Доклад «Проектная деятельность — эффективное средство формирования представлений об окружающей среде у старших дошкольников»

Оксана Колесникова
Доклад «Проектная деятельность — эффективное средство формирования представлений об окружающей среде у старших дошкольников»

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

Федеральные государственные требования призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, дает представления об окружающей среде.

Одной из основных задач по формированию у дошкольников представлений об окружающей среде является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.

Формирование основ экологической культуры является важнейшим условием гармонично развитой личности. Чем раньше мы начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование культуры общения с миром природы. Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.

Мы педагоги ДОУ и дети идем этим путем вместе, от проекта к проекту, постепенно усложняя практические задания, планируемые и выполняемые детьми.

Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т. е. развиваться интеллектуально. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия.

Таким образом, мы можем сформулировать основные теоретические позиции проектного обучения следующим образом:

В центре внимания – ребенок.

Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.

Природа — важнейшее средство познания окружающего мира. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических усилий рассматривает национально - региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к природе и культуре малой Родины. Любовь к Родине начинается с любви к природе. Именно так мы и строим свою работу в старшей группе и проводим все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только начиная с дошкольного возраста. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Большинство современных детей редко общается с природой.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

В нашем городе и дошкольном образовательном учреждении можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Недалеко от детского сада находится парк, лес, где у детей совместно со взрослыми есть возможность проводить практическую, исследовательскую деятельность в природных условиях.

В прошедшем учебном году в старшей группе детского сада, был реализован проект «Береги природу». Целью данного проекта было формирование основ экологической культуры, осознанного и ответственного отношения к природе родного края.

Задачи проекта:

1. Формировать представления детей о природе родного края.

2. Воспитывать у детей элементы экологического сознания, заботливое отношение к природе путем систематического целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.

3. Научить конкретным способам исследования объектов природы родного края.

4. Развивать экологическое мышление в процессе проведения опытов, наблюдений экспериментов

5. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь природе родного края

6. Повысить уровень родительской компетентности по вопросам формирования экологической культуры

Участниками данного проекта были дети старшей группы, воспитатели, родители.

Реализация проекта проходила в 3 этапа проекта:

1- подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов, изучение литературы;

2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

В результате мы получили то, что:

1. У детей появилось желание общаться с природой родного края и отражать свои впечатления через разные виды деятельности.

2. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Могут различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнали особенности природы города Валуйки.

3. Ребята стали бережно относиться к природе, появилось стремление к правильному поведению по отношению к миру природы.

4. Дети овладели навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобрели свои собственные знаки.

5. У ребят начало формироваться стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

7. Многие дети научились проводить опыты, исследования объектов природы, с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

9. Пополнилась предметно - развивающая среда в группе по изучению природы родного края.

В ходе проведения собственно - исследовательского этапа реализованы кратковременные проекты «Пришла весна», «Мы друзья леса», проведены акции «Помоги детскому саду», «Наши друзья птицы»; проведены опыты и наблюдения, организовали и изготовили различные остановки экологической тропы, конкурсы кормушек, «Осенняя фантазия», игры «Следопыт», праздники и досуги совместно с родителями. Итогом работы по данному проекту стало то, что дети осознали необходимость бережного отношения к природе своего края, стали друзьями природы, а также повысился уровень активности родителей в вопросах охраны природы родного края.

Также использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников позволило сочетать интересы всех участников проекта:

- педагоги имели возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем;

- родители имели возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;

- деятельность детей была организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, что позволило повысить уровень экологической культуры дошкольников.

Таким образом, проектная деятельность одна из эффективных средств формирования экологической культуры дошкольников.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной культуры дошкольников средствами игротворчества Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно.

Консультация для воспитателей «Реализация ФГТ в ДОУ» В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. нормативно правовые документы федерального уровня.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Доклад «Проектная деятельность — эффективное средство формирования представлений об окружающей среде у старших дошкольников»
Опубликовано: 31 октября 2013 в 21:03
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...