Папки-передвижки

Доминантное занятие по восприятию музыки детьми старшего дошкольного возраста «В мире музыкальных звуков»

Римма Алипова
Доминантное занятие по восприятию музыки детьми старшего дошкольного возраста «В мире музыкальных звуков»

Дети свободно входят в музыкальный зал, их приветствует Музыкальный Руководитель.

Проговорить с детьми о том, почему люди здороваются и для чего это нужно. Прочитать стихотворение:

Придумано кем-то просто и мудро: при встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро – солнцу и птицам. Доброе утро - улыбчивым лицам.

И каждый становиться добрым, доверчивым….

Пусть доброе утро длится до вечера. (Н. Красильников)

Публикация «Доминантное занятие по восприятию музыки детьми старшего дошкольного возраста „В мире музыкальных звуков“» размещена в разделах

Спросить у детей, с кем они сегодня уже поздоровались, как им ответили. Предложить сказать друг другу: «Доброе утро!» шёпотом, тихо и ласково.

Данное упражнение воспитывает вежливое, доброжелательное отношение друг к другу.

Муз. Рук: - Ребята, вы любите путешествовать (ответы детей) Сегодня, мы с вами отправимся в музыкальное путешествие по разным странам. А помогут нам в этом музыкальные инструменты и вот этот волшебный глобус. Итак, ребята, приготовились? В путь!

Муз. Рук. крутит глобус, дети закрывают глаза. Муз. Рук. исполняет «На слонах в Индии» А. Гедике.

Дети прослушивают произведение до конца. Педагог говорит, что они оказались в большой, красивой, сказочной стране- Индии. Не объявляя название пьесы, попросить из предложенных картинок ту, которая (по мнению детей) соответствует характеру произведения. Спросить, почему они выбрали именно эту картинку. Прослушать пьесу ещё раз. Обратить внимание на низкий регистр, на неторопливый, сдержанный характер музыки (слоны большие и тяжёлые). Муз. Рук. читает индийскую притчу «О слоне и четырёх слепцах». Дети рассматривают статуэтку слона. Можно предложить желающим детям ходить большими шагами, держась друг за друга «хоботами».

Данные задания развивает воображение, связную речь, мышление, координацию движений. Учить детей эмоционально воспринимать музыку, рассказывать о ней своими словами. Вызывать желание передавать в движении то, о чём рассказывает музыка. Здесь применяется практический приём развития детей музыкального восприятия передачи характера музыки в движении. На предложенных картинках могут быть изображены летающие бабочки, спящие зайчики, и обязательно идущие слоны.

Муз. Рук. – Ребята, давайте продолжим наше музыкальное путешествие по странам. Педагог просит одного ребёнка подойти, покрутить глобус.

Звучит итальянская народная мелодия «Санта - Лючия» в исполнении Муз. Руководителя. Пьеса детьми ранее была уже прослушана.

М. Р: - В какой стране мы оказались?

Дети: - Мы в Италии.

М. Р: Да, мы с вами в чудесном итальянском городе Венеция. Она построена на островах, со всех сторон окруженных водой. Поэтому люди и передвигаются по городу с помощью длинных лодок, которые называются гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по воде, рождались песни лодочников. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе слышится мерное покачивание на волнах гондол.

Муз. Рук. просит вспомнить, как называется это произведение, дети отвечают.

Муз. Рук. предлагает прослушать эту пьесу в сопровождении ещё одного музыкального инструмента в аудиозаписи (Фортепиано, скрипка). После прослушивания педагог спрашивает: Кому знаком этот инструмент? Как он называется? Дети отвечают.

Муз. Рук. : Да, верно, это скрипка. Самый распространенный струнный смычковый музыкальный инструмент. Педагог интересуется, какие струнные инструменты ребята ещё знают. Дети отвечают (арфа, гитара, балалайка). Педагог показывает иллюстрации.

Муз. Рук. : Правильно, молодцы. Обратите внимание — звук у скрипки появляется при движении смычка по струнам. Говорят, что скрипка поет. Её звучание похоже на человеческий голос. Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой “талией”. Педагог кратко рассказывает о том, как и из чего итальянские мастера изготавливали скрипки, о том, что лучшие скрипичные мастера жили в Италии.

Муз. Рук. : Мы можем создать с вами свой маленький оркестр. Как вы думаете, с помощью каких инструментов можно передать нежный, плавный характер итальянской песни? Дети отвечают, самостоятельно выбирают инструменты.

Оркестровка итальянской народной песни “Санта Лючия”.

(Детский оркестр + фортепиано, скрипка в аудиозаписи).

В данном задании педагог старается развивать слуховое восприятие музыки, развивает эмоциональное восприятие, эстетический вкус, коммуникативные навыки. Приём оркестровки способствует развитию способности выделять при слушании музыки наиболее яркие выразительные средства музыки, изобразительные моменты. Педагог может подсказывать музыкантам, когда им играть, учить детей слышать окончание музыкальной фразы и соответственно реагировать.

Муз. Рук. : Хорошо, а теперь нам пора продолжить наше музыкальное путешествие. Педагог просит одного из детей подойти к глобусу и покрутить его.

Звучит “Испанский танец” из балета П. И. Чайковского “Лебединое озеро” в аудиозаписи. Данное произведение уже знакомо детям.

Муз. Рук. интересуется у ребят, в какую страну они попали. Дети отвечают, что в Испанию. Педагог спрашивает о характере музыкального произведения. Дети отвечают (яркая, зажигательная, ритмичная и др.).

Муз. Рук. : Скажите, пожалуйста, с помощью каких инструментов можно передать характер испанской музыки?

Дети: Румба, кастаньеты, бубны, коробочки, палочки, маракасы.

Муз. Рук. : Ребята, мы знаем, что существует много разных приемов игры на бубне, давайте вспомним и покажем их.

Дети демонстрируют различные техники игры на бубне.

Муз. Рук. : Молодцы, вы вспомнили много разных приемов. Давайте теперь попробуем соединить движения зажигательного танца с игрой на музыкальных инструментах.

Разделить детей на 2 группы. Танцевально-игровое музыцирование.

Данное упражнение развивает слуховое внимание, память, учит высказываться о прослушанных произведениях, находить интересные определения характера музыки, двигаться в соответствии с ним, играть слаженно в ансамбле. Здесь варьируются приёмы развития музыкального развития – слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах и музыкально -ритмические движения. Педагог отмечает лучшее высказывание, выразительные движения, игру на инструментах. Хвалит всех детей.

М. Р. : Ну что ж, нам пора прощаться с Испанией и отправляться дальше в путь. Педагог просит одного из ребёнка прокрутить глобус. Звучит «Немецкий танец» Л. Бетховена. Знакомство с произведением.

Педагог даёт детям возможность прослушать пьесу до конца, обращает внимание на двухчастную форму. Рассказывает детям о том, что в разных странах и в каждой стране люди танцуют по- разному. Спрашивает о характере музыки, какими средствами выразительности композитор изображает танец, т. е. проводится анализ. Показать детям статуэтку или репродукцию, на которых изображены люди в старинных костюмах.

Спросить детей, как, по их мнению, будут танцевать этот танец люди: быстро или медленно? Почему?

Предложить детям самостоятельно сравнить «Немецкий танец» Бетховена с уже известным “Испанским танцем” из балета П. И. Чайковского “Лебединое озеро” в аудиозаписи. Если дети затрудняются с ответами, педагог наводящими вопросами помогает найти определения к музыке. На последующих занятиях можно включить движения под музыку. 1 часть – дети спокойно ходят по залу, прямо держа спину, 2 часть – дети подходят друг к другу и красиво кланяются.

В данном упражнении формируется умение слушать музыку, дослушивать её, анализировать, сравнивать, высказываться о ней, находя интересные синонимы (педагог помогает детям в этом, развивается музыкальная память.

М. Р. : Ну, а нам тоже пора возвращаться домой. Педагог просит одного из ребёнка прокрутить глобус.

Вот мы и дома, в России. Послушайте русскую народную мелодию “А я по лугу” в исполнении оркестра народных инструментов и постарайтесь узнать, какие из них вам знакомы.

Звучит аудиозапись р. н. м. “А я по лугу”. Знакомое детям произведение.

Дети называют (аккордеон, колокольчики, коробочка, ложки, бубен, трещотки, бубенчики).

М. Р. : А сейчас я предлагаю поиграть вам в знакомую игру “Найди свой инструмент” Выбирайте инструменты (карточки).

Проводится игра “Найди свой инструмент”.

М. Р. : Вот и подошло наше занятие к концу. А что же вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Где мы с вами сегодня побывали? (ответы детей)

Что нового узнали, что особенно запомнилось, где бы вы хотели побывать еще? (ответы детей)

1. Цели и задачи данного занятия : создание условий для формирования у детей представлений об инструментах симфонического оркестра, развития интереса к классической музыке и к игре в детском музыкальном оркестре.

Познакомить детей с новым музыкальным инструментом — скрипкой.

Учить определять тембр музыкальных инструментов, подбирать их для оркестровки соответственно характеру музыкального произведения.

Учить различать инструменты по группам: духовые, ударно-ритмические, струнные.

Совершенствовать умение играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать партию, играть с динамическими оттенками. Поощрять творческую активность детей, умение применять полученные знания без помощи взрослых.

Использовать разнообразные приемы игры на музыкальных инструментах.

Совершенствовать речь детей, умение свободно и четко высказывать свои мысли, обогащать словарный запас.

Обогащать знания детей о странах.

Способствовать запоминанию мелодию произведения, выделять свою партию, начало её исполнения на детском музыкальном инструменте, согласовывать свои действия с другими играющими в оркестре детьми.

продолжать учить внимательно слушать музыку.

Развивать интерес к восприятию музыки, к музыкальным инструментам детского и симфонического оркестра; находчивость, быстроту реакции.

Развивать желание активно применять собственные знания и музыкальный опыт в игре на детских музыкальных инструментах.

Воспитывать музыкально-эстетический вкус;

Доброжелательное отношение к высказываниям сверстников о прослушанной музыке;

Воспитывать культуру исполнения.

2. На данном занятии были использованы для прослушивания: «На слонах в Индии» А. Гедике, итальянская народная мелодия «Санта - Лючия», “Испанский танец” из балета П. И. Чайковского “Лебединое озеро”, «Немецкий танец» Л. Бетховена, р. н. м. “А я по лугу”.

3. Для развития творческого характера музыкального восприятия детьми применялись различные виды деятельности, основанные на опыте восприятия музыки – игре на музыкальных инструментах, музыкально – ритмических движениях, слушание музыки. Подбиралась классическая и народная высокохудожественная музыка, способная вызывать эмоциональную отзывчивость. Была проведена предварительная работа: знакомство с произведениями: итальянская народная песня “Санта-Лючия”; испанский танец из балета П. И. Чайковского “Лебединое озеро”. Обучение детей приемам игры на различных музыкальных инструментах, знакомство с классификацией.

Разучивание элементов испанского танца. Знакомство с правилами игры “Найди свой инструмент”. Ознакомление с тембрами музыкальных инструментов, совершенствование в умении узнавать их на слух.

Изготовление наглядных пособий и музыкальных инструментов из бросового материала.

4. Был применен наглядный метод в сравнении звучания музыкальных произведений (проблемное применение слуховой наглядности) : сопоставление «живого» звучания и в записи, сравнение двух произведений, контрастных между собой. А также использовались методы: зрительный, словесный, практический,

5, 6. После неоднократного прослушивания, подробного анализа музыкальных произведений (ознакомление с характером, выделение изобразительных моментов, средств музыкальной выразительности) применяется приём оркестровки. Применение данного приёма повысило интерес к данным произведениям. Неоднократно использовался практический прием развития у детей музыкального восприятия – передача характера музыки в движении, а также оркестровка произведения сочеталась с творческой передачей характера музыки в движении. Это способствовало развитию творческой инициативы, проявлению фантазии. Был применён приём контрастного сопоставления музыкальных произведений, что позволяет в проблемной форме показать музыкальное произведения, обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей (пьесы одного жанра – танца, варианты исполнения одного и того же произведения).

7. Использовались две игры :

«Музыкальная палитра» - игра предназначена на определения характера музыки, с помощью цветовой гаммы «Разноцветного зонтика». Палитра с 7 цветами предназначена для детей старшего возраста, а палитра с их оттенками для детей подготовительной группы.

«Диско-дорожки»- это игры на ассоциацию, ребенок, ориентируясь на характер звучания (нежный, медленный или быстрый, стремительный, подбирает соответствующую картинку. Сделав выбор, он должен объяснить, почему к данной музыке подходит именно эта картинка, а не другая. Это игры для детей старшего возраста.

Наработанный наглядный вспомогательный музыкальный материал позволяет в простой доступной игровой форме дать детям представление о выразительных возможностях музыки, научить различать гамму чувств, настроений, предаваемых ею. Музыкальные задания, выполненные с помощью музыкально-дидактических игр и пособий, вызывает интерес, активность у детей, развивают самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер, т. е. формируется творческая компетентность дошкольника.

8. Содержание музыкального занятия предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

Данное занятие помогает ребятам различать характер музыки, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

В музыкальных задачах, поставленных педагогом надо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

В процессе слушания произведения учить детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные ее выразительные средства.

9. Определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок еще мал и не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства.

Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т. д. Дети могут определять выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Имеют представление, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, поpывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания. Дети воплощают в движении не только настроение музыки, но и особенности мелодии, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа. На шестом-седьмом году жизни они могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, запев, часть, темп и т. д. Они воспринимают характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приемы обучения.

10. На мой взгляд, сложность занятия вполне соответствует накопленному музыкальному опыту детей. При систематическом занятии развитием музыкального восприятия, при применении технологий, методов, приёмов, музыкальных дидактических игр дети с лёгкостью и с удовольствием выполняют творческие задания. Заданные цели и задачи вполне соответствуют содержанию занятия. Охвачены все виды музыкальной деятельности (кроме пения). Содержание занятия чередует мыслительную, творческую, активную деятельности.

Публикации по теме:

Факультатив по восприятию музыки «Музыкальная гостиная» в подготовительной к школе группе ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Музыкальное восприятие - это одна из наиболее перспективных технологий в области «Музыка». Процесс восприятия сложный,.

«В мире звуков». Конспект занятия по дополнительному образованию «Грамматика» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия на тему «В мире звуков» Цель: закрепление знания детей о гласных и согласных звуках, нахождение звука в слове. Задачи:.

Логопедическое подгрупповое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Новый год» Логопедическое подгрупповое занятие с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Автоматизация звука р в словах, фразах и предложениях.

Лэпбук «В гостях у музыки» для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук «В гостях у музыки» для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук по музыке для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у музыке" Автор музыкальный руководитель Юрк Э. Х. Цель :Воспитывать любовь.

Народные игры на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста Народные игры на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. «Веселые музыканты» Цель игры: формировать у.

Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста. Интегрированное занятие «Масленица» Тема: «Масленица» Цель: познакомить с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой. Задачи: Образовательные.

Программа «Музыкальная шкатулка» по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад» «Музыкальная шкатулка» Программа.

Занятие по обучению грамоте «Путешествие в мир букв и звуков» для старшего дошкольного возраста Программные задачи: познакомить со звуками «л» и «л'», со звуковым анализом слова «лиса», продолжать знакомство воспитанников с понятиями.

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «В стране добра» Сырцова Ольга Алексеевна, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад № 95», город Чебоксары, Чувашская Республика Занятие с детьми старшего дошкольного.

Значение ритмопластики на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста Система развития ритма движений, разработанная в русле так называемой ритмопластики, представляет собой одну из важных нетрадиционных технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доминантное занятие по восприятию музыки детьми старшего дошкольного возраста «В мире музыкальных звуков»
Опубликовано: 11 сентября 2018 в 17:55
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД