает и закрывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок и т. д.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Самообслуживания характеризуется тем, что действие ребенка не имеют общественного мотива, оно направлено на самого себя. Педагоги должны помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его жизни

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста одна из важных задач, которую можно решить с помощью игровой деятельность.

Консультация «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте»Консультация «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте» Первые три года жизни ребёнка чрезвычайно важный и ответственный период. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь,.

Лэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 летЛэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 лет Лепбук «Наш друг - Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков, для реализации во второй младшей группе детского сада. Лепбук.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Воспитание культурно гигиенических навыков, культуры поведения и гуманных чувств в подготовительной группе Сентябрь Продолжать учить детей правильно умываться, сухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистись зубы, полоскать рот.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей в раннем возрасте
Опубликовано: 16 марта 2023 в 19:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД