МААМ-картинки

Программа туристско-краеведческой направленности «Юные разведчики»

Дмитрий Николаев
Программа туристско-краеведческой направленности «Юные разведчики»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Итатский детско-юношеский центр»

ЮНЫЕ РАЗВЕДЧИКИ

Педагог дополнительного образования

Николаев Дмитрий Александрович

Итатский

2015

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

2. Задачи

3. Формируемые компетенции

4. Учебно-тематический план

5. Содержание образования

1. Пояснительная записка

Публикация «Программа туристско-краеведческой направленности „Юные разведчики“» размещена в разделах

1.1. Программа «Юные разведчики» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида туристско-краеведческой направленности базового уровня освоения образовательных результатов.

1.2. Актуальность программы определяется необходимостью приобщения молодёжи к здоровому духовному и физическому образу жизни, развития у неё мотивации к социально полезной деятельности, формирования навыков некриминального пути социализации в современном мире. Эта проблема является первостепенной потому, что:

в молодёжной среде посёлка всё шире проявляется общее падение нравственности, гражданственности и патриотизма из-за тотального навязывания чуждых ценностей потребления, цинизма, гедонизма и разврата;

посёлок значительно отдалён от центров культуры, имеющаяся в нём культурная инфраструктура слабо развита;

в условиях роста числа природных и техногенных катастроф молодые люди должны владеть умениями и навыками, необходимыми при действиях в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях;

юноши в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» должны быть готовы к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.

1.3. Педагогическая целесообразность программы выражается в определенной мере педагогического вмешательства, разумной достаточности в обучении. Предусмотренное программой содержание образования дополняет воспитательную деятельность семьи и школы и направлено на формирование у учащихся внутренней культуры, характера, дисциплины, воли, коллективизма, воспитание уважения к окружающим, старшим, готовности оказать помощь слабым и нуждающимся, способности к адаптации в современном обществе.

1.4. Отличительной особенностью программы является её комплексный характер. Предусмотренное ею содержание образования с учетом ближних и дальних перспектив, возрастных, половых и психологических особенностей учащихся предполагает расширение у них объёма знаний, формирование нужных для жизни умений и навыков, которые могут применяться в жизни сразу, по принципу «Здесь и сейчас!», выработку таких нравственно-волевых качеств личности, как твердость духа, воля, терпение, настойчивость.

1.5. Цель программы – формирование духовно-нравственной личности с развитыми умениями и навыками, необходимыми для творческого освоения мира, продолжения образования.

1.6. Программа является модифицированной. В её основу заложена программа Шишлянникова С. М. «Юные разведчики». При этом взятые из неё разделы «Разведчество», «Родиноведение», «Специальная подготовка» и «Скаутская практика» адаптированы к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога. Также в программу включены внеаудиторные занятия – экскурсии, походы, встречи, слёты, соревнования, участие в ежегодном международном слете-фестивале скаутов Джамбори «Колесо времени», профильных сменах ГАОУ ДОД «Детский образовательно-оздоровительный (профильный) центр «Сибирская сказка» и другие, направленные на обучение учащихся способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков на практике для поддержания высокого уровня их умственной и физической работоспособности.

1.7. По структуре программа является комплексной, включающей разделы «Разведчество», «Духовное воспитание», «Родиноведение», «Специальная подготовка» и «Скаутская практика», направленные на реализацию единой цели.

1.8. По содержанию деятельности программа является познавательной с элементами развивающей, спортивно-оздоровительной и социально адаптирующей деятельности.

1.9. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – нацеленной на вооружение новыми знаниями и прикладными навыками и умениями, дающими возможность реализовать себя в разных сферах практической творческой деятельности.

1.10. По уровню освоения программа является базовой, дающей основы знаний и формирующей предметные и ключевые компетенции в предусмотренных ею областях знаний.

1.11. Исходной теоретической основой программы являются положения о

формировании полноценной личности с высоким общекультурным уровнем, развитыми творческими способностями, сформированными практическими умениями и социально значимыми личностными качествами;

1.12. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить обучение и воспитание к индивидуальным физиологическим, психологическим качествам каждого молодого человека.

1.13. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого молодого человека.

1.14. Срок реализации программы :

программа рассчитана на 1 года обучения;

общая продолжительность обучения (216 учебных часа в год).

1.15. Режим занятий:

занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 учебных часа, включающие непосредственно занятия продолжительностью 45 минут и перерыв (перемену) между занятиями продолжительностью 15 минут;

принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.16. Возраст обучающихся: 12 – 18 лет.

1.17. Количество обучающихся в группе: не менее 15 человек.

1.18. Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.

1.19. Формы занятий:

1) аудиторные учебные занятия, основными формами которых являются теоретические и практические занятия;

2) внеаудиторные занятия – экскурсии, походы, встречи, слёты, соревнования, участие в ежегодном международном слете-фестивале скаутов Джамбори «Колесо времени», профильных сменах ГАОУ ДОД «Детский образовательно-оздоровительный (профильный) центр «Сибирская сказка» и другие.

1.20. Формы подведения итогов реализации программы :

текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формирование практических умений;

промежуточный контроль в ходе первого и второго года обучения в режиме работы центра без специально отведённого для него времени в форме мониторинга

участия учащихся в туристско-краеведческой и социально полезной деятельности;

итоговый контроль в конце третьего года обучения в форме мониторинга участия учащихся в туристско-краеведческой и социально полезной деятельности в течение трёх лет обучения.

2. Задачи программы

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

дать знания по скаутингу и углубить по родиноведению;

развивать и совершенствовать умения и навыки по разделам специальной подготовки и скаутской практики;

формировать человека и гражданина, обладающего высокими морально-волевыми качествами, гражданско-патриотическими и интернациональными убеждениями, уважающего культурное и историческое наследие народов России;

4. Учебно-тематический план

Темы занятий Часов

всего теория практика

1 год обучения 216 56 160

1. Вводный цикл 2 2

2. Разведчество 10 10

3. Духовное воспитание 12 12

4. Родиноведение 14 8 6

5. Специальная подготовка 108 18 90

6. Скаутская практика 70 6 64

5. Содержание образования

1 год обучения

1. Вводный цикл (2ч.)

Теоретическая часть. Знакомство с содержанием программы. Закрепление правил техники безопасности и охраны безопасности жизни и здоровья. Пропаганда здорового образа жизни, преодоления поведенческих факторов риска для здоровья – употребления наркотиков, алкоголя, курению, ранних половых контактов и др. Обсуждение материалов периодической печати по вопросам здоровьесбережения.

2. Разведчество (10ч.)

Теоретическая часть. Кто такие скауты. Основная символика скаутов: салют, девиз, галстук, рукопожатие, гимн. Структура скаутского объединения: звено, отряд, дружина, отдел. Форма. Знаки различия: разряды, награды, значки, звания. Законы и заповеди скаутов. Скаутские традиции. Осенний, зимний и весенний многодневные слёты скаутских отрядов северных районов Кузбасса.

3. Духовное воспитание (12ч.)

Теоретическая часть. Понятие базовых национальных ценностей. Патриотизм как любовь к Родине, к своему народу, служение Отечеству. Социальная солидарность как свобода личная и национальная, доверие к людям, государству, справедливость, милосердие, честь, достоинство. Семья как любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода. Труд и творчество как уважение к труду и людям труда, творчество, созидание, целеустремлённость и настойчивость. Наука как ценность знаний, стремление к истине, научная картина мира.

4. Родиноведение (14ч.)

Теоретическая часть. Гимн, флаг, герб России. Знакомство с картой современной России. Исторические периоды страны. Дни воинской славы России.

Практическая часть. Подготовка и проведение праздников Дня народного единства (4 ноября) и Защитника Отечества (23 февраля). Организация и проведение велопробега, посвящённого Дню Победы (9 мая). Экскурсии в музеи, картинные галереи посёлка, района, Кузбасса. Встречи с участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла, замечательными людьми посёлка, района, Кузбасса.

5. Специальная подготовка (108ч.)

Теоретическая часть. Строй, команды, подаваемые голосом, свистком, руками. Правила выполнения физических упражнений. Работа с картой и компасом. Основы гигиены, здорового образа жизни. Физзарядка и закаливание. Профилактика травматизма и оказание домедицинской помощи.

Практическая часть. Отработка строевых приёмов. Упражнения на силу, гибкость, ловкость, выносливость, быстроту. Приёмы самостраховки. Передвижения и стойки (фронтальная, боковая). Соревнования по направлениям специальной подготовки.

6. Скаутская практика (70ч.)

Теоретическая часть. Основные сигналы бедствия и способы передачи их. Обращение с ножом, топором, пилой, лопатой. Меры безопасности. Скаутские знаки.

Практическая часть. Первая медицинская помощь. Многодневные походы с целью творческого применения полученных знаний, умений и навыков на практике, деятельности по охране природы и подготовки к сдаче нормативов на значок «Турист России». Участие в ежегодном международном слете-фестивале скаутов Джамбори «Колесо времени», профильных сменах ГАОУ ДОД «Детский образовательно-оздоровительный (профильный) центр «Сибирская сказка».

Публикации по теме:

Интерактивная квест-игра «Разведчики» (подготовительная группа)Интерактивная квест-игра «Разведчики» (подготовительная группа) Интерактивная квест - игра «Разведчики»(подготовительная группа) Цель: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Задачи:.

Программа кружка «Юные исследователи» Кружок «Юные исследователи» Воспитатель: Ахметова Р. Г. Пояснительная записка: В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями.

Педагогический проект «Разведчики природы» ПРОЕКТ «РАЗВЕДЧИКИ ПРИРОДЫ» Старшая ясельная группа. Воспитатель: Скорынина Т. П. Цель: Вызвать и поддерживать у дошкольников чувство радости.

Программа арт-студии «Жар-птица». Комплексная программа по развитию творческих способностей детей 3. Содержание программы Название цикла Тема Цель НОД Кол-во Осенниекартинки Диагностика творческого развития личности Выявить уровень.

Программа кружковой работы «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста Значение экспериментирования Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека.

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Юные таланты» Пояснительная записка Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет.

Спортивное развлечение к Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста «Разведчики» Спортивное развлечение посвящено Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста «Разведчики». Дети входят в зал под марш.

Рисование «Ночные разведчики» в старшей группеРисование «Ночные разведчики» в старшей группе Цель: учить рисовать сову. Задачи: Учить детей передавать в рисунке характерные особенности совы: цвет, строение. Развивать умение рисовать.

Спортивное развлечение к 9 МАЯ «Разведчики на задании» (в средней группе) Цель: Воспитывать чувства гордости за героизм нашего народа и уважения к Родине. Задачи: • Развивать двигательную активность, память, внимание,.

Открытое занятие в первой младшей группе «Разведчики» Цель: Воспитывать чувства гордости за героизм нашего народа и уважения к Родине. Задачи: · Развивать двигательную активность, память, внимание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа туристско-краеведческой направленности «Юные разведчики»
Опубликовано: 9 января 2016 в 15:56
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД