Получи документы

Дополнительная образовательная программа по хореографии «Азбука танца» возраст воспитанников 6–7 лет. Срок реализации 1 год

Елена Жданова
Дополнительная образовательная программа по хореографии «Азбука танца» возраст воспитанников 6–7 лет. Срок реализации 1 год

Составитель:

музыкальный руководитель

Жданова Елена Николаевна

Содержание

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Задачи образовательной деятельности

1.3. Возрастные и индивидуальные особенности

1.4. Принципы и подходы к формированию программы

1.5. Общие ожидаемые результаты

2. Содержательный раздел

2.1. Режим занятий, учебный план, расписание

2.2. Учебно-тематический план

2.3. Формы организации деятельности воспитанников на занятии

2.4. Содержание разделов

3. Организационный раздел

Публикация «Дополнительная образовательная программа по хореографии „Азбука танца“ возраст воспитанников 6–7 лет, Срок реализации 1 год» размещена в разделах

3.1. Методическое обеспечение программы

3.2. Список литературы

Приложение

Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития детей

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа по хореографии "Азбука танца" Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 9 комбинированного вида г. Новый Оскол Белгородской области " предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей 6-7 лет в мир хореографии, с помощью игровых технологий познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями. Программа поможет дошкольникам в их творческом самовыражении и проявлении себя посредством пластики, ритмики и импровизации.

Направленность программы художественно-эстетическая, которая направлена

-на приобщение детей 6–7 лет к основам хореографического искусства;

-выявление одаренных детей с целью развития их творческих

способностей;

-формирование гармонично и всесторонне развитой личности в

процессе овладения искусством танца,

-развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства;

-развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей.

Дополнительная общеразвивающая программа по хореографии "Азбука танца" разработана на основании следующего нормативно-правового обеспечения:

-ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации";

-приказ от 09 ноября 2018года № 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам";

-письмом департамента общего образования от 28 февраля 2014года № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования ";

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 " Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам";

-письмом Министерства и образования науки РФ от 11 декабря № 06-1814 "о примерных требованиях к программам дополнительного образования детей";

- Минюсте России 20 августа 2014 года № 33660)

Новизна данной дополнительной образовательной программы

заключается в комплексном использовании трех методов: метода

музыкального движения, метода хореокорреции и методики партерного экзерсиса. Выбор основных методов обучения основан на возрастных и индивидуальных особенностях детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность данной образовательной программы характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии.

Программа направлена на формирование и развитие у воспитанников таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие танцевальных данных : гибкости, пластичности, танцевальной выворотности, танцевального шага и т. п. Развивается также и познавательный интерес.

Педагогическая целесообразность образовательной программы «Азбука танца» определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию старшие дошкольники приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства- в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы по обучению хореографии.

Цель программы – развитие творческих способностей дошкольников посредством танцевального искусства. Основой программы является танцевально-игровой комплекс «СА-ФИ-ДАНСЕ» Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г., «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.

Предлагаемая программа рассчитана на 1 год обучения и направлена на формирование у детей танцевальных движений, способствует развитию выдумки, творческой инициативы. Модифицированная программа рассчитана на 110 ч. в год, по 3 занятия в неделю. Длительность занятий: 30 минут соответственно (СанПиН2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013года).

Процесс обучения осуществляется по учебно-тематическому плану, определяющему количество и содержание образовательной деятельности в месяц (12-14 занятий)

1.2. Задачи:

Обучающие:

-обучить основам партерной гимнастики;

-обучить простейшим элементам классического и народного танца;

-обучить элементам музыкальной грамоты;

-познакомить детей с историей возникновения и развития танца.

Развивающие:

-способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения;

-развивать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка;

-развивать интерес к танцевальному искусству;

-развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;

-развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;

-развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;

-развивать художественный вкус.

Воспитательные :

-воспитать культуру поведения и общения;

-воспитать умение ребенка работать в коллективе;

-заложить основы становления эстетически развитой личности;

-воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.

Оздоровительные:

-укрепление здоровья детей.

1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет:

Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети старшего возраста способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений.

Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества. Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является: быстрый бег, прыжки, подскоки, галопы, приседания.

Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для детей, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребёнка. Но важно также ориентироваться на средние показатели уровня развития детей в группе.

1.4. Принципы и подходы к формированию программы

Основные принципы построения программы :

- Принцип доступности изучаемого материала. Предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей и в связи с этим – определение посильных для них заданий. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка, степени сложности заданий.

- Принцип «от простого – к сложному». Заключается в постепенном усложнении изучаемого материала, в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема интенсивности нагрузок. Обязательным условием успешного обучения также является чередование физических нагрузок с музыкально-ритмическими играми.

- Принцип систематичности. Заключается в непрерывности и регулярности занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня знаний и умений.

- Принцип повторяемости материала. Хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях вырабатывается мышечная память и тогда ребенок может больше внимания уделять эмоциям во время исполнения танца.

- Принцип сотворчества педагога и воспитанника : взаимодействие педагога и родителей, родителей и детей-воспитанников дошкольного учреждения.

Необходимыми условиями по организации педагогического процесса является:

использование современных технологий организации педагогического процесса;

знакомство с различными формами традиционной народной культуры: прикладным художественным творчеством, особенностями танцевальных движений, отличительными особенностями национальных костюмов.

1.5. Общие ожидаемые результаты

Дошкольник будет знать:

-музыкальные размеры, темп и характер музыки;

-хореографические названия изученных элементов;

-требования к внешнему виду на занятиях;

-знать позиции ног.

Воспитанник будет уметь :

-воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;

-владеть корпусом во время исполнения движений;

-ориентироваться в пространстве;

-координировать свои движения;

Итоговое занятие проводится в форме концерта. Концерт является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации дошкольников.

2. Содержательный раздел

2.1. Режим занятий:

Занятия проводятся три раза в неделю. Длительность одного учебного часа для детей 6-7 лет составляет 30 минут. (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 г. Москва об утверждении СанПин 2.4.1.3040-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций")

Учебный план

№пп Возраст детей Колличество занятий

Дошкольники 6-7 лет В неделю В месяц В год

3 12-14 110

Расписание

№пп День недели Время Возраст

1. Понедельник 16.55-17.25 6-7 лет

2. Вторник 16.45-17.15 6-7 лет

3. Среда 16.50-17.20 6-7 лет

2.2. Учебно-тематический план "Азбука танца"(для детей 6-7 лет)

№пп Разделы программы Количество занятий по разделам

1. Ритмика 15

2. Гимнастика 15

3. Танцы 25

4. Танцевально-ритмическая гимнастика 25

5. Музыкально-ритмические игры 20

6. Игры-путешествия 10

Всего часов 110

Решение программных задач осуществляется в форме:

-хореографическая деятельность;

-познавательное занятие;

-комбинированное занятие;

-игра, праздник, конкурс, фестиваль;

-концерт.

2.3. Формы организации деятельности воспитанников на занятии :

-в парах;

-групповая;

-индивидуально–групповая;

-ансамблевая.

Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:

-музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;

-пляски: парные, тематические;

-хороводы

-построения, перестроения;

-упражнения с предметами, с шарами, лентами, цветами, мячами;

-задания на танцевально-игровое творчество.

2.4. Содержание разделов программы

Раздел «Ритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и

правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Раздел «Гимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений. В раздел входят строевые, общеразвивающие, а также задания на расслабление мышц, укрепление осанки, дыхательные.

Раздел «Танцы» направлен на формирование у детей танцевальных движений. Доставляет эстетическую радость занимающимся детям. В раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и элементы различных танцев : народного, современного и ритмического.

Раздел «Танцевально – ритмическая гимнастика» направлен на формирование у детей пластичности, гибкости и координации. В разделе представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.

Раздел «Музыкально – подвижные игры» является ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации.

Раздел «Игры – путешествия» (сюжетные занятия) включают в себя все виды подвижной деятельности. Служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, побывать где захочешь и увидеть что хочешь, стать кем мечтаешь.

3. Организационный раздел

3.1. Методическое обеспечение программы включает в себя комплекс специально разработанных игр, упражнений и танцевальных элементов, основанных на классическом, народном и современном стиле. Репертуар программы отражен в перспективно-календарном плане.

В процессе работы используются информационно-методические материалы:

-подборка информационной и справочной литературы;

-сценарии массовых мероприятий и игровых занятий, разработанных для досуга воспитанников;

-наглядные пособия (карточки с описанием основных понятий и изображением основных позиций рук, ног; положение рук, ног, корпуса);

-диагностические методики для определения уровня знаний, умений и творческих способностей детей;

-новые педагогические технологии в образовательном процессе (сотрудничество педагога с обучающимися, создание ситуации успешности, взаимопомощи в преодолении трудностей – активизация творческого проекта).

3.2. Список литературы

1. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб; «Детство –ПРЕСС», 2010.

2. А. И. Бурениной. «Ритмическая мозаика» 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : ЛОИРО, 2000. - 220 с.

3. Каплунова И. М. и Новоскольцева И. А «Этот удивительный ритм» «Композитор» - Санкт- Петербург, 2005.

4. Лисицкая Т. Пластика, ритм. – М. : Физкультура и спорт, 1985.

5. Лифиц И. В. Ритмика: Учебное пособие. – М. : Академия, 1999.

6. Нестерюк Т. В. Гимнастика маленьких волшебников. – «ДТД», 1993.

7. Ротэрс Т. Т. Музыкально – ритмическое воспитание и художественная гимнастика. – М. : Просвещение, 1989.

8. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М. : 1972.

9. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1996.

10. Шевченко Ю. С. Музыкотерапия детей и подростков // Психокоррекция: теория и практика. – М., 1995.

11. Барышникова Т. К. Азбука хореографии. – СПб., 1996.

12. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. - М. : Линка-пресс, 2006. - 272 с.

13. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб. : Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.

Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития детей

(по А. И. Бурениной)

Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в мае).

Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Музыкальность — способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения — без показа педагога).

Для каждого возраста определяют разные критерии музыкальности в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый в задачах.

Диагностика детей 6- 7 года жизни:

5 баллов — движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами;

4-2 балла — передают только общий характер, темп и метроритм;

0-1 балл — движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.

Эмоциональность — выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т. д., умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что -то приговаривают, после выполнения

упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по вне-шним проявлениям (Э-1, Э—5).

По тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать на любое место) и насколько этот выбор постоянен, можно оценивать проявление экстраверсии или интроверсии. Если ребенок постоянно встает поближе к педагогу, чтобы его было видно, то это характеризует его как экстраверта, и наоборот, если ребенок всегда старается спрятаться за спину других, то, скорее всего, его можно определить как интроверта. При сопоставлении этих наблюдений с другими проявлениями детей педагог может делать важные выводы о внутреннем мире ребенка (благополучии или наличии тревожности в эмоциональном фоне, о его состоянии на данный момент по типичности или нетипичности поведения и т. д.

Можно условно оценить проявление данных характерологических особенностей детей: зрительно разделить пространство зала на 5 зон по степени удаленности от педагога и посмотреть, какое место выбирает ребенок на занятии.

Примечание: при подсчете баллов этот параметр не учитывается в среднем показателе.

Творческие проявления — умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные "па". Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыки не только

пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.

Внимание — способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно —- это высокий уровень, оценка — 5 баллов. Если выполняет с некоторыми подсказками, то от 4-х до 2-х баллов. В случае больших затруднений в исполнении композиции из-за рассеянности внимания — оценка 0-1 балл.

Память — способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти : музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти — оценка 5 баллов. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 2-0 баллов.

Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон — это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т. д.

Запаздывание, задержка и медлительность отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются как повышенная возбудимость.

Оценки выставляются следующим образом : N — норма (5 баллов); В (возбудимость, 3 (заторможенность) — от 1 до 4 баллов (В-1, В-2, 3-1, 3-2 и т. д. — в зависимости от степени выраженности данного качества).

Координация, ловкость движений — точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).

Гибкость, пластичность — мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения ("рыбка", "полушпагат" и др. — от 1 до 5 баллов).

результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 2-цель и задачи 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель программы «Зернышко» - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 4-характеристика воспитанников 1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития воспитанников старшего дошкольного возраста Социальная ситуация развития. На этапе.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 5. Планируемые результаты 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Объясняет экологические зависимости; устанавливает причинно-следственные связи.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 1. Пояснительная записка I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Кружок «Зернышко» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа по хореографии «Азбука танца» возраст воспитанников 6–7 лет. Срок реализации 1 год
Опубликовано: 29 декабря 2020 в 00:08
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД