Конспект музейно-образовательного занятия «Домовой Яша ищет новый дом» для детей старшего дошкольного возраста

Наталья Беденина
Конспект музейно-образовательного занятия «Домовой Яша ищет новый дом» для детей старшего дошкольного возраста

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию конспект музейно-образовательного занятия "Домовой Яша ищет новый дом".

Конспект музейно-образовательного занятия «Домовой Яша ищет новый дом» для детей старшего дошкольного возраста

Оно было подготовлено специально для семинара по музейной педагогике (о нем я писала в прошлой публикации). Это своеобразное продолжение занятия "Путешествие с домовым Яшей в музей-заповедник «Кижи". http://www.maam.ru/detskijsad/puteshestvie-s-domovym-jashei-v-muzei-zapovednik-kizhi-konspekt-muzeino-obrazovatelnogo-zanjatija.html

Для наглядности в публикации я буду использовать фотографии с разных занятий. (Я успела провести это занятие уже на 2-х группах: в родном саду и непосредственно на семинаре).

Тематика: «Путешествие в прошлое через старинные предметы»

Тема: «Домовой Яша ищет новый дом»

Цель: формирование у детей основ культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

•познакомить детей с особенностями строительства карельского дома на примере дома крестьянина Яковлева, входящий в музейный комплекс музея-заповедника Кижи, с предметами карельского быта,

•познакомить с традициями и обычаями крестьян, проживавших в Карелии на рубеже 19-20 веков,

•познакомить с карельским фольклором (загадками, народными играми, считалками, пословицами, поговорками,

•через знакомство детей с предметным миром народной культуры, традициями и фольклором коренных народов Карелии пробудить у ребенка интерес к истории своей семьи, своим историческим и национальным корням,

•формировать у детей основы музейной культуры – ценностное отношение к культурно-историческому наследию,

•создавая эмоционально комфортную атмосферу общения, познания, способствовать воспитанию добрых чувств и положительного мышления, уважения к окружающим и самоуважения, умения работать в коллективе, стремления действовать в соответствии с общечеловеческими нормами поведения,

•воспитывать бережное отношение к традициям народа своего края,

•способствовать развитию речи,

•способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному исследованию, инициативы и творчества.

Рекомендуемый возраст детей: старший дошкольный возраст

Материалы и оборудование:

•Мультимедиа проектор или компьютер,

•презентация «Домовой Яша ищет новый дом»,

•палочки для демонстрации сборки венца,

•кошель,

•мутовка,

•лапти,

•деревянная ложка,

•шарф.

Ход:

Воспитатель появляется в виде домового.

За плечами большой плетеный кошель. Ходит, смотрит по сторонам, ищет что-то, бормочет:

-Ой, горе мне, горе, потерялся, потерялся. Что делать-то?

Замечает детей.

-Здравствуйте, люди добрые? (кланяется до земли) Вы чьих будете? (Кто вы). А где я очутился? (В каком городе, месте) (Ответы детей.)

-А меня величают домовым Яшей. Живу я в музее-заповеднике, а он на острове чудесном находится, который омывается водами Онежского озера.

-Можно присяду, побеседуем немного… (Домовой садится на ковер и приглашает детей сесть рядом.)

-А про музей-то слыхивали, что это такое? (это место, в котором разные ценные вещи хранятся, эти вещи экспонатами называются, так мои экспонаты прямо под открытым небом стоят. Это памятники деревянного зодчества… Вот сколько слов непонятных сказал! Вы, наверное, ничего и не поняли. Давайте разбираться.

- Что такое деревяный? (сделанный из дерева). Значит, мои экспонаты деревянные!

-А что такое зодчество? Даже не ломайте голову, все равно не знаете. Я-то давно живу, все знаю. Слово «зодчество» (звучит красиво, не правда ли) - это древнее слово и означает умение красиво строить здания.

-Ну, так что же в моем музее хранится? (Красивые деревянные дома). Таких сейчас не строят. Это необычные дома, диковенные.

-Может, кто-то узнал, откуда я родом (Слайд 2)

-Живу я в музее-заповеднике «Кижи»! В этом музее собраны уникальные памятники деревянного зодчества (мы уже знаем, что это очень красивые деревянные постройки, каких нет в мире, только здесь). И находится он совсем недалеко от Петрозаводска, на острове Кижи.

-Кижи! Правда, необычное название. Может, вы знаете, что оно означает?

-Об этом мне еще бабушка и дедушка рассказывали, да все по-разному.

-Бабушка говорила, что слово «Кижи» идет от карельского слова «кижат», что означает «игрища». (Слайд 3)

-Издавна любили местные люди веселиться, петь, танцевать, играть. Да и сейчас не против. А вы, не хотите тоже повеселиться? Давайте я Вас научу играть в старинную карельскую игру «Сиди, сиди, Яша» А ну, вставайте в хоровод.

- Нам нужно выбрать ведущего, Яшу. Давайте его выберем с помощью карельской считалки:

Раз-два-три-четыре,

Жили мыши на квартире,

Чай пили, чаши били,

По три денежки платили.

Кто не хочет платить –

Тому водить.

Сиди, сиди, Яша! (описание игры)

Кто-нибудь становится «Яшей». Ему завязывают глаза, сажают в центр круга. Остальные берутся за руки и идут против часовой стрелки под песню:

Сиди, сиди, Яша,

Ты – забава наша.

Погрызи орешки

Для моей потешки.

Руки на темь положи

И словечко нам скажи:

Раз, два, три – ищи!

После этих слов «Яша» вскакивает – и все разбегаются. «Яша» старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится «Яшей». Игра продолжается (2-3 раза)

-Устали? Давайте немного отдохнем …

- А из вас кто-нибудь бывал в моем музее? (Ответы детей) Красиво там, хорошо. Правда, сейчас там ремонт большой затеяли (реставрация называется). (Слайд 4) И мне теперь жить негде, вот отправился я новый дом искать. Может, у вас мне понравится, и останусь здесь жить.

-Только какой-то странный у Вас дом. А из чего сложен-то? (Ответы детей)

- В Кижах таких домов нет. У нас все постройки деревянные. Да раньше и строили строили по-другому. Хотите расскажу.

- А дедушка мой, домовитый был, хозяйственный, мне рассказывал, что «Кижи» произошло от карельского слова «кииджи» - водный мох, который с давних времен использовали в Кижах для утепления деревянных построек. (Слайд 5)

- А на моем острове так много разных деревянных построек, таких красивых. Да, раньше умели строить. Сколько лет уже стоят. Потому что они строили необычным способом. Они секрет знали.

- С давних времен умели возводить дома без гвоздей и пилы? Самым главным орудием был … Отгадайте карельскую загадку:

В лесу кланялся, кланялся,

Пришел домой - в сенях растянулся. (Топор).

- Правильно, топор!

- Поэтому в старину говорили не «строить», а «рубить» дом. Обтесанные топором готовые бревна складывали друг за другом в венцы. (Слайд 6)

Один венец, другой, третий и так до самого верха. Собирался дом, как конструктор.

-Хотите побывать в роли карельского «строителя» дома? (Дети пробуют палочки с углублениями на концах уложить в венцы.)

-Потом в стенах прорубали топором окна, затем этот дом украшали разными узорами. (Слайд 7)

-Кстати, я живу, вернее, жил в одном замечательном доме, который напоминает сказочный терем, в котором раньше жила большая семья крестьянина Максима Яковлева. (Слайд 8) А сейчас у меня нет дома, вот пошел искать новый дом, пока ремонт не закончится. На память о доме взял с собой вещи.

- Посмотрите, какая у меня сумка заплечная необычная.

А как вы думаете, из чего она сделана? (Варианты ответов: из дерева, из коры. Если дети ответят, что из дерева, то уточнить, из какой части, или навести на ответ, что из коры) (Слайд 9)

-Она сделана из коры березы. А знаете, как по-другому можно назвать кору березы? (береста) (Открывает кошель, достает кусочек бересты)

-Потрогайте, какая она? Взял я с собой кусочек. (Дети трогаю бересту)

- Белая кора березы собирает и хранит тепло солнца. Берез у нас много, да и гнется береста хорошо. Так вот мои хозяива очень широко использовали кору в хозяйстве.

-Ззнаете, как называется моя заплечная сумка? На какой современный предмет она похожа? (на рюкзак, ранец) Это старинный рюкзак называется кошель. (Слайд 10) Хотите померить? (Дети по очереди примеряют кошель).

Домовой комментирует:

-Он легкий, не промокает под дождем. У моего хозяина такой был. В таком кошеле носил мой хозяин грибы, ягоды, рыбу.

-Хотите заглянуть внутрь? Я в него сложил различные вещи, которые будут напоминать мне о моем доме, о моих хозяивах.

Просит одного из детей достать любой предмет. В кошеле хранятся лапти, муковка и деревянная ложка. Домовой рассказывает о предметах.

Лапти. (Слайд 11)

-Что это, знаете? Это обувь такая - лапти. А из чего сделаны? Тоже из бересты. Посмотрите на них. Знаете, как про лапоть говорили: Из березы свито дырявое корыто. Почему так говорили? Если что сплетено из бересты, дырочки в нем могут быть. Очень удобно было в такой обуви ходить на сенокос да в поле. А если на болото зайдешь, после вся вода через дырочку вытечет, и снова обувь сухая.

Как вы думаете, долго ли служил такой лапоть? (Недолго)

-Конечно, эта обувь быстро изнашивалась. Недаром говорили: «В дорогу идти, пятеро лаптей сплести». Мой хозяин за сенокос 5-6 пар лаптей мог сносить. А эту пару я берегу, на память о моем хозяине. Но Вам дам померить. (Домовой просит примерить лапти нескольким детям)

Мутовка. (Слайд 12)

- Знаете, что это такое? Это «бабушка» вашего миксера и венчика. Моя хозяйка тесто ею сбивала. Ведь тесто лучше всего мешать не ложкой-поварежкой, а вот таким приспособлением, которое называется рогаткой, или мутовкой. Мутовка тесто сбивает быстро - вот так (показывает, как пользовались мутовкой, крутить ее между ладонями, дает попробовать детям покрутить).

-Как вы думаете, из чего сделана эта «рогатка»? (Из верхушки хвойного дерева. Если дети скажут, что из дерева, то уточнить, что из хвойного, и задать вопрос, какие хвойные деревья они знают.

- А Вы знаете, как раньше делали мутовку? Всего один день в году можно было делать мутовку. Рано утром, до рассвета, искали в лесу дерево и считали веточки - «рожки»: «Мутовка-не мутовка, мутовка - не мутовка…» Важно, чтобы обязательно счет на слове «мутовка» закончился. Тогда лишь верхушку отрезали и верили, что такая мутовка будет правильной, а замешанный ее хлеб будет очень вкусным.

- Давайте проверим, хорошая ли у моей хозяйки мутовка? (Хором считаем «рожки»)

Деревянная ложка. (Слайд 13)

- В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянной ложкой. Во время еды вы не сможете обжечься горячей пищей. Пользоваться деревянной ложкой полезно для здоровья. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили – «Запасливый гость без ложки не ходит».

Домовой все предметы складывает обратно в кошель, тяжело вздыхает.

- Хорошо у Вас здесь и люди вы душевные, но только по сердцу мне деревянные дома. Детки, подскажите, где можно мне на время ремонта дом деревянный найти? (Дети предполагают, что на даче, в деревне. Можно спросить, в каком месте деревня или дача находится.)

- Тогда пошел я новый дом искать.

Надевает кошель, низко кланяется.

-Спасибо Вам, детки за приют. Всего Вам доброго! До свидания! (Уходит.)

Всем спасибо за внимание и поддержку!

Прикреплённые файлы:

domovoi-jasha-ischet-novyi-dom_bjnf7.pptx | 15643,56 Кб | Скачан: 6
 
Публикации по теме:

Детский сад — наш второй дом! Интерактивная познавательная папка для детей среднего-старшего дошкольного возрастаДетский сад — наш второй дом! Интерактивная познавательная папка для детей среднего-старшего дошкольного возраста Это оригинальное методическое пособие, которое можно использовать не только в детском саду, но и дома. Стимулом для его "рождения".

«Колобок на новый лад». Музыкальная сказка для детей старшего дошкольного возраста Действующие лица: Сказочница (взрослый); Дед (ребёнок); Бабка (ребёнок); Колобок (ребёнок); Заяц (ребёнок); Лиса (ребёнок); Волк.

Конспект образовательного мероприятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Космос» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос».

Конспект занятия по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Кошкин дом» ГБДОУ ЦРР – детский сад №23 Красносельского района Санкт-Петербурга Конспект по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект музейно-образовательного занятия «Домовой Яша ищет новый дом» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 апреля 2018 в 23:24
+179Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 81.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о досуге для родителей и детей группы раннего возраста от 1,5 до 2 лет «С...
27 мая 2018 года, исполняется 315 лет со дня основания Санкт-Петербурга. Всю неделю, начиная с 20 мая, в нашем городе проводятся различные мероприятия,...
Мастер-класс «Прекрасна яблоня в цвету»
Прекрасна яблоня в цвету, стоит невинно в платье белом, В мир излучая красоту, сияет яблоневым снегом. Крымский Юрий Необходимый материал: -...
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей...
«Детство — важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло...
Фотоотчёт «Выпускной вечер «Чудесная страна — дошкольное детство»
Сегодня нас ждет необычное, волнующее торжество! Наши дети прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу – поступлению в школу. Так...
Фотоотчёт о жизни детей старшей группы «Ягодки — в рот, а кустики с подоконника — в...
«Ягодки - в рот, а кустики с подоконника - в огород! » - фотоотчёт и заметка из жизни детей старшей группы. Автор: Кожанова Е. М, воспитатель в. к. к....