Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эдельвейс» туристско-краеведческой направленности

Людмила Карпеко
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эдельвейс» туристско-краеведческой направленности

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

туристско-краеведческой направленности

«ЭДЕЛЬВЕЙС»

Уровень ознакомительный, базовый, углубленный

Возраст обучающихся 10-17 лет

Срок реализации 3- года

Карпеко Людмила Николаевна,

педагог дополнительного образования

Карпеко Анастасия Александровна,

педагог дополнительного образования

Краснодар, 2006 г.

Новая редакция – Краснодар, 2016г.

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы».

1.1 Пояснительная записка.

Направленность (профиль) программы – туристско-краеведческая.

Актуальность программы – заключается в региональных возможностях и потребностях Кубани в воспитании её подрастающего поколения школьников.

Территория Краснодарского края один из примечательных, уникальных регионов России. Здесь за один день можно побывать в различных климатических условиях: внизу – лето, солнце и море, вверху – зима, горы и снежные вершины, Растительный мир края представлен примерно 3 000 видами растений. Край богатый историческим прошлым и новыми традициями современности. Такое разнообразие творений природы и человека не может оставить равнодушным тех, кто родился и вырос в этом удивительном крае.

Чем богаче мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность. Богатство впечатлений рождает ощущение полноты жизни, наслаждение ею.

Оздоровление и физическое развитие особенно нужно детям, которые произрастают на городской асфальтобетонной ниве. Медики отмечают, что здоровье современных школьников в динамике от первого до одиннадцатого класса в большинстве случаев оказывается динамикой нездоровья. Характерны для школьников больших городов заболевания органов зрения, аллергия, расстройства нервной системы по типу неврозов.

В нынешней ситуации размытости идейных ориентиров и идеологической неразберихи воспитание патриотизма и гражданской позиции школьников стоит как никогда остро. Очевидно, что человек не может любить то, чего не знает, и беречь и защищать то, чего не любит. Непосредственное знакомство с природой, историей и культурой родины, края пробуждает желание внести и свою лепту в её развития и процветание, т. е. закладывает основы деятельного патриотизма.

Участвуя в походах, экскурсиях, экспедициях учащиеся знакомятся с бытом, обычаями, историей, культурными особенностями разных народов нашего многонационального края, что является действенным средством сближения народов, предотвращения межнациональных конфликтов, с учётом нашего регионального компонента.

В туристско-краеведческой деятельности, через участие в походах, экспедициях, соревнованиях устраняется разрыв между идейно-нравственными представлениями и практикой поведения. Формирование нравственных убеждений становится более эффективным, так как деятельность сопровождается должным воздействием самого ребёнка, а накопление положительного опыта поведения происходит в процессе полезной деятельности. Поскольку для воспитания ума и характера важен собственный опыт.

Мир открывается ребёнку во всём многообразии только в том случае, если ему предоставляется возможность самому на основе своих собственных знаний, своего жизненного опыта принимать решения и нести за них ответственность.

Известный русский деятель народного образования В. П. Вахтеров ещё в начале XX века вывел четкую формулу: «Ученик развивается, когда он сам действует. И думает, и чувствует, и действует. Выньте отсюда хоть одно звено, и развитие исчезнет, а начнется вырождение».

Данная программа социально востребована среди детей и подростков, родителей, что обусловлено:

1. разнообразием форм и методов туристско-краеведческой деятельности;

2. прикладным характером ЗУН;

3. допрофессиональной подготовкой;

4. доступностью (в том числе финансовой) для социально-незащищённых категорий и групп детей и подростков.

Реализация программы «Эдельвейс» способствует вовлечению детей и подростков в конструктивную социально - досуговую деятельность и решает проблему занятости детей и подростков во внеурочное время.

Программа призвана содействовать формированию у детей и подростков установок на здоровый образ жизни, пропагандировать отказ от употребления ПАВ, способствовать улучшению взаимоотношений между родителями и детьми.

Отличительные особенности программы.

Анализируя программы туристско-краеведческой направленности: «Юные судьи туристских соревнований» автор - Ю. С. Константинов, «Юные инструктора туризма» автор – А. Г. Маслов, «Туристы - проводники» автор - Ю. С. Константинов, «Юные туристы - спасатели» автор – И. А. Дрогов, «Юные туристы – краеведы» авторы – Д. В. Смирнов, Ю. С. Константинов, А. Г. Маслов, следует отметить, что отличительные особенности программы «Эдельвейс» заключаются:

- в интегрированном подходе к туристско-краеведческой деятельности с учетом всех направлений деятельности реализуемых в учреждении дополнительного образования центра детского творчества;

- в наличие регионального компонента в программе. Кроме изучения специальных (узконаправленных) туристских разделов и тем, ребята приобщаются к региональным особенностям края и имеют возможность всесторонне, используя свои знания, умения и навыки, а также свой творческий потенциал, применять их в деятельном патриотизме;

- в использовании в воспитательно-образовательном процессе здоровьесберегающих технологий (комплекс физкультурно-спортивных упражнений и туристских игр, технологий разноуровневой психофизической подготовки с учётом возрастных особенностей детей и подростков.

Программа модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса в туристском объединении «Эдельвейс» с учетом набора детей, без специальной подготовки;

Новизна программы заключается в качественном увеличении программного времени, отводимого в 1-м году обучения разделов «Организация туристского похода» и «Основы общественно-полезной деятельности туристов».

На 2-м году обучения введением новых разделов: «Охрана природы», «Основы туристкой подготовки», «Краеведение», а также «Общая и специальная физическая подготовка». Новые разделы и темы являются продолжением ранее изученного материала по принципу - от простого к сложному.

На 3-м году введением новых дополнительных разделов: «Спас работы» и «Судейская подготовка».

Адресат программы – программа адресована для учащихся от 10 до 17 лет.

Обучающиеся в возрасте 10-12 (младшая группа) лет располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Комплексный подход к особенностям психофизического развития данной возрастной категории: высокому уровню активности, повышенной работоспособности, предусматривает частую смену деятельности с использованием элементов импровизации, созданием ситуации игры.

В возрасте 13-15 лет (средняя группа) активно идёт процесс познавательного развития. Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом.

Подростки от 16-17 лет (старшая группа) могут длительное время удерживать внимание, переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп теоретической и практической работы.

Доверие взрослого весьма импонирует подростку, так как в этом случае удовлетворяется его потребность быть и казаться взрослым, выполнить какую-либо работу вполне самостоятельно.

На практических занятиях, соревнованиях, походах, экспедициях этих обучающихся привлекает работа в качестве младших инструкторов, судей.

Объем и срок освоения программы:

Срок реализации программы 3 года, но ежегодно обновляется с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Формы занятий – групповые и подгрупповые.

Численный состав учебных групп, а так же продолжительность групповых и подгрупповых занятий определяется, исходя из имеющихся условий проведения образовательного процесса, согласно требованиям СанПиНа и составляет:

Год обучения Возраст

обучающихся Количество учебных часов в неделю на

1 группу по годам обучения

Всего часов Из них

Групповые Подгрупповые Индивидуальные

1 год 10-17 12 9 3 -

2 год 12 9 3 -

3 год 12 9 3 -

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса.

В соответствие с учебными планами в объединении формируются учебные группы одной возрастной категории. Занятия проводятся группами и подгруппами (малыми группами, а также могут проводиться занятия (мероприятия) с группами разных возрастных категорий всего туристского объединения «Эдельвейс» при проведении соревнований, походов, экспедиций и других коллективных мероприятий, в том числе с различными туристскими объединениями (сетевое взаимодействие).

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – 1-3 год обучения – 9 часа в неделю, 324 часа в год.

Продолжительность занятий 40 минут, перерыв 10 минут.

Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться с преобладанием практической деятельности в природной среде (внеаудиторные занятия).

Особенности зачисления – в коллектив принимаются все желающие, без специальной подготовки.

Возможно зачисление в группу (в течении года) при условии наличия свободного места и успешного прохождения тестирования.

Зачисление в объединение производится по заявлению родителей, или лиц их заменяющих, с представлением медицинской справки о возможности занятий данным видом деятельности.

1.2 Цель и задачи программы.

Цель: создание условий для нравственного и физического развития средствами туристско-краеведческой деятельности.

Задачи:

1. обеспечить духовно-нравственное, гражданско-патриотическое и трудовое воспитание обучающихся;

2. удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся в нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой, туризмом и спортом;

3. создать и обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

4. ознакомить с особенностями различных видов туризма и спецификой их деятельности;

5. ознакомить с историей Кубани, бытом и традициями казачества;

6. ознакомить и привить навыки естественнонаучной деятельности;

7. ознакомить и привить навыки самодеятельного туризма по организации путешествия, приёмам ориентирования в путешествии, безопасности в путешествиях и оказании первой помощи и т. д. ;

8. развить у обучающихся навыки к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

9. способствовать саморазвитию, самоопределению личности ребёнка, укреплению в нем самоуважения, чувства собственного достоинства;

10. способствовать социализации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;

11. сформировать социальный опыт межличностных отношений.

12. сформировать благоприятный социально-психологический климат в детских коллективах;

13. мотивировать к культуре здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья детей и подростков;

14. сформировать туристические традиции, основанные на взаимопомощи, взаимовыручке, духе коллективизма и товарищества.

1.3 Содержание программы.

№ Содержание и виды работ Количество часов Формы аттестации/контроля

1 год обучения всего теория практика

1 Инструктаж по ТБ и ППБ 2 2 - Викторина, после прохождения темы

2 Азбука массового туризма 10 8 2 Беседы, экскурсии

3 Организация туристского похода 48 20 28 Беседы, экскурсии, походы выходного дня (ПВД)

4 Основы топографии и ориентирования на местности 12 5 7 Беседы, контрольные задания, экскурсии, игры на местности, ПВД

5 Основы общественно-полезной деятельности туристов 50 18 32 Беседы, контрольные задания, трудовые десанты, встречи

6 Соревнования 80 22 58 Участие в соревнованиях, протоколы соревнований

7 Организация и проведение ПВД, слетов и других мероприятий учебно-воспитательного характера 122 - 122 Наблюдения, диагностические срезы

Итого: 324 75 249

2 год обучение

1 Инструктаж по ТБ и ППБ 2 2 - Викторина, после прохождения темы

2 Охрана природы 12 4 8 Наблюдения, контрольные задания, трудовые десанты

3 Основы туристской подготовки 74 19 55 Игры, соревнования, ПВД, контрольные задания

4 Топография и ориентирование 37 14 23 Игры, соревнования, ПВД, контрольные задания

5 Краеведение 34 8 26 Экскурсии, встречи, контрольные задания

6 Общая и специальная физическая подготовка 43 10 33 Соревнования, эстафеты

7 Организация и проведение ПВД, слетов и других мероприятий учебно-воспитательного характера 122 - 122 Наблюдения, диагностические срезы

Итого: 324 57 267

3 год обучения

1 Инструктаж по ТБ и ППБ 2 2 - Викторина, после прохождения темы

2 Первая доврачебная помощь и обеспечение безопасности. 26 8 18 Контрольные задания игры, соревнования, наблюдения

3 Спас работы 29 5 24 Беседы, контрольные задания игры, соревнования, наблюдения

4 Судейская подготовка 18 10 8 Беседы, контрольные задания, соревнования, наблюдения

5 Туристская подготовка 84 12 72 Соревнования, походы, эстафеты, экспедиции

6 Общая и специальная физическая подготовка 43 10 33 Соревнования, эстафеты

7 Организация и проведение ПВД, слетов и других мероприятий учебно-воспитательного характера 122 - 122 Наблюдения, диагностические срезы

Итого: 324 47 277

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Календарный учебный график (прилагается к журналу посещаемости обучающихся на каждый текущий учебный год);

2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

Для успешного освоения программы необходимо иметь:

1. специальное туристское снаряжение: страховочные системы, каски, карабины, веревки различного диаметра, рюкзаки, карематы, палатки, тенты, котлы и т. д. ;

2. просторное помещение;

3. комнату или стеллажи для хранения туристского снаряжения.

Информационное обеспечение может состоять из следующего:

- стендов с образцами видов узлов и топографических знаков;

- фото и видео материалов;

- интернет источников.

Кадровое обеспечение.

Для реализации программы требуется педагог дополнительного образования, который должен иметь среднее профессиональное образование или высшее образование, направленность (профиль) которого соответствует направленности (профилю) дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой обучающимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Данному специалисту необходимо иметь удостоверение инструктора детско-юношеского туризма.

2.3 Формы аттестации.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Для отслеживания результатов обучения детей и подростков по программе используются: диагностические срезы знаний, умений и навыков (входная диагностика, текущий контроль и итоговый контроль); диагностический срез результатов личностного развития обучающихся по дополнительной образовательной программе на начало, середину и конец года.

Успехи обучающихся фиксируются грамотами и дипломами на слетах, соревнованиях, конференциях и т. д.

К формам аттестации также относятся протоколы соревнований, походы, экспедиции.

Эффективность учебно-воспитательной работы определяется не только через результаты освоения обучающимися программных задач. Не меньшее значение имеют разнообразные формы работы: коллективные туристские, спортивные и творческие дела вместе с родителями; участие в городских соревнованиях, краевых первенствах, Всероссийских чемпионатах; встречи с интересными людьми, экспедиции и сборы, экскурсии и поездки в природу.

Работа с родителями занимает большое место при реализации программы. Это обусловлено тем, что учебно-воспитательный процесс предполагает разнообразные формы работы, в том числе деятельность в полевых условиях. Для того чтобы обучающиеся могли успешно заниматься, быть полноценными участниками жизни туристского коллектива, необходима заинтересованность и постоянная поддержка их родителей. Поскольку пребывание в природной среде для многих ребят есть самое большое испытание. Современные дети крайне избалованы благами цивилизации. Поэтому в современных условиях туризм – одно из лучших средств разрешения семейных противоречий, лучшее лекарство от избалованности.

Занятия туризмом, как правило, остается семейным увлечением, к нему с самого раннего возраста приобщают детей. В разновозрастных объединениях часто встречаются дети из одной семьи. С начало приходит старший ребёнок, а затем подтягиваются и младшие члены семьи. Здоровый образ жизни, совместные походы, незабываемые впечатления способствуют сплочению семьи, установлению между родителями и детьми неформальные, дружеские отношения.

Для родителей проводятся собрания, индивидуальные встречи, беседы, открытые занятия, соревнования на которых они наглядно могут проследить за успехами своего ребенка.

Родители являются постоянными помощниками педагогов при проведении выездных мероприятий.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

- походы;

- экскурсии;

- радиальные выходы;

- соревнования;

- первенства;

- фестивали;

- открытые занятия.

2.4 Оценочные материалы.

В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов (см. приложения №№1,2,3,4).

2.5 Методические материалы.

Настоящий раздел представлен кратким описанием методики работы по данной программе и включает в себя:

- особенности организации образовательного процесса - в процессе реализации программы предполагается очное обучение, в условиях сетевого обучения;

- методы обучения - словесный, наглядно-практический; объяснительно-иллюстративный, игровой, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

- формы организации образовательного процесса – групповая и подгрупповая;

- формы организации учебного занятия – беседа, игра, соревнование, мастер-класс, эстафета, диспут, защита проекта, открытое занятие, практическое занятие, защита проектов, семинар, тренинг, фестиваль, чемпионат, экскурсия, экспедиция.

Педагогические технологии.

Технологическую основу программы составляют следующие педагогические технологии:

1. технология группового обучения,

2. технология коллективного взаимообучения при разноуровневых составах,

3. технология обучения в сотрудничестве включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу;

4. технология игрового обучения применяется в группах младшего школьного возраста,

5. технологии проблемного обучения, исследовательской и проектной деятельности применяются в полевых условиях со всеми группами, не зависимо от их возраста,

6. технология здоровьесберегающего обучения включает в себя организацию работы с детьми таким образом, чтобы достичь наибольшего эффекта для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Алгоритм учебного занятия.

Подготовительный часть занятия.

Ребята, переодевшись в спортивную форму, заходят в учебный кабинет.

Рассаживаются за учебными столами (с собой имеют: ручку, тетрадь или блокнот).

Все приветствуют друг друга.

Перекличка (педагог отмечает в журнале посещаемости – в первую очередь присутствующих).

Педагог знакомит обучающихся с темой занятий и планом его реализации.

Проверяет знания по предшествующей теме (фронтальный опрос).

Основная часть занятия.

Педагог знакомит с целями и задачи данной темы. Объясняет теоретическую часть темы и используя проблемную технологию подключает обучающихся к её практической составляющей.

Практическая работа в основной части занятия может составлять до 80%.

В данной части занятий обучающиеся на практике приобретают навыки и умения. Включают себя, в том числе в физкультурно-спортивную и игровую деятельность (обязательную для всех) на свежем воздухе.

Закрепляют на практике новый материал.

Заключительная часть занятия.

Педагог делает выводы по реализации поставленных целей и задач данного занятия.

Дает оценку работы группы (подгруппы, связки) и персонально каждого ребёнка.

Подводит итоги и дает установку на следующее занятие.

Переодевание, размещение снаряжения и уборка кабинета (согласно графика дежурства).

Организованный выход из учебного кабинета.

Структура занятия может изменяться в зависимости от поставленных дидактических задач в процессе занятия.

Дидактические материалы – используемые при проведении общеобразовательных развивающих занятий туристской деятельностью прилагаются (раздаточные материалы, инструкционные карты, задания и т. п.) в процессе реализации программы.

Публикации по теме:

«Кукольный театр». Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида художественной направленности СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Задачи программы 3. Формируемые компетенции 4. Содержание образования 5. Методическое.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик» Календарно - тематический план занятий дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Цветик-семицветик».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса рукоделия» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга бисера» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами» Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный мир оригами» Направленность дополнительной.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Золотые узоры Хохломы» Данная программа образования детей дошкольного возраста (с 2 до 7 лет) «Золотые узоры Хохломы» выстраивает систему работы с детьми по ознакомлению.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Ритмопластика» В наше время остро стоит проблема развития и коррекции речи у детей. Правильная и красивая речь не всегда, к сожалению, дана от рождения.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей в возрасте 5–7 лет Введение. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка,.

Программа туристско-краеведческой направленности «Юные разведчики» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Итатский детско-юношеский центр» ЮНЫЕ РАЗВЕДЧИКИ Педагог дополнительного.

Развивающие игры. Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида социально-педагогической направленности Возраст детей: 6 – 7 лет (дети с особыми образовательными потребностями 8 – 10 лет) Срок реализации: 1 год СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Игрушки
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эдельвейс» туристско-краеведческой направленности
Опубликовано: 30 мая 2016 в 02:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по лепке в средней группе «Улитка»
Цели занятия: - расширить и уточнить знания детей об улитке, - научить лепить улитку, получая образ путем сворачивания полосы пластилина по спирали, -...
Фотоотчёт: «Лаборатория по обмену опытом. Безопасное лето»
Дорогие коллеги! Очень скоро наступит лето! … Пора долгожданных отпусков, сбывающейся мечты, многочисленных сюрпризов, маленьких и больших радостей,...
Фотоотчет о спортивном развлечении с детьми средней группы «Лесовичок в гостях у ребят»
Здоровье - самая большая ценность каждого человека. Поэтому в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровью ребенка, воспитанию здорового образа...
Уголок театрализации
В нашей группе был создан уголок театрализации. В нём отводится место не только для различных видов театра: настольный, пальчиковый, масок для разыгрывания...
ООД «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц» (старшая группа)
Тема. Дидактические игры со словами. Чтение небылиц. Цель. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение. Задачи. Учить детей...